Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Организационные изменения в технических университетах: институционализация управления качеством образования. Павлюткин, Иван бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:34
Скачать Организационные изменения в технических университетах: институционализация управления качеством образования. Павлюткин, Иван бесплатно
Организационные изменения в технических университетах: институционализация управления качеством образования

Диссертация

Автор: Павлюткин, Иван Владимирович

Название: Организационные изменения в технических университетах: институционализация управления качеством образования

Справка: Павлюткин, Иван Владимирович. Организационные изменения в технических университетах: институционализация управления качеством образования : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.03 / Павлюткин Иван Владимирович; [Место защиты: Гос. ун-т - Высш. шк. экономики] - Москва, 2010 - Количество страниц: 166 с. Москва, 2010 166 c. :

Объем: 166 стр.

Информация: Москва, 2010


Содержание:

Введение
Глава 1 Качество как организационная переменная университета: обзор экономических и социологических подходов
11 Экономика некоммерческих организаций и целевая функция университета
12 Новый институционализм в организационном анализе: управление качеством и легитимность университета
13 Организационные изменения университетов и институциональная теория
131 Организационная структура университетов
132 Организационная идентичность университетов

Введение:

Актуальность темы. За последнее десятилетие в России сложилась индустрия, продуктами которой становятся разнообразные модели, руководства и метрики качества высшего образования. Заинтересованность в совершенствовании качества сегодня демонстрируют различные агенты системы образования: представители государства, ассоциации работодателей, международные сертифицирующие организации и агентства по аккредитации, специализированные журналы, рейтинговые агентства, а также высшие учебные заведения.
Российские технические университеты принимают активное участие в экспериментах по совершенствованию качества высшего образования, что обусловлено двумя обстоятельствами.
Первое обстоятельство - включение России в мировое образовательное пространство. Образовательная система, в советское время пребывавшая в относительно замкнутом пространстве, сегодня всё больше начинает рассматриваться сквозь призму единой системы координат, т.е. активно сравнивается с образовательными системами других стран. Этому процессу способствуют реализация сравнительных проектов в области образования международными исследовательскими и общественными организациями (Всемирный банк, ОЭСР, ЮНЕСКО), создание систем международных рейтингов университетов (например, Шанхайский рейтинг и рейтинг газеты «Тайме»), вхождение России в межгосударственные и международные соглашения (например, подписание Болонской декларации в 2003). Обязательства, которые взяла на себя российская сторона как участник международного образовательного пространства, предполагают обеспечение сопоставимости моделей организации образования (например, введение системы «бакалавриат-магистратура»), параметров оценки и организационных форм управления качеством в высшем образовании.
Второе обстоятельство — необходимость решения проблем постсоветского развития высшего образования: преодоление последствий недофинансирования вузов, вымывания и старения преподавательских кадров, разрушения связей технических учебных заведений с предприятиями, невостребованности экономикой выпускников инженерных вузов.
Несмотря на значительное увеличение финансирования технических университетов за последние несколько лет, сегодня довольно остро встаёт вопрос об их востребованности как со стороны абитуриентов, так и со стороны профильных работодателей. Согласно опросам общественного мнения, профессия «инженер» является одной из наименее предпочтительных для современного молодого человека, что отражается как на конкурсе при поступлении, так и на «качестве» самих абитуриентов1. Типичным для технических университетов становится феномен «работающих студентов». «Инженеры» являются одной из наиболее масштабных групп выпускников вузов, не работающих по специальности. В то же время исследования российских предприятий говорят о дефиците инженерных кадров, и можно предположить, что недостатки профессиональной подготовки являются одной из причин2.
Принципиальной для технических высших учебных заведений становится задача поиска и внедрения релевантных инструментов оценки и совершенствования качества. Для активизации данной работы проводятся эксперименты по внедрению организационных инноваций в университетах. Одним из примеров стало внедрение в начале 2000-х годов специальных моделей менеджмента качества (СМК). Использование университетами руководств по качеству рассматривается как один из релевантных способов рационализации управления, для достижения более эффективных результатов их деятельности. В то же время внедрение СМК рассматривается как пример негосударственного механизма управления качеством высшего образования .
Исследования российских университетов, реализованные в последние годы, показывают, что использование подобных способов совершенствования качества образования носит противоречивый характер. С одной стороны в специализированных журналах по качеству появляется все больше публикаций управленцев вузов об успешном проведении экспериментов по внедрению организационных инноваций в различных университетах. С другой стороны, как показывают исследования университетов, наблюдается отрицательное отношение, как преподавателей, так и некоторых администраторов вузов, не понимающих смысла внедряемых инноваций и заявляющих о посягательстве на университетскую автономию со стороны государства4. Средний балл абитуриентов, поступивших в московские вузы по результатам ЕГЭ: август 2009 г. [Текст]: докл. Гос. ун-та — Высшей школы экономики / отв. ред., рук. исследования М. С. Добрякова. — М.: Гос. ун-т — Высшая школа экономики, 2009. С. 13.
2 Красипьникова М.Д. Работодатели о современном состоянии рабочей силы и профессиональном образовании // Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 3(77). С. 68.
3 Пузанков Д.В., Степанов С.А. Совершенствование деятельности образовательных учреждений с позиций менеджмента качества // Вопросы образования. 2004. № 4. С. 44.
4 Форрат Н. В. Проблема качества высшего образования: мировые вызовы и их российские трансформации // Вопросы образования. 2009. №2. С. 121-139.
Насущная для российских технических университетов проблема повышения качества образования сегодня приобретает неоднозначную оценку с неясными последствиями. Актуальными, и до конца не проясненными для заинтересованных участников становятся вопросы о том, почему внедрение новых способов совершенствования качества в технических университетах начинает давать сбои и каким образом снять противоречие между установками и приоритетами администраций технических университетов и задачами повышения качества высшего образования.
Разработанность проблемы. В диссертационной работе нас будет интересовать вопрос о том, каким образом администраторы технических университетов самоопределяются по отношению к изменениям, диктуемым разворачивающейся сегодня индустрией качества. Как показывают исследования крупных университетов западных стран, наблюдается типичная реакция на организационные инновации, внедряемые «сверху». Она заключается в низком темпе реализуемых изменений, а также в отклонении от их изначальной траектории, что может приводить к номинальным результатам и противоречивым последствиям5.
Исследовательская традиция предлагает нам несколько возможных объяснений организационных изменений университетов, как на макро, так и на микро уровне. Проведённое исследование опиралось на новый институциональный подход в экономической социологии и организационном анализе.
Первыми работами в рамках выбранного подхода были исследования, в фокусе которых находились крупные организации общественного сектора и в частности образовательные организации6. Например, классическая статья Дж. Мейера и Б. Роуэна, в которой обосновывается тезис о том, что формальные структуры являются не результатом деятельности сотрудников организации, а скорее отражают мифы, сформированные в институциональной среде, также опиралась на примеры образовательных организаций .
Исследованиями организационного поведения в рамках институционального подхода занимались такие авторы как Ф. Доббин, JI. Зукер, П. ДиМаджио, Дж. Мейер,
5 Gomitzka A. Government policies and organizational change in higher education // Higher Education. 1999. Vol. 38. P. 5-31; Krilcken G. Learning the Hew, New Thing': On the Role of Path Dependency in University Structures // Higher Education. 2003. Vol. 46. No. 3. P. 315-339.
6 Meyer H.D., Rowan B. Institutional analysis and the study of education / The New Institutionalism in Education ed. by Heinz-Dieter Meyer, Brian Rowan. State University of New York Press. 2006. P. 1-13.
7 Meyer J.W., Rowan B. Institutionalized Organizations: Formal Structure as Myth and Ceremony // American Journal of Sociology. 1977. V. 83. № 2. P. 340-63.
У. Окезио, У. Пауэлл, Дж. Пфеффер, Б. Роуан, Р. Скотт, Ф. Селзник, П. Торнтон, Н. Флигстин8.
Одним из ключевых тезисов в рамках исследований университетов становится утверждение о том, что динамика институциональной среды ставит университеты в ситуацию самоопределения, которое может иметь различные последствия, начиная от успешного развития, как это показано, например, в исследовании «предпринимательских университетов»9, и заканчивая кризисом легитимности и даже закрытием учебных заведений10.
Реакция университетов на динамику институциональной среды приводит к практике организационных изменений, которые могут рассматриваться в нескольких плоскостях". С одной стороны, исследователи рассматривают изменения, связанные с организационной структурой университета, например, с созданием новых и реорганизацией старых административных и академических подразделений, изменением их функций и правил взаимодействия12. С другой стороны, возникает отдельный пласт работ, посвященный исследованию изменений на уровне организационной идентичности университетов, т.е. пониманию того, какой организацией сегодня университет является и каким образом он позиционируется 13 вовне .
Исследовательская традиция институционального анализа поведения университетов представлена работами С. Альберта, К. Вэйка, Р. Вольфа, Е. Горнитской, П. Маассена, Дж. Мейера, Дж. Олсена, Бр. Роуана, С. Толберт, Б. Спорн, и в частности в связи с моделями совершенствования качества образования в исследованиях Д. Биллинга, К. Геннель, Б. Кларка, Д. Каменса, Ф. Лутц, Б. Стенсейкера, Б. Чарнявски, В. Чиабуру.
В России изучением организационных стратегий и организационных изменений вузов особенно плотно в последнее десятилетие занимались Е.В. Балацкий, С.А.
8 Zucker L.G. Institutional theories of organization // Annual Review of sociology. 1987. Vol. 13. P. 443464.
9 Clark B.R. Creating Entrepreneurial Uni versities: Organizational Pathways of Transformation. New York: International Association of Universities Press/ Pergamon — Elsevier Science. 1998.
10 Czarniawska В., Wolff R. Constructing New Identities in Established Organizational Fields: Young Universities in Old Europe 11 International Studies of Management and Organization. 1998. Vol. 28. No 3. p. 3256.
11 Labianca G., Fairbank J.F., Thomas J.B., Gioia D.A., Umphress E.E. Emulation in Academia: Balancing Structure and Identity H Organization Science. 2001. Vol. 12. No. 3. P. 312-330.
12 Billing D. Quality management and organizational structure in higher education // Journal of Higher Education Policy and Management. 1998. Vol. 20. № 2. P. 139-159.
13 Stensaker B. The Transformation of Organisational Identities. Interpretations of Policies Concerning the Quality of Teaching and Learning in Norwegian Higher Education. Enschede: Center for Higher Education and Policy Studies (CHEPS), 2004.
Беляков, А.О. Грудзинский, А.К. Клюев, Т.Л. Клячко, Е.А. Князев, Я.И. Кузьминов, H.JI. Титова, А.Е. Чирикова, О.Р. Шувалова, А.А. Яковлев.
Исследованиями качества российского образования с точки зрения организационного поведения высших учебных заведений занимались Г.В. Андрущак, В.А. Болотов, B.C. Вахштайн, С.А. Степанов, H.JI. Титова, Н.В. Форрат, И.Д. Фрумин, В.Д. Шадриков, М.М. Юдкевич.
Предмет и объект исследования. Предметом исследования является процесс реализации организационных изменений в технических университетах в связи с внедрением систем менеджмент качества.
Объектом исследования являются российские государственные технические университеты, изученные на примерах университетов Москвы, Санкт-Петербурга и Томска.
Цель и задачи исследования. Цель исследования состоит в определении условий и последствий распространения в технических университетах новых методов совершенствования качества высшего образования.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
1. Анализ существующих экономических и социологических подходов к исследованию университетов, реализующих организационные изменения в связи с необходимостью совершенствовать качество образования.
2. Выявление организационных эффектов, которые выделяются российскими и западными исследователями при анализе организационных изменений в университетах.
3. Выявление и оценка существующих в мировой практике организационных форм управления качеством высшего образования для обоснования российской специфики при организации такой работы.
4. Разработка методологии и методики исследования процесса организационных изменений на основании глубинных интервью с администраторами технических университетов, а также оценки распространённости в среде российских вузов моделей совершенствования качества, на основании вторичного анализа социологической информации.
5. Анализ собранного массива текстов глубинных интервью для выделения ключевых категорий, в которых происходит осмысление работы с качеством образования и описание типичных характеристик, обуславливающих различия в используемых категориях между администраторами университетов.
6. Определение интересов и позиций администрации технических университетов для описания процесса и последствий изменений на уровне организационной структуры и идентичности технических университетов в связи с различиями в используемых категориях.
7. Интерпретация полученных результатов в логике нового институционального подхода и сопоставление полученных выводов с предшествующими исследованиями организационных изменений университетов.
Методологическая и эмпирическая база исследования. Данное исследование базируется на методологии «обоснованной теории» (grounded theory, GR)14, с использованием различных техник кодирования и последующей категоризации текстовой информации15. По определению К.Чармаз: « методы обоснованной теории представляют собой набор гибких руководств, которые позволяют исследователю сфокусировать полученные данные и построить индуктивные теории среднего уровня через концептуальное развитие»16. Ключевым в процессе создания теории является индукция, которая сопровождается подтверждением появляющихся гипотез и генерализаций.
Здесь необходимо сделать несколько пояснений, касающихся самой методологии, её разворачивания применительно к исследованиям организаций и в, частности, университетов. Релевантным в данном случае будет понимание организации как конструируемой в процессе социального взаимодействия. «Организация - это система коллективного действия, призванная оказывать влияние на мир (ту его часть, которая релевантна для данной организации). Содержание действия - это смыслы (meanings) и вещи (артефакты). Одна система коллективного действия отличается от другой системой смыслов и продуктов, которые данной организации социально
17 атрибутируются» .
14 Страус А., Корбин Дж. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. - М.: Эдиториал УРСС, 2001; Glaser BG. Theoretical Sensitivity: Advances in the methodology of Grounded Theory. Sociology Press, 1978; Charmaz K. Grounded theory in the 21st century: applications for advancing social justice studies. In N. K. Denzin & Y. S. Lincoln (Eds.), The Sage handbook of qualitative research 3rd edition. 2005, California: Sage Publications. P. 507-535.
15 Кодирование и анализ полученной текстовой информации проводился с помощью бесплатной компьютерной программы «Weft QDA» (доступ: http://w\vw.prcssure.to/qd^
16 Charmaz К. Grounded theory in the 21st century: applications for advancing social justice studies. In N. K. Denzin & Y. S. Lincoln (Eds.), The Sage handbook of qualitative research 3rd edition. 2005, California: Sage Publications. P. 507.
17 Czarniawska B. A narrative approach to organization studies. L., 1989. P. 159. Цит. По Богатырь H.B. Раздвигая границы жанра: Барбара Чарнявска, гибридные дисциплины и антропология // Этнографическое обозрение. 2010. №1. С 3-6.
В данном случае, мы разделяем методологическую позицию тех, кто полагает, что «организации не имеют ни природы, ни сущности; они есть то, что люди представляют о них (как люди их представляют)»18. Организации конструируются в процессе социального взаимодействия, т.е. организовываются (organizing).
В основе работы методологии обоснованной теории лежит метод постоянного сравнения (constant comparative method), а результат сравнения фиксируется в категориях (category). Категории отражают принципиальные сходства наблюдаемых единиц, каждая из единиц может быть помещена в максимальное количество категорий, если она соответствует их (категорий) характеристикам19. В дальнейшем задача исследователя состоит в нахождении отношения между категориями и на этом этапе их можно укрупнять, объединять и пр.
В данном случае воспользовались логикой четырех исследовательских шагов,
20 которые предлагает Дж. МакКрэкен :
Таблица 1
Четыре исследовательских шага исследования в рамках обоснованной теории
Исследовательская стратегия Действия
Шаг 1. Обзор аналитических категорий Формирование дизайна исследования. Обзор существующих исследований по теме. Формулирование гипотез и контргипотез. Разработка структуры гай да и планирование теоретической выборки
Шаг 2. Обзор культурных категорий Формирование гайда и дизайна интервью. Подготовка первичных инструкций по проведению интервью. Формулирование вопросов на интервью.
Шаг 3. Открытие культурных категорий Проведение интервью и анализ массива текстов интервью. Осевое кодирование. Сравнение категорий. Перекрестное кодирование.
Шаг 4. Открытие новых аналитических категорий Сопоставление результатов с другими исследованиями. Формулирование объяснительной схемы.
18 Czamiawska-Joerges В. The Three-Dimensional Organization: a Constructionist View. Lund, Studentlitteratur: Chartwell Bratt, 1993. P. 9.
19 Glaser В., Strauss A. The Discovery of Grounded Theory: Strategies for Qualitative Research. N.Y.: Aldine de Gruyter, 1967. P. 105-106.
20 McCracken G. The Long Interview. Sage University Paper Series on Qualitative Research Methods, Vol. 13. Beverly Hills, CA: Sage. 1988. P. 29-48.
Источники информации
Массив используемых текстов получен с применением методов полуформализованных биографических лейтмотивных интервью. Эмпирическая база исследования основана на нескольких источниках информации:
1. Массив из 36 глубинных интервью, взятых в 2008-2009 году у администраторов высших учебных заведений в Москве (2 университета), Санкт-Петербурге (3 университета) и Томске (один университет).
2. Три экспертных интервью с нынешними и бывшими государственными служащими, занимавшими руководящие посты в Министерстве образования и науки РФ.
3. Вторичная информация о распространённости феномена управления качеством и показателях взаимодействия между вузами по поводу внедрения СМК на основании отчётов региональных центров сопровождения типовой модели менеджмента качества и официальных документов вузов.
Таблица 2
Распределение числа интервью с управленцами технических вузов по городам
Город Число вузов Число интервью
Москва 2 12
Санкт-Петербург 3 19
Томск 1 5
Всего 6 36
По итогам полевого этапа в одном вузе было взято от 5 до 7 интервью. Интервью были проведены с административными сотрудниками в рамках следующих позиций:
Проректор по учебной работе (в случае отсутствия был заменён на ректора, проректора по дополнительному образованию)
Проректор на научной работе (в случае отсутствия был заменён на проректора по международным связям, проректора по инновационному развитию)
2-3 декана инженерных факультетов
Директор центра менеджмента качества (в некоторых вузах обязанности выполняет проректор по учебной работе)
Поиск информантов и доступ к информантам
Поиск информантов осуществлялся через официальный сайт вузов. Составлялся список необходимых для интервью представителей вуза с контактами. После этого реализовывались 3 возможных способа доступа к информантам:
1. Проводился обзвон информантов с целью договориться о встрече, с представлением себя, описанием целей проекта. Этот способ оказался наименее удачным.
Например, в 3 вуза попасть не удалось. Респонденты объясняли нежелание разговаривать отсутствием времени, представлением о собственной некомпетентности в данных вопросах. В результате чего они были заменены.
2. Через знакомых, работающих в организациях, связанных с вузом. Через знакомых устанавливался контакт с одним из информантов - работником вуза. После интервью информант мог договориться с другими представителями администрации. Получение доступа к другим информантам вуза зависело от личной заинтересованности собеседника в разговоре. Такая стратегия использовалась при доступе к информантам в двух университетах.
3. Через собственный университет. От имени руководителя университета составлялось письмо с описанием целей и задач проекта, а также списка сотрудников для проведения интервью. Письмо отправлялось по факсу. После этого сотрудники университета обзванивались на предмет возможности проведения интервью. Обычно, если руководитель университета (ректор, проректор) давал согласие на проведение интервью, им назначался сотрудник, ответственный за организацию доступа к информантам.
Организация интервью
Для проведения интервью был составлен единый гайд (путеводитель) для всех интересующих категорий сотрудников университета. В нём присутствует «ядро вопросов» - стабильная часть вопросов для всех информантов и переменные вопросы, которые задаются информантам в зависимости от специфики работы и зоны ответственности. В ходе проведения полевого этапа такое решение оказалось оправданным, так как по некоторым темам гайда информанты отсылали к своим коллегам, ссылаясь на некомпетентность или неосведомлённость по данному вопросу.
Гайд интервью включал следующие тематические блоки: биографическая часть; вопросы о рабочих обязанностях информанта; оценка роли государства по отношению к вузу; практики работы с качеством образования, привлечение и отбор абитуриентов, конкурентные преимущества вуза, возможности вуза в трудоустройстве выпускников, оценка состояния ППС и научно-исследовательской деятельности вуза. В ходе проведения интервью формулировка многих вопросов и их последовательность оставались свободными. Как показала практика пилотных интервью, постепенное раскрытие информантами из одного вуза заданной интервьюером темы происходило по-разному, что не позволяло жёстко структурировать план интервью. (Гайд представлен в приложении)
Интервью проводились в кабинете информанта и записывались на диктофон. До начала интервью информанту рассказывалась краткая информация о целях исследования, анонимности (не раскрытия персональных данных). В ходе 7 интервью возникали технические паузы, когда у информанта звонил телефон или заходил секретарь. В среднем одна пауза длилась не более 4 минут. По окончании паузы информанту давалось устное напоминание о теме разговора.
Интервью проводились в форме биографического повествования. Такой формат интервью позволяет зафиксировать изменение отношения и мнений информанта к интересующей теме в зависимости от изменений описываемого социального
Л | контекста . «Данные сами по себе не обеспечивают окно в реальность. Скорее, «открывающаяся» реальность возникает из интерактивного процесса и его временных, культурных и структурных контекстов. Исследователь и другие субъекты задают рамки этому взаимодействию и обсуждают значения этого. Таким образом, наблюдатель становится частью того, что он наблюдает, нежели является чем-то отдельным. То, что наблюдатель видит, формирует то, что он или она будут определять, измерять и анализировать »22.
Структура биографического интервью состоит из двух частей: 1. Биографические вопросы необходимо, чтобы начерпать категории респондентов, которые будут анализироваться. Респондент должен рассказать свою историю в своих категориях; 2. Гранд-тур вопросы — это структура гайда. Внутри каждой темы есть подсказки и высказывания. Очищенные понятия позволяют нам задавать вопросы. Описание областей, которые охватываются интервью, и специфицировать категории, которые могут организовать данные.
21 Фукс-Хайнритц В. Биографический метод // Биографический метод в социологии: история, методология, практика / Ред. Колл.: В.В. Семенова, Е.Ю. Мещеркина. М., 1993. С.18.
22 Charmaz К. Grounded theory in the 21st century: applications for advancing social justice studies. In N. K. Denzin & Y. S. Lincoln (Eds.), The Sage handbook of qualitative research 3rd edition. 2005, California: Sage Publications. P. 507.
Сначала осуществлялось формирование контекста обсуждения, через биографические вопросы о выборе и получении образования в учебном заведении, дальнейшей профессиональной траектории информанта. В ходе дальнейшей беседы это давало возможность выйти на соотнесение информантом собственного опыта образования, профессиональной траектории с современной ему ситуацией.
Средняя продолжительность одного интервью составила 85 минут. Минимальная продолжительность одного интервью - 55 минут. Максимальная продолжительность -120 минут. Такая разница наблюдается в незначительном количестве интервью и объясняется преимущественно занятостью административного работника вуза.
Анализ интервью позволил дополнить информацию, необходимую для реконструкции индивидуальной организационной истории университета, а также позволил получить нарративные описания практик работы с качеством и раскрыть их значения в интерпретации информантов.
Надежность и достоверность информации обеспечивалась посредством сопоставления высказываний с реальными фактами и документальными свидетельствами, касающимися биографической ситуации информанта и самого университета23. Фокус работы был также направлен на выявление противоречий в высказываниях одного и того же информанта по теме, разных информантов внутри одного вуза или разных источников информации, сравнение полученных данных с данными количественных исследований и другими источниками информации. Для этого помимо интервью для анализа привлекались официальные и публичные документы вуза: миссия университета, стратегия развития университета (при наличии на сайте), заявка на конкурс в рамках национального проекта «Образование», историческая справка об университете, нормативные документы (напр., политика в области качества).
Научная новизна исследования. Научная новизна исследования отражена в следующих положениях:
1. На базе неоинституционального подхода в экономической социологии и организационном анализе определена специфика университета, отличающая его от исследуемой в экономической науке «фирмы» и рассматриваемой в теории функционализма «формальной бюрократии». Данная специфика заключается в большей чувствительности университетов к институциональному, нежели
23 Для каждого университета составлялся отдельный полевой дневник, в котором описывалась ситуация проведения интервью, оценивались возможные факторы, влияющие на надежность и достоверность информации. техническому контролю над осуществляемой деятельностью. Это означает, что их поведение направляется не принципом достижения технической эффективности, но скорее паттернами, возникающими в институциональной среде, следование которым способствует повышению легитимности университетов.
2. Установлено, что крупные университеты представляют собой сложные организации, в которых формальные административные иерархии переплетены с неформальными формами взаимодействия и кооперации. Для крупных университетов характерен феномен «слабого сцепления» между административными и академическими подразделениями. Показано, что такая организация приводит к замедлению процесса реализуемых «сверху» изменений и отклоняющимся результатам, через неформальное исполнение, формальных организационных правил.
3. Показано, что проникновение принципов управления качеством в российскую систему высшего образования является ситуацией заимствования институтов у стран, признанных более успешными в данной области и реализующих негосударственную модель управления. Такая ситуация- породила практики копирования российскими университетами отдельных процедур, измерительных устройств и организационных структур, сложившихся в западных университетах в связи с работой по совершенствованию качества. Тем не менее, в отличие от западных стран, в России сложилась государственная монополия на мониторинг и оценку качества образования, что привело к восприятию распространения данных принципов администрацией университетов как очередного государственного бюрократического проекта.
4. На материале глубинных интервью с руководителями технических университетов с использованием официальных документов показан процесс реализации организационных изменений через внедрение формальных организационных правил, должностных инструкций, посреднических комиссий и процедур рассмотрения жалоб студентов. Несмотря на изначальную активизацию данной работы на уровне формальной организационной структуры, она начала давать сбои в процессе адаптации правил на неформальном уровне. Необходимость реализации эффективных изменений повышает значимость как горизонтальных форм кооперации на уровне образовательных подразделений технических университетов, так и общего понимания организационной идентичности на уровне административных и академических подразделений.
5. В результате кодирования текстов интервью были выделены категории, в которых происходит осмысление администраторами университетов работы с качеством образования. Ключевыми из них стали «востребованность» и «соответствие». Их описание позволило обосновать различия в восприятии администраторами реализуемых организационных изменений. Показано, что внутри администрации российских университетов, между администраторами факультетов (деканы) и администраторами по качеству, не существует единого понимания принципов совершенствования качества. В результате деятельность по совершенствованию качества, инициированная менеджерами по качеству оценивается как второстепенная деканами факультетов. Отсутствие единого понимания работы по совершенствованию качества замедляет процесс реализации организационных изменений в обследованных технических университетах.
Основные положения, выносимые на защиту
1. В среде российских университетов последовательно формируется организационный порядок, в котором получают признание практики управления на основании специально разработанных моделей менеджмента (СМК). Данный порядок формируется и поддерживается в среде вузов за счёт трёх институциональных направлений: 1) копирования одними вузами успешных моделей вузов-пионеров в области совершенствования качества; 2) профессионализации менеджеров по качеству; 3) нормативного давления со стороны государства в виде предписания к использованию «типовой модели» менеджмента качества. Усиление взаимодействия и информационной нагрузки между вузами, выделение доминирующих университетов в деле совершенствования качества и закрепление паттернов «эффективного управления качеством» приводит к гомогенизации формальных организационных структур и правил в организационном поле высшего образования.
2. В обследованных крупных российских технических университетах, как и в университетах других стран, наблюдается типичная реакция на организационные изменения, реализуемые «сверху» в случае, если имеются противоречия в установках субъектов, включенных в процесс изменений и возможность неформальной кооперации внутри формальной организационной структуры. Она состоит в церемониальном характере изменений, когда исполнение внедряемых на вертикальном уровне формальных организационных правил начинает имитироваться и истолковываться как второстепенное и отнимающее от основной работы время. В результате идея внедрения модели менеджмента в университетах, через исполнение организационных правил всеми сотрудниками в формальной организационной структуре подвержена риску стать «локальным проектом» по созданию внешней отчётности для проверяющих органов. Реализация организационных инноваций в технических университетах, превращается в способ легитимного существования в институциональной среде вузов совершенствующих качество.
3. В среде технических университетов выделяются две базовых категории, в которых происходит осмысление темы качества высшего образования администраторами - «востребованность» и «соответствие». Первая является отражением логики постсоветского развития технических вузов и связана с пониманием проблем невостребованности инженерного образования со стороны абитуриентов, инженерных кадров со стороны рынка труда и, как следствие, самих образовательных программ. Вторая - маркирует необходимость активного взаимодействия с проверяющими организациями, осуществляющими внешний контроль качества образования, а также мониторинг реализации принципов менеджмента качества. Различия в логиках работы с качеством внутри администрации крупного университета приводит к тому, что внедряемые с определёнными намерениями инновационные практики, могут наполняться другим смыслом, работниками призванными их исполнять. Данное обстоятельство, при условии возможности неформальной кооперации субъектов изменений приводит, к отклонению изменений от их изначальной траектории.
4. Понимание администрацией невостребованности технического университета не даёт сегодня оснований для проведения радикальных организационных изменений, так как существует легитимный способ существования в среде российского высшего образования - соответствовать требованиям, которые зафиксированы в стандартах и нормативах государственных органов и сертифицирующих организаций. Это приводит к тому, что увеличение бюджетного финансирования технических университетов, может быть интерпретировано как необходимость совершенствования качества через усиление контроля над показателями, обеспечивающими соответствие осуществляемой вузом деятельности государственным стандартам. Это в свою очередь не означает для администрации университета необходимости совершенствования качества через повышение востребованности инженерного образования.
Просмотров: 192 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031