Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс. Анаев, Марат Азретович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
13:25
Скачать Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс. Анаев, Марат Азретович бесплатно
Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс

Диссертация

Автор: Анаев, Марат Азретович

Название: Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс

Справка: Анаев, Марат Азретович. Опыт организации психолого-акмеологической службы для реабилитации людей, переживших стресс : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 Нальчик, 2002 204 c. : 61 03-19/68-8

Объем: 204 стр.

Информация: Нальчик, 2002


Содержание:

ГЛАВА
I Исследование факторов влияющих на реабилитационные и коррекционные процессы
11 Анализ психолого-педагогической и акмеологическои литературы по теме исследовательской работы
111 Самооценка регулятор деятельности человека I
112 Направленность личности важный фактор достижения вершин профессионализма
113 Особенности психической регуляции
12 Проблема и методы организации психологоакмеологической службы для проведения реабили- тационных мероприятий с людьми, пережившими стресс
Выводы по I главе
ГЛАВА
II Опыт изучения воспитателей педагогов и детей в пансионатах отдыха
21 Результаты исследования воспитателей педагогов и детей в пансионатах отдыха
211 Исследование психоэмоционального состояния детей по методике «Дом Дерево Человек»
212 Диагностическое обследование по «Цветовому тесту отношений»
213 Исследование по тесту дифференцированной Y самооценки функционального состояния
214 Диагностическое обследование воспитателейпедагогов по тесту самоотношения
215 Оценивание профессиональной направленности учителя
216 Исследование самооценки сформированности профессионально значимых личностных качеств
22 Организация психолого-акмеологической службы в пансионатах отдыха
23 Система психолого-акмеологической работы реализованной в совместной работе с воспитателями, для
1 их дальнейшей реабилитационной работы с детьми
ГЛАВА
III Изучение влияния созданной психолого-акмеологической службы на детей и воспитателей из Чеченской республики
31 Динамика изменений и анализ факторов приведших к изменениям воспитателей и детей
Выводы по II главе
311 Исследование психоэмоционального состояния детей по методике «Дом ДеревоЧеловек»
312 Диагностическое обследование по «Цветовому тесту отношений»
313 Исследование по тесту дифференцированной самооценки функционального состояния
314 Диагностическое обследование воспитателей-педагогов по тесту самоотношения
315 Оценивание профессиональной направленности учителя
316 Исследование самооценки сформированности профессионально значимых личностных качеств
Выводы по III главе

Введение:

Исследование посвящено проблеме оказания помощи людям, пережившим стресс. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что жизнь современного человека богата экстремальными ситуациями.Пожары, аварии транспортных средств, катастрофы на промышленных предприятиях, природные катаклизмы, обвалы шахт, воор>женныс столкновения, а также распад семейных отношений, безработица и безденежье, с которыми сталкивается практически каждый человек, - всего не перечесть. Все они вызывают стрессовые расстройства. Стресс - термин, используемый для обозначения обширного круга состояний че)ювека, возникающих в ответ на разнообразные экстремальные воздействия (стрессоры). Первоначально понятие «стресс» возникло в физиологии для обозначения неспецифической реакции организма («общего адаптационного синдрома») в ответ на любое неблагоприятное воздействие (Селье)[144]. При экспериментальных и клинических исследованиях поведения человека в экстремальных ситуациях, учение Селье дало основание для выработки и развития понятия «психологический стресс», которое crajio иclЮJlЬioвaгьcя для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческих уровнях [31,37,38,47,144,152,159].Человек умеет адаптироваться к различным обстоятельствам; с изменением нашей жизни меняемся и мы сами. Происходящие в нас перемены, помогают выжить, с какими бы трудностями мы не столкнулись, и отражают уровень нашей психологической защиты и адаптации.Для увеличения уровня психологической защиты и степени адаптируемости, необходимо проведение интегративных мероприягий, направленных на овладение необходимым минимумом психологических и акмеологических знаний, для адекватного восприятия сложившейся ситуации и повышения уровня акмеологической адаптивности. [16, 103] Существующие психологические службы решаю i лис OCIUIHIII.K' задачи: описание состояния объектов (психологическая диагностика) и воздействие (посредством рекомендаций или применения социальных технологий преобразования состояния того или иного социального объекта). [133 306] Из определения психологической слу"/кб[>1 видно, чю она предусматривает изменения в психоэмоциональной сфере непосредственным воздействием специалиста, то есть объект воздействия играет как бы пассивную роль. В наших условиях работы, это было бы не эффективно, (это обуславливалось большим количеством Jlюдeй с коюрыми предстоит работать, ограниченным временем, нехвагкоП cnc'ui^^.Hicror; н другими факторами).Учитывая сложившиеся факторы, было принято решение создать психолого-акмеологическую службу, которая предусматривает рабогу с воспитателями-педагогами. Это зрелые люди, имеющие пpoфeccиoнaJlьнyю подготовленность, работающие с детьми, поэтому, мы свою работу строили, ориентируясь на воспитателей-педагогов. При организации работы было рассмотрено акмеологическое направление и ис1Юльзован aкмeoJЮl•ичecкий подход, то есть описание совокугшых принципов, приемов и мегодов позволяющих решать акмсологичсскис проблемы и задачи.[2,3,4,13,14,39,56,60,62,65,70,115,148].При организации работы с воспитателями-педагогами и детьми, необходимо было учитывать, что они нуждаются в психологической реабилитации, необходимо проведение с ними психокоррекционных мероприятий, и мероприятий направленных на психофизиологическую адаптацию к сложившимся условиям. Проблему реабилитации, психокоррекции рассматривают многие авторы. [18,28,36,71,100,113,1 17,161 и другие] Нашей основной задачей при проведении реабилитационной работы являлось, организовать деятельность воспитателей-педагогов, для того. чтобы они могли профессионально состояться, после психологической травмы, которую они пережили. Опираясь на внутренние резервы и творческий потенциал воспитателей-педагогов подвести их к самоосошаиию необходимости созидательной деятельности, которая для них проявляется в стремлении лучше решать свои профессиональные задачи. Для профессионального становления необходимо самореализация своего творческого потенциала, организация работы таким образом, чтобы повысилось желание работать самостоятельно. Когда человек заинтересован своей работой, стремится к профессионализму в своей деятельности, то ем}' не безразлично то, какой результат он получает в своей работе. Таким образом, предусматривалось проведение психолого-акмеологических мероприятий с воспитателями-педагогами, чтобы изменения происходятие в них, могли позитивно отразиться в непосредственной деягелыюсги с детьми.Психиатры полагают, что экстремальные условия могут оказать воздействие практически на любого человека. Потеря душевного равновесия, сильное эмоциональное возбуждение, бурные психические проявления в таком случае совершенно нормальны. При сравнительно небольшой травме повышенная тревожность, нервозность, притупленность эмоций и др)1ис симптомы стресса постепенно пройдут в течении нескольких часов, дней или недель. Но при сильной психологической травме или при неоднократном повторении травмирующего события, болезненная реакция может сохраниться на многие годы. Это особый комплекс психологических проблем, который характеризуется нарушением внутреннего равновесия. Он относится к внутреннему миру личности и связан с реакцией человека на пережитые события. При отсутствии своевременной и адекватной 1юмош,и, посттравматические стрессовые расстройства приобретают хронический характер и приводят к выраженным нарушениям в социальной адаптации, усугубляемой частым присоединением алкоголизма и наркомании. конфликтами с законом. Возникает апатия и отрицательное отношение к жизни, что нередко ведет к мыслям о суициде.[109,112,161,165,166,168,169] Учитывая то, что основная масса людей переживших стрессовые расстройства, это люди зрелого возраста, возраста "акме", то актуальность проблемы создания психолого-акмеологических служб, для реабилитации людей, переживших экстремальные ситуации, бесспорна.Мы проводили свои исследования в КБР г. Нальчике, куда были направлены на оздоровление дети и воспитатели из Чеченской республики.Они размеш,ались в пансионатах отдыха, санаториях, спортивнооздоровительных лагерях. Срок их пребывания в КБР ограничивался одним месяцем (30 дней). Исследования проводились в пансионатах отдыха "Долинск", "Нарт"; спортивно-оздоровительном лагере "Восход"; санатории "Эльбрус".Целью исследования: является определить: - психоэмоциональное состояние воспитателей-педагогов и ле1еГ1: - творческий потенциал воспитателей-педагогов, их профессиональную компетентность и готовность к продуктивной профессиональной деятельности в условиях мирной жизни (до и после проведения психологоакмеологических мероприятий); - создание психолого-акмеологической службы.Объектом нашего исследования явились воспитатели-педагоги, работающие над собой с целью повышения профессиональных и психологоакмеологических знаний, как факторов необходимых для успешной реализации своего творческого потенциала в индивидуальной деятельности, результатом которого является благополучие детей.Предметом исследования: является зависимость между уровнем продуктивности, деятельности воспитателей-педагогов в воспитательной и реабилитационной работе с детьми и факторами, связанными с проведением мероприятии направленными на овладение психолого-акмеологическими знаниями воспитателями-педагогами.Задачами исследования являлись: • психологическая разгрузка воспитателей-педагогов и дегей (епягие эмоционального напряжения, тревожности и т.п.); • обеспечения интенсивного проведения психокоррекционных мероприятий, включая методы суггестопедии, релаксопедии, аутотренинга, тренинга общения, обучения навыкам моби.чизации в стрессе и других; • обеспечение воспитателей-педагогов психолого-акмеологическими знаниями; • обучение методам релаксации, медитации. а\'тогепиоп трепипорки навыкам бесконфликтного общения и т.п.; • подготовка воспитателей для дальнейшей работы с детьми.Гипотезой исследования выступили предположения: - что после проведения психокоррекционных мероприятий и овладения воспитателями-педагогами психолого-акмеологическими знаниями у них повысится уровень продуктивности в профессиональной деятельности и увеличится степень самореализации своего творческого потенциала; овладение воспитателями-пелагога\и1 MCIINO. UMIV акмеологическими знаниями благотворно отразится на результатах, их практической деятельности с детьми.Теоретическая и методологическая основа исследования: Теоретической и методологической основой исследования выступили фундаментальные положения философов, психологов, педагогов, социологов и акмеологов о необходимости проведения реабилитационных мероирия f пП с людьми, пережившими стрессовые расстройства, которые ведут к потере душевного равновесия, сильному эмоциональному возбуждению. б\риым * психическим проявлениям: повьниенная тревожность, нсрпо-^ ,П()СТ!>, притупленность эмоций и другие.Направления акмеологической науки представлены рабогами; Б.1\ Ананьева, А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Н.В. Кузьминой, В.И. Натарова и др.; диагностические и психодиагностические исследования в работах: Л В Батаршева, Л.Ф. Бурлачук, СМ. Морозова, А.Б. Леонова и др.; по реабилитационным и психокоррекционным мероприятиям расем(ч pent,! исследования специалистов МВД РФ, а также работы: В.И. Багдонович, Ф.П. Василюк, А.Б. Леонова, Б.Ф. Ломова, В.И. Натарова, PitmanR.K., Orr S.F, Kemp A. и др.; этнопсихологическая, историческая и социокультурная направленность отраженны в работах: И.Ю. Алироева, СМ. Арутюняна, Д.Д. Межидова, В.Г. Крысько, Э.А. Саракуева и др.Была использована интегральная акмеологическая система методов исследования, включающая: а) психодиагностические методы направленные I на выявление психоэмоциональной сферы и соматического состояния tf воспитателей-педагогов и детей, а также профессиональную наг!равленносгь и профессиональную компетентность воспитателей-педагогов. б) реабилитационные и психокоррекционные методы, акмеологические методы.Основными положениями, выносимыми на зан1иту, явились: • результаты, полученные при психодиагностическом исследовании; • создание психолого-акмеологической службы для реабилитации людей переживших стресс; • позитивные изменения, произошедшие в психоэмоциональной сфере воспитателей-педагогов и детей и повышение профессионализма и направленности на саморазвитие творческих потенциалов у воспитателейпедагогов.База исследования: всего, в процессе исследования, нами было охвачено 280 воспитателей (от 23 до 72 лет); из этого числа 243 (87%) воспитателя были женщины. Из общего числа воспитателей педагогическое образование имели 249 (89%) человек; 22 (8%) воспитателя недоучились в силу известных событий в Чечне и 8 (3%) человек вообще не имели педагогического образования.А также, дети в возрасте от 4 до 16 лет. Контингент детей, с которыми мы непосредственно работали, составил в общем 620 HejioBCK.Научная новизна и теоретическая значимость исследования: 1. Подобран ряд интегративных методик, позволяющих диагностировать психоэмоциональное и соматическое состояние людей переживших стресс.2. Предложена структура психолого-акмеологической службы, позволяющая проведение психодиагностического исследования; предложены для проведения психолого-акмеологические и педагогические мероприятия направленные на психокоррекцию и реабилитацию людей переживших стресс и увеличение у них степени акмсологичсскоП адаппшиосш к изменяющимся условиям.3. Выявлено позитивное влияние проведенных психологоакмеологических и педагогических мероприятий с воспитателямипедагогами, которые отразились в продуктивной и творческой рабою с детьми.Практическая значимость исследования: 1. Проведено акмеологическое исследование, отличительной особенностью, которой является интегративный междисциплинарный подход, позволяющий определить психоэмоциональное и соматическое состояние воспитателей-педагогов и детей, а также профессиональную направленность, профессиональную самооценку и другие профессиональные качества воспитателей-педагогов. " 2. Выявлены позитивные изменения в психоэмоциональном и соматическом состоянии воспитателей-педагогов и детей как результат л проведенных с ними психолого-акмеологических и педагогических мероприятий направленных на реабилитацию и психокррекцию аффективной сферы.Апробация результатов исследования: Основные результаты исследования обсуждались на методических семинарах проходящих под руководством Н.В.Кузьминой в Кабардино* Балкарском государственном университете им. Х.М. Бербекова; на Всероссийских и региональных конференциях и семинарах, таких как: Северо-Кавказкая региональная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых "Перспектива - 99" / КБР, пос Эльбрус, апрель 1999г /; Республиканская научно-теоретическая конференция "СОМРАКА I IVh EDUCATION" /г. Карачаевск, октябрь 1999г./; Всероссийская научно! практическая конференция. "Проблемы повышения качества и новые 1^ технологии подготовки специалистов образования в системе классических университетов". /г.Нальчик, октябрь 2000г./.Внедрение результатов исследования: На основании результатов исследования подготовлены психологоакмеологические, педагогические, психокоррекционные мероприятия; составлены планы проведения этих мероприятий как для воспитателейпедагогов, так и для детей. По подготовленным планам проводили работу в пансионатах отдыха "Долинск", "Нарт" и спортивно-оздоровительном лагере "Восход".Структура и объем диссертации: Диссертация включает введение, три главы, заключение, литературу. приложение.
Просмотров: 166 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031