Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Оптимизация функционирования регионального психолого-педагогического центра. Лисицина, Надежда Александровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:28
Скачать Оптимизация функционирования регионального психолого-педагогического центра. Лисицина, Надежда Александровна бесплатно
Оптимизация функционирования регионального психолого-педагогического центра

Диссертация

Автор: Лисицина, Надежда Александровна

Название: Оптимизация функционирования регионального психолого-педагогического центра

Справка: Лисицина, Надежда Александровна. Оптимизация функционирования регионального психолого-педагогического центра : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.13 Москва, 2000 222 c. : 61 00-19/203-8

Объем: 222 стр.

Информация: Москва, 2000


Содержание:

Глава! Теоретические подходы к организации регионального психолого-педагогического центра
11 Генезис исследования проблемы организации регионального психолого-педагогического центра
12Сущностные характеристики и содержание деятельности психолого-педагогического центра
13 Критерии, показатели, индикаторы эффективности деятельности регионального психолого-педагогического центра Выводы первой главы
Глава2 Оптимизация деятельности регионального психологопедагогического центра
21 Психолого-акмеологическая модель регионального психолого-педагогического центра
22 Психологическая реабилитация и психокоррекция в работе региональных психолого-педагогических центров
23 Условия и факторы оптимизации деятельности регионального психолого-педагогического центра Выводы

Введение:

Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что практически отсутствуют исследования и анализ деятельности региональных психологических служб, обеспечивающих комплексную профессиональную психологическую помощь населению в современный период. В условиях перестройки экономических отношений такие явления, как безработица, инфляция, резкое снижение жизненного уровня и др. уже породили массовые изменения психоэмоционального состояния людей, привели к сильным стрессовым потрясениям и социальной дезадаптации значительных слоев населения, что прежде всего отразилось на современной семье. С этих позиций особую значимость приобретает проблема оптимизации деятельности региональных психолого-педагогических центров, оказывающих психологическую помощь различным возрастным и социальным группам населения по преодолению социальной депрессии, психотравмирз^ющих ситуаций, неуверенности в возможности решения жизненных задач собственными силами, профилактике эмоционально-аффективного напряжения.Особенно актуальны данные службы в работе с семьями, детьми и подростками, поскольку они обеспечивают психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях. Региональный психолого-педагогичесьсий центр способен обеспечить современную материально-техническую и научнометодическую базу, внедрение достижений науки, современных профессиональных технологий в практику работы психологов, что является существенным фактором совершенствования их профессионализма и личностного роста. Повышение эффективности З^ебно-воспитательного процесса в результате деятельности центра способствует развитию физического и психического здоровья ребенка, формированию его личности, ценностных ориентации и отношений. Все это является необходимой основой для достижения человеком личностной зрелости, позволяющей ему самореализоваться в профессиональной и личностной сфере в течение его жизни.Значимость комплексного подхода к организации психологопедагогических центров обусловлена необходимостью разработки на государственном уровне научно обоснованной системы социальнопсихологической и психолого-педагогической помощи различным возрастным и социальным категориям населения, стимулирующей его на активное и самостоятельное решение своих жизненных задач, выход на уровень «акме» человека как индивида, как личности, как субъекта творческой деятельности.Дефицит научно обоснованных разработок, технологий, способствз^ющих повышению эффективности деятельности региональных психолого-педагогических центров в современных социально-экономических условиях, вызван объективными и субъективными причинами. Резкое ухудшение психоэмоционального состояния населения вызвано социально-экономическими условиями, что привело к противоречию между существующими организационными формами оказания психологической помощи и их несоответствием масштабам, формам социально-психологической дезадаптации населения. Ведомственный подход к организации психологической службы не обеспечивает непрерывности и комплексности оказания психологической работы на всех этапах социально-психологической адаптации и успешной социализации различных категорий населения в условиях нестабильности общества. Процесс социализации, как и система работы по профилактике отклоняющегося поведения, требует реализации системного междисциплинарного похода, который не позволяет замыкаться в рамках узкой специализации, а предполагает синтезирование в работе центра специалистов разных отраслей (психологов, социальных работников, педагогов, психотерапевтов, психиатров и др.), высокого ypOBHLa их профессионализма.В связи с этим особый интерес представляет анализ регионального опыта функционирования психолого-педагогического центра, и на этой основе разработка и внедрение технологий, методов и методик психодиагностики и психокоррекции для различных категорий детского и взрослого населения. Этим продиктован выбор темы исследования, определены его задачи.Состояние научной разработанности проблемы: Социально-психологическая адаптация личности к изменениям социальной среды рассматривается в работах К.А.АбульхановойСлавской, И.К. Кряжевой, А.А.Налчаджяна, В.А.Петровского и др.Проблемы организации психологических служб изложены в работах И.В. Дубровиной, М.Р. Битяновой, Е.И. Рогова, У.В. Кала, В.В. Раудика, Л.С. Алексеевой, А.Беличевой, А.А.Деркача, Е.А.Яблоковой, Л.И. Катаевой.Существуюпще модели служб практической психологии освещают преим)шдественно организацию психологических служб внутриведомственной системы: образования - И.В.Дубровина, М.Р.Битянова, Н.С.Бурлакова, Ю.З.Гильбух, Н.В.Морозова, Р.В.Овчарова, А.С.Чернышов, Л.М.Фридман; социальной защиты населения- А.Беличева, В.Г.Бочарова, В.А.Иванников.Однако масштабы негативных социально-психологических последствий проводимых реформ сегодня настолько велики, что требуют создания региональных комплексных психологических служб, осуществляющих психологическое сопровождение учебновоспитательного процесса в образовательных учреждениях и оказывающих поддержку социально незащищенным слоям населения и практически всему населению, испытывающему адаптационные трудности переходного периода.Это требует реализации комплексно-интегративного подхода в организации психолого-акмеологических служб, разработанного А.А.Деркачом, Е.А.Яблоковой, И.Н.Семеновым, Л.И.Катаевой, Ю.Степановым.Все это обусловило выбор темы данного исследования, определило выбор объекта, предмета исследования, обоснование исследовательских целей и задач.Цель исследования: выявить психологические особенности функционирования регионального психолого-педагогического центра и на этой основе определить условия и факторы оптимизации его деятельности.Объект исследования: функционирование межведомственного комплексного психолого-педагогического центра.Предмет исследования : психолого-акмеологические средства оптимизации функционирования регионального психологопедагогического центра.Гипотеза исследования состоит в том, что основными условиями и факторами оптимизации работы центра являются следующие; объективные - снятие ведомственных барьеров, препятствующих реализации принципов интегративности и междисциплинарности; обеспечение необходимыми материально-техническими и профессиональными ресурсами; субъективные - наличие подготовленного потенциала руководителей центра и специалистов психологов, степени их удовлетворенности своей профессиональной деятельностью, достаточно высокого уровня их мотивации и стремления к самореализации как специалистов с высоким «акме»; объективно - субъективные - наличие необходимого уровня профессионализма сотрудников центра, включающего профессиональные знания, умения, компетентность, развитие личностно-деловых и профессионально-важных качеств При наличии этих условий психолого-педагогический центр: - может быть использован как новая технологическая и организационнопсихологическая система обеспечения психологической помощи населению, способная оказать влияние на социально-психологические процессы, смягчить последствия дезаптационных проявлений в психике людей; оказать своевременную помощь при возникновении проблем межличностного, профессионального, социального взаимодействия; оптимизировать )^ебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях; способствовать более успепшой социализации и адаптации людей, попавших в сложные жизненные ситуации; - может выступать как структзфа, обеспечивающая профессиональный рост специалистов, работающих в системе государственной психологопедагогической помощи населению: психологов, учителей, социальных педагогов образовательных учреждений, социальных работников учреждений социальной сферы, методистов.Задачи исследования: 1. Осуществить теоретико-методологический анализ проблемы функционирования и развития регионального психолого-педагогического центра.2. Выявить критерии, индикаторы, показатели эффективности функционирования психолого-педагогического центра.3. Осуществить мониторинг эффективности деятельности в системе функционирования регионапьного психолого-педагогического центра, провести социально-психологические и психологоакмеологические исследования.4. Выявить типы и виды психологической и социальнопсихологической помощи категориям населения с различными формами дезадаптации, исходя из сущностных характеристик содержания деятельности психолого-педагогического центра.5. Представить систему разработки и внедрения современных психотехнологий и методик диагностической и психокоррекционнои работы.6. Определить психолого-акмеологические условия и факторы оптимизации функционирования регионального психологопедагогического центра.Теоретико-методологическая база диссертации включает основные положения системного анализа исследуемой проблемы как целостного, многоуровневого и многофакторного явления, опирающегося на теорию управления общественными системами (В.Г.Афанасьев, А.В.Брушлинский, Б.Ф.Ломов, В.Емельянов, В.П.Кузьмин, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин).В разработке и обосновании теоретических основ з^итывались основные положения психологической теории личности о динамическом характере ее взаимоотношений с миром, о социальной детерминированности развития лиганости, единстве объективных и субъективных условий, роли субъекта деятельности в процессе взаимодействия с социальной средой.Интеграция научного знания о природе и путях предупреждения социальных отклонений предполагает единую методологическую и концептуальную основу, которая разработана в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, И.С. Кона, Е.С. Кузьмина, Л. Рубинштейна, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М. Теплова и др. Она выражается в следующих основных принципах: 1 .Принцип социальной детерминации существования индивида.2.Принцип самодетерминации, заключаюпщйся в том, что индивид в процессе социализации рассматривается не в качестве пассивного звена, а в процессе активного взаимодействия личности и среды, что предполагает активную целенаправленнзоо деятельность личности по преобразованию материальных и духовных ценностей, по созданию определенньгх условий для собственного развития, по самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими идеалами и ценностями, достижением степени физической и психической зрелости.3.Принцип деятельностного опосредствования, з^азывающий на то, что основным способом усвоения индивидом социального опыта является активное взаимодействие индивида со своим ближайшим окружением, с которым он вступает в процесс деятельности, общения и благодаря которому, включаясь в разнообразные общественные отношения, формируется как личность.Взяты за основу положения акмеологии о необходимости внедрения развивающих психотехнологий, методов, позволяющих интенсифицировать процесс формирования профессионального мастерства психологов, педагогов , работников социальной сферы.Диссертационное исследование опиралось на основные документы, регулирующие деятельность социально-психологических и психолого-педагогических центров разной ведомственной подчиненности.Методическое обеспечение исследования включало следующие методы исследования: анализ документов, экспертную оценку, анкетный опрос, тестирование, мониторинговые исследования. В ходе эмпирического исследования были использованы методики: социометрия, референтометрия, контент-анализ, компьютерная комплексная диагностическая технология «Референт», оперативная диагностика социально-психологической атмосферы Ф.Фидлера, "Оценка профессиональной направленности педагога", "Оценка агрессивности педагога", личностный опросник Кеттела.В исследовании использованы методы интерпретации, качественная и количественная статистическая обработкаматериалов психологических исследований.Эмпирическую базу исследований составили более 10 тысяч человек, которые получили психологическую помощь через службы психолого-педагогического центра "Доверие" г. Новгорода за период 1997-1999 г.г.Надежность и достоверность результатов работы определялась обоснованностью исходных теоретико-методологических положений, применением апробированного инструментария психологических, психолого-акмеологических исследований, подтвердивших правомерность выдвинутой гипотезы; репрезентативной выборкой, которую составили директора школ, школьные психологи, клиенты центра, педагоги, социальные педагоги. Это обеспечило валидность и надежность полученных в исследовании результатов.Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.1. Научно обоснована необходимость создания системы функционирования региональных психологических служб как целостного социально-психологического механизма профилактики и психокоррекции массовых дезадаптационных процессов и оказании реальной психологической помощи различным социальным и возрастным группам населения.2. Выявлена зависимость между видами дезадаптации личности (нормальной, девиантной или некомформистской, патологической) и типами оказываемой психологической помопщ (профилактическопросветительской и психолого-корректирующей).3. Выявлены критерии, показатели, индикаторы эффективности функционирования психолого-педагогического центра: психологоакмеологические; рост профессиональной квалификации сотрудников, удовлетвореьшость сотрудников самореализацией, рост достижений в практической деятельности, наличие организационной структзфы; повышение результативности диагностической, консультативной, индивидуальной и грзчшовой работы по следующим индикаторам: росту количества обращений в службы центра, уровню субъективной удовлетворенности обратившихся за помощью в центр, количеству консультаций, данным психодиагностики по результатам психокоррекционной работы; педагогические: количественные и качественные результаты психолого-просветительской работы специалистов центра в образовательных и социальных учреждениях города; социально-психологические: социально-психологические настроения, состояния, самочувствие различных социальных групп, социально-демографические показатели, рост имиджа центра в регионе.4. Осуществлен мониторинг эффективности деятельности центра среди директоров ппсол, психологов, клиентов центра, социальнопсихологический мониторинг социально-психологического состояния и психического здоровья населения города, по результатам которого проведен анализ эффективности деятельности служб, разработаны авторские программы, получившие государственнз^ю лицензию на реализацию психологических услуг населению: программа психологической помощи детям группы «риска», программа работы с кризисной семьей, программа работы с социальными педагогами, педагогами по профилактике школьной дезадаптации в образовательных учреждениях и другие.5. Внедрены в практику новые виды, формы работы с населением и образовательными, социальными учреждениями: волонтерские группы поддержки, специализированные телефонные линии «Ровесник», «Сестра», социально-психологические комиссии по месту жительства и т.д. Начато внедрение психотехнологий, повышающих эффективность психологической помощи населению, позволяющих интенсифицировать процесс социализации и адаптации различных грзшп населения, решающих задачи ос)Ш];ествления личностного, профессионального роста психологов: компьютерная технология «Референт» по диагностике эффективности зд1ебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, разработке индивидуальных программ интеллектуального и личностного развития учащихся; технология функционирования социально-психологических участков по месту жительства; методика профессора Шичко в работе с людьми, имеющими проблему алкогольной зависимости, и их семьями.Практическое значение исследования состоит в том, что основные его положения и выводы являются теоретическим обоснованием оптимизации деятельности психологических центров с учетом специфики сложившихся сложных социально-экономических условий в жизни общества в целом, каждой семьи и человека в отдельности, и могут быть использованы для формирования системы психологических служб в условиях малых и средних городов и регионов России.В работе обобщен, проанализирован и представлен опыт реально действующего психолого-педагогического центра по оказанию психологической помопщ различным социальным и возрастным группам населения, обоснован вывод о безусловной необходимости создания комплексных профессиональных психологических центров на региональном и местном уровне, обеспечивающих профессиональн)ао деятельность психологов в различных организациях независимо от ведомственной принадлежности. В соответствии с разработанными теоретическими и практическими положениями и выводами, на основе апробированных документов, положений, структуры функционирования региональной психологической службы дается модель ее организации. способной осуществлять качественную психологическую помощь значительному количеству людей.Положения, вьшосимые на защиту 1. Сущностные особенности оптимизации деятельности психологического центра связаны с установлением зависимости между видами, формами адаптированности и дезадаптированности личности (нормальная, девиантная, патологическая, устойчивая, ситуативная, временная адаптированность) и типом (видами) оказываемой психологической помощи (индивидуальная и групповая психокоррекция, консультирование, психотерапия; психопрофилактика и просвещение, обучение).2.Оптимизация деятельности психологических служб предполагает интегративность и междисциплинарность в деятельности регионального психологического центра, она обусловлена системным характером процесса социально-психологической адаптации личности в динамично изменяющемся обществе, социальной, возрастной, групповой вариативностью уровней, видов, форм адаптированности и дезадаптированности личности.3.Необходимо обеспечить непрерывность и системность психолого-акмеологического сопровождения процесса социальнопсихологической адаптации личности на протяжении всего жизненного пути, особенно в период становления личности в детском и подростковом возрасте, когда активно идет процесс усвоения социального опыта в ситуациях обучения, воспитания, закладываются основы для формирования зрелой личности, способной достичь в своем развитии уровня «акме».4.Постановка проблемы организации региональных психологопедагогических центров на межведомственной и междисциплинарной основе знаменует собой завершение первого этапа становления практической психологии в России - институционализацию первых служб практической психологии в рамках отдельных министерств и ведомств. На этом этапе происходит становление профессиональных, организационно-методических и материально-технических основ функционирования данных служб, профессиональное осознание (рефлексия) позитивного опыта и возникших проблем.5. Для современного периода характерны профессиональные проблемы, связанные с отсутствием ожидаемых результатов, низкой эффективностью работы психологических служб, их неспособностью решать комплексные задачи, что было вызвано отсутствием общей стратегии социально-психологической работы с населением в целом, в основе которой должен лежать комплексно-интегративный подход, объединяющий на государственном уровне все виды психологических служб в единый психологический региональный центр, позволяющий обеспечивать методологическую, методическ)^ю, организационнотехническую поддержку практическим психологам, позволяющую внедрить современные технологии в практику работы специалистов, стратегию и тактику организации, осуществление процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на более высокие уровни профессионализма.Обобщение опыта работы регионального психологопедагогического центра г.Новгорода показало целесообразность выделения в структуре центра следующих подразделений: службы экстренной психологической помощи, психолого-педагогической, социально-психологической, консультационно-диагностической, исследовательско-методической служб, детского коррекционного отделения и службы ьфизисной семьи, которые действуют как единая взаимосвязанная система и охватывают все социальные и возрастные группы городского социума.Основными направлениями деятельности центра являются: психологическая профилактика; психологическая диагностика; психологическая коррекция и развитие; психологическое консультирование.Важным звеном в деятельности центра является системное взаимодействие с общественными, административными, образовательными, социальными и медицинскими з^реждениями города, образующими единую антропоцентрическую систему города. При этом психолого-педагогический центр выполняет функцию проектирования новой, гуманистически ориентированной управленческой культуры, соответствующей изменяющимся социально-психологическим условиям жизнедеятельности личности в современном социуме.Эффективность работы регионального психолого-педагогического центра выражается в масштабе оказания психологической помощи населению, снижении уровня психических и соматических заболеваний в регионе, стабилизации социально-экономической ситуации в городе (уменьшении социальной напряженности, толерантности к политическому экстремизму, создании многочисленных общественных объединений и организаций по оказанию самопомощи и т.п.), в положительном общественном резонансе, росте имиджа профессионального психолога.Апробация и практическая реализация основных положений.Основные положения диссертационного исследования были использованы автором при подготовке документов по организации работы с детьми и подростками в качестве уполномоченного по правам ребенка при администрации Новгородской области; при организации работы психолого-педагогического Центра «Доверие» города Новгорода; отражены в выступлениях автора на Всероссийской конференции «Медицинские, психологические, социальные и валеологические проблемы охраны психического здоровья населения России в условиях социально-экономических реформ» (апрель 1997 года, г. Новгород), конференции «Социальная безопасность женщин» (октябрь 1997 года, г.Новгород), международной конференции «Региональные проблемы охраны здоровья». Великий Новгород, 1999 г.Теоретические и прикладные аспекты диссертации использовались при чтении авторского спецкурса «Организация служб психологической помощи населению» в Новгородском государственном университете им .Ярослава Мудрого, спецкурса «Социальнопсихологические аспекты организации управления» Северо-западного отделения РАГС, в докладах автора на семинарах работников управления образования администрации Новгородской области.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Просмотров: 149 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930