Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 27 » Скачать Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета. Кабанова, Ольга Владимировна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
03:36
Скачать Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета. Кабанова, Ольга Владимировна бесплатно
Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета

Диссертация

Автор: Кабанова, Ольга Владимировна

Название: Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета

Справка: Кабанова, Ольга Владимировна. Обучение речевому общению студента в образовательном процессе университета : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Оренбург, 2006 143 c. : 61 06-13/1960

Объем: 143 стр.

Информация: Оренбург, 2006


Содержание:

1 Введение
Глава I Теоретические предпосылки изучения
11 речевого Речевое общение как педагогическая проблема Характеристика развития речевых умений деятельность по речевому процессе студентов в процессе речевого общения
Выводы по первой главе
Глава II Опытно-экспериментальная обучению речевому общению
21 Логика педагогического исследования
22 Опыт работы по обучению речевому общению
23 общению университета
Выводы по второй главе
Заключение
Список использованных источников Педагогические условия обучения студента в образовательном общения

Введение:

Актуальность исследования. Интеграция России в мировое образовательное пространство выдвигает новые требования к подготовке специалистов. На современном этапе актуализируется и становится важным направлением педагогической науки проблема обучения речевому общению студентов. новых Решение этой задачи реалии требует изучения, пересмотра и внедрения новых педагогических технологий, введения спецкурсов, учитывающих изменившихся социокультурных условий и позволяющих повысить эффективность речевого общения в образовательном процессе. При обучении речевому общению создаются условия для интеллектуального, эмоционального и нравственного развития студента, для развития умений говорить в деловой и неформальной сфере, выразить свои мысли, выбрать правильную манеру разговора, что готовит студента к деятельностному участию в социальной жизни. В связи с этим одной из задач университетского образования становится поиск оптимальных способов обучения речевому общению студентов. К настоящему времени в науке накоплен определенный фонд знаний, необходимых для постановки и решения проблемы обучения речевому общению вклад студента в в образовательном человека процессе. Значительный деятельности деятельности исследование внесли как субъекта и общения Н.М. Борытко, Л.П. Буева, в трудах Б.Г. Т.Н. Мальковская, Н.К. Сергеев. Вопросы организации совместной и взаимоотношений рассмотрены Ананьева, А.А. Бодалева, В.Л. Леви, А.А. Леонтьева, Б.Ф. Ломова. Содержательные аспекты речевого общения затрагивались в работах О.Я. Гойхмана, Т.М. Дридзе, Е.В. Клюева. Принципы развития критического мышления охарактеризованы в исследованиях И.О. Загашева, С И Заир-Бека, Д. Клустера, А. Фишера. Современная педагогика и методика наиболее полно освещают коммуникативный подход к процессу общения (И.Л. Бим, Н.И. Гез, Я.В. Гольдштейн, И.А. Зимняя, Г.А. Китайгородская, Е.И. Пассов). Несмотря на то, что исследователями разработаны исходные методологические основания, накоплен значительный теоретикоэкспериментальный материал, позволяющий определить направления психолого-педагогической работы по развитию умений речевого общения студента, образовательная система вуза сегодня недостаточно потенциал студента. Проблема обучения речевому общению в образовательном процессе университета обусловлена рядом противоречий между: накопленным фондом знаний о речевом общении, его отдельных аспектах и недостаточной разработкой теории и практики становления речевого общения в образовательном взаимодействии; осознанием целенаправленного ботанностью обучения основ общих преподавателями речевому конструирования необходимости и неразрапедагогического общению эффективно использует задачи накопленный речевому научный общению при решении обучения процесса, ориентированного на актуализацию речевого общения субъектов образования; потребностью раскрытия необходимых педагогических условий обучения речевому общению студента в образовательном процессе и недостаточной разработанностью научно-обоснованного комплекса этих условий.Проблема образовательного студента речевому поиска путей процесса и способов совершенствования университета на основе выявления в теоретическом и нроцееее процесс студентов и оптимальных педагогических условий обучения речевому общению университета является актуальной общению студента в практическом плане и обосновывает тему исследования: «Обучение образовательном образовательный процесс обучения университета». Объект университета. Предмет Цель речевому иеследования речевому общению. исследования проверить общению теоретически в обосновать экспериментально университета. Гинотеза исследования представлена предположениями, что обучение речевому общению студента педагогов будет проходить эффективнее, если: обеспечивается ориентация на личностные достижения студента в общении; учитываются свойства и структурные комноненты речевого общения; используются личностно-ориентированные методики: диспуты, диалоги, творческие задания, ролевые игры, рассуждения на заданную тему, технология развития критического мышления. Для достижения цели определились задачи исследования: 1. Уточнить содержание и структурные общения студента. компоненты речевого педагогические условия обучения процессе нселедования студента образовательном Выявить общению. педагогические возможности обучения речевому 3. Определить критерии, показатели и уровни развития умений речевого общения студентов. 4. Разработать содержание процесса обучения речевому общению студента в образовательном процессе университета. Методологической теории речевой деятельности основой исследования личности; явились идеи философов, раскрывающие теорию речевого общения; положения и развития положения теории деятельности; положения теории личностно- ориентированного образования. Теоретической основой нсследования стали положения о личности как субъекте деятельности, общения и собственного развития (К.А, Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, В.Г. Рындак, Л.Б. Соколова); основные положения теории речевого общения в философии, психологии и педагогике М.С. Каган, (Г.В. Белая, Л.П. Буева, А.Н. Ксенофонтова, Г.М. Кучинский, А.А. Леонтьев, А.Ф. Лосев, Н.И. Монстакова, А.В. Петровский, Л. Рубинштейн, А.П. Тряпицииа); психолого-педагогические концепции построения деятельности в педагогическом процессе (В.В. Горшкова, В.Н. Максимова, А.П. Тряпицина, З.Ф. Чехлова, Г.И. Щукина); идеи о значении мотивации в психологии и педагогике (Е.П. Ильин, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Д. МакКлелланд, В.Н. Мясищев); исследования ценностных ориентации студента (Б.С. Гершунский, В.И. Гинецинский, А.В. Кирьякова). База учреждение исследования: высшего Государственное профессионального образовательное образования «Оренбургский государственный университет». Логика и этаны нсследовання: Диссертационное исследование проводилось в три этапа в период с 2002 по 2006 годы. На исходных первом этапе (2002-2003 гг.) осуществлялась подготовительная работа, которая была направлена на определение позиций будущего исследования. Для этого, с одной психологии, вопросы. обсуждались педагогике, С другой с раскрывающие стороны, цели основные будущего стороны, изучались труды отечественных и зарубежных ученых по философии, теоретические исследования преподавателями Оренбургского государственного университета. В результате был обозначен круг философской, психолого-педагогической литературы, послужившей теоретической основой для выявления проблемы исследования, разработки исходных теоретических положений, определения целей и задач исследования, разработки рабочих гипотез. На втором этапе (2003-2004 гг.) разрабатывалась стратегия исследования, конструирования образопательном аппарат и анализировались научно-методическое обучения процессе и речевому обеспечение общению уточнялся процесса студента, понятийный исследования; данные. апробировались условия обучения речевому общению студента в университета, конкретизировалась гипотеза систематизировались полученные Результатом данного этапа явилась реализация процесса обучения речевому общению студента. Третий этап (2004-2006 гг.) был посвящен обобщению, анализу результатов исследования, подведению итогов, формулированию исследования. Поставленные задачи и выдвинутая гипотеза исследования опредепили методы исследования: выводов, оформлению диссертационного теоретические: анализ теоретических трудов по проблеме исследования (обобщение, синтез знаний о предмете исследования), структурно-функциональный подход к сущности речевого общения; экспериментальные: тестирование, фиксирование беседы, результатов диагностические опросы); обучения и (анкетирование, (наблюдение, обучающий обсервационные развития); педагогический эксперимент и методы статистической обработки его результатов; прогностические: анализ передового экспертные опыта оценки, и самооценка и моделирование, позволяющие делать прогноз результатов; обучения собственного опыта педагогической деятельности. Научная новизна нсследования: уточнено содержание понятия «речевое общение студента», как одного из вида деятельности в образовательном процессе, позволяющего реализовать ее основные функции и способствующего развитию личностных достижений студента, который проявляется в мотивационно-ценностном умения) компонентах; выявлены педагогические возможности обучения речевому общению, заключающиеся в ценностно-смысловом восприятии речи, адекватном выражении своих знаний, суждений, оценок и направленном воздействии при помощи логических и экспрессивных сторон речевого общения; они реализуются на основе принципа постепенного обучаемых, отношений; усложнения структурных компонентов речевого общения, различных вариантов речевого общения преподавателя и актуализации гуманистических основ межсубъектных (мотивы, интересы, ценности), содержательном (знания, качества речи), операциональном (речевые определены содержательный, достаточный, студентов; разработано критерии развития (мотивационно-ценностный, и уровни (оптимальный, общения речевому умений речевого обучения операциональный) допустимый) содержание процесса общению студента в образовательном процессе, отражающее цель, педагогические условия и критериально-уровневые характеристики исследуемого явления. Теоретическая значимость исследования: определены ценности), сущностные характеристики (знания, что компонентов речи), научные речевого общения: мотивационно-ценностный (мотивы, интересы, содержательный (речевые качества обогащает операциональный умения), представления о педагогической составляющей процесса обучения речевому общению студентов университета; охарактеризованы педагогические возможности личностноориентированных методик, технологии развития критического мышления как средств конструирования разноуровневых заданий, направленных на развитие умений речевого общения студентов, что является вкладом в разработку в содержания, высшей методов школе, и форм расширяет гуманитарного образования представления о средствах и способах обучения речевому общению студента в образовательном процессе. Практическая значимость исследования: разработано критериально-диагностическое сопровождение исследуемого уровневые позволяющее университета; процесса, включающее критерии, показатели и характеристики развития умений речевого образовательный общения, процесс совершенствовать созданы научно-методические рекомендации по обучению речевому общению «Обучение речевому общению студентов на занятиях по иностранному языку», «Практикум по развитию речевых умений студентов на занятиях по иностранному языку», которые используются в практике высшей щколы с целью положения диссертационного процесс повышения исследования Оренбургского качества обучения; основные внедрены в образовательный государственного университета. Достоверность и обоснованность выводов н результатов исследовання соответствующих методологической обеспечивалась предмету, цели обоснованностью применением и задачам исходных методов, исследования; позиций; использованием совокупности методов исследования, адекватных его задачам и логике; разнообразными источниками информации; статистической значимостью экспериментальных данных; личным участием полученных автора в экспериментальной с данными работе; других соотнесением психологорезультатов педагогических исследований. На защиту выносятся следующне ноложення: 1. Речевое общение один из видов деятельности в образовательном процессе, позволяющий реализовать ее основные функции и способствующий развитию личностных достижений студента. Педагогические возможности обучения речевому общению студента заключаются в ценностно-смысловом восприятии речи, адекватном выражении своих знаний, суждений, оценок и направленном воздействии при помощи логических и экспрессивных сторон речевого общения; они реализуются на основе принципа постепенного усложнения структурных компонентов речевого общения, различных вариантов речевого общения преподавателя и студентов. 2. Эффективность процесса обучения речевому общению определяется системой педагогических условий: ориентация педагогов на личностные достижения студента при обучении речевому общению, выступающая как важное средство развития личности студента и совершенствования образовательного процесса; учет свойств и структурных компонентов речевого общения, позволяющий повысить уровень умений речевого общения студента; использование личностно-ориентированных методик: диспуты, диалоги, творческие задания, ролевые игры, рассуждения на заданную тему, технология развития критического мышления, преимущества которых заключаются в актуализации субъектной позиции студента в процессе обучения, в расширении возможности преподавателя наиболее эффективно достигать поставленные цели. Апробация доклады результатов исследования. Теоретические положения, материалы и результаты исследования включались в и обсуждались на научно-практических конференциях (Челябинск, 2005; Оренбург 2004-2006 гг.); на заседаниях кафедры иностранных языков естественно-научных и инженерно-технических специальностей (2002-2006 гг). Личный вклад автора состоит в: осуществлении научно-теоретического анализа проблемы речевого общения студентов; организации и проведении экспериментальной работы но обучению речевому общению; Оренбургского государственного университета обосновании педагогических условий, которые позволяют повысить уровень речевого общения студентов. Основное содержание диссертации. Во определяются формируется его введении объект, гипотеза, обосновывается предмет, цель конкретизируются актуальность и задачи методы и темы, этапы исследования, экспериментальной работы, раскрывается новизна исследования и практическая значимость. вторая Диссертационное исследование В работе состоит из 2 глав (теоретической и практической), первая
Просмотров: 163 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930