Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 23 » Скачать Невербальный компонент и его функции в коммуникативно-прагматической организации дискурса : На материале жанра интервью. бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
13:18
Скачать Невербальный компонент и его функции в коммуникативно-прагматической организации дискурса : На материале жанра интервью. бесплатно
Невербальный компонент и его функции в коммуникативно-прагматической организации дискурса : На материале жанра интервью

Диссертация

Автор: Антошинцева, Мария Александровна

Название: Невербальный компонент и его функции в коммуникативно-прагматической организации дискурса : На материале жанра интервью

Справка: Антошинцева, Мария Александровна. Невербальный компонент и его функции в коммуникативно-прагматической организации дискурса : На материале жанра интервью : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 Санкт-Петербург, 2004 328 c. : 61 04-10/1267

Объем: 328 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2004


Содержание:

Введение
1 Невербальный компонент коммуникации как адаптивная система
11 Невербальный компонент как объект исследования
111 История изучения невербальной сферы коммуникации ных исследованиях ной лингвистики
121 Невербальные средства устных форм коммуникации
122 Невербальные средства письменных форм коммуникации устной и письменной форм коммуникации системы невербальных средств коммуникации ции (на материале телевизионной программы «Школа злословия»)
21 Телевизионная программа как речевое событие и как текст
212 Жанр интервью как объект изучения
213 Параметры коммуникативного события и особенности текста телевизионной программы как предмет рефлексии носителя языка
22 онной программы как речевого события и текста Функционирование невербального компонента в рамках телевизи211 Актуальность изучения языка средств массовой информации, функционально112 Невербальная сфера коммуникации в современных гуманитар113 Невербальный компонент коммуникации как объект современСистемный аспект описания невербальных средств коммуникации
123 Невербальный компонент как система невербальных средств
13 Функции невербального компонента как функционально-адаптивной
2 Функционирование невербального компонента в сфере устной коммуника
11 Невербальный компонент его функционирование регулировании коммуникации устранении коммуникативной неудачи создания метатекста языковой игры материале газетного интервью)
112 Невербальный компонент и его функционирование в создании
113 Невербальный компонент как объект, маркер и средство
114 Невербальный компонент как объект и средство создания
2 Функционирование невербального компонента в письменном тексте (на
31 Особенности письменной речи как «графического эха» устной
32 Функционально-адаптивные механизмы в процессе адаптации аудиторного устной формы коммуникации к письменной компонента эксперимента)
Заключение Литература
Приложение 1(транскрипт устного дискурса)
Приложение к параграфу
13
Приложение к параграфу
221
Приложение к параграфу
222
Приложение к параграфу
223
Приложение к параграфу
224 коммуникации (описание результатов
33 Формирование речевого стандарта в использовании невербального
Приложение (материалы эксперимента)

Введение:

В лингвистических исследованиях последнего времени принято характеризовать современное состояние русского языка как «драматическое», сопровождающееся расшатыванием литературной нормы, ориентированной на книжно-письменный тип речи [Лаптева 2000]. Это связано прежде всего с теми динамическими процессами, которые стремительно изменяют речевые и коммуникативно-прагматические нормы как в устной, так и в письменной сферах коммуникации. «Все естественные, имманентные законы развития русского языка в наши дни напряжены до предела, а темп обновления "зашкален", явно превышая допустимые нормы. Границы литературного языка размылись. Периферийные явления передвинулись в центр, нормы становятся все более вариативными, идет процесс резких перемен в стилистических градациях и стилевых закономерностях. Все это свидетельство того, что русский язык стоит на пороге своего нового исторического состояния» [Костомаров 1997: 19]. Явления и тенденции, проявляющиеся в современном русском языке, свидетельствуют о реализации его приспособительных, защитных сил, адаптации к изменяющимся условиям коммуникативной среды и ситуации, получившим характеристику «эпохи смены речевого стандарта» [Нещименко 2001]. В сложившейся языковой ситуации активное взаимодействие норм письменной и устной речи, вторжение устной речи в ее общеразговорном стилистическом варианте в письменную речь становятся актуальными проблемами лингвистики [Валгина 2001, Костомаров 1997, Лаптева 2001, Нещименко 2000,2001]. Вместе с тем глобальные перемены в жизни общества привели к трансформациям в сознании человека начала XXI века, информационной насыщенности процесса коммуникации, формированию новой (электронной) сферы коммуникации и трансформации уже существовавших (сфера массовой коммуникации). Увеличилась роль визуального канала восприятия и переработки информации, в письменной речи под влиянием устной произошло перераспределение функций вербального и невербального компонентов. Таким образом, сама действительность ориентирует на исследование невербального компонента коммуникации. Наряду с вербальным, он становится одним из центральных объектов изучения в рамках изменившейся антропоцентричной научной парадигмы, основные постулаты которой сформулированы А.Е. Кибриком [Кибрик 2001]. Определяющими с точки зрения объекта исследования являются: 1. Постулат о естественности модели: «естественное моделирование языка должно осуществляться с учетом того, как человек реально пользуется языком, то есть как он овладевает языком, как хранит в своей памяти знания о языке, как использует эти знания в процессе говорения, слушания, познавательной деятельности и т.д.» [указ соч.: 19]. 2. Постулат о функциональных границах: «все, что имеет отношение к существованию и функционированию языка, входит в компетенцию лингвистики» [указ. соч.: 20]. 3. Постулат о границах семантики: «к области семантики (в широком смысле) относится вся информация, которую имеет в виду говорящий при развертывании высказывания и которую необходимо восстановить адресату для правильной интерпретации этого высказывания» [указ. соч.: 22]. К описанию невербальных средств коммуникации, аспектам их функционирования в речи и тексте на протяжении XX века обращались специалисты разных областей знания: семиотики, антропологии, психологии [Эйзенштейн 2002 (1923); Hall 1959; Вагге 1964; Меграбян 2001 (1969); Ruesch, Kees 1970; Гаспаров 1978; Барабанщиков 2002]. Одновременно росло внимание к невербальному компоненту коммуникации в различных областях лингвистики, шло развитие паралингвистики как области науки о языке, объектом которой стали невербальные средства речи и текста [Реформатский 1933; Hill 1958; Николаева, Успенский 1966, Колшанский 1974; Красильникова 1983; Чанышева 1984; Горелов 1980, 1985; Сорокин, Тарасов 1992]. Отдельные подсистемы невербальных средств были описаны в монографиях Н.Д. Светозаровой [1982], Б.С. Шварцкопфа [1988], коллективной монографии «Фонетика спонтанной речи» [1988], а также стали объектом лексикографического описания [Акишинаидр. 1991]. Тем не менее до 90-х годов невербальная сфера коммуникации оставалась на периферии отечественной лингвистики. Только в последнее десятилетие XX века невербальный компонент становится лингвистически значимым феноменом, уточняющим представление о функционировании естественного языка. Увеличение внимания по отношению к нему стимулирует материал лингвистических исследований, посвящ,енных описанию изменений в сфере устной и письменной коммуникаций, а также практическая деятельность специалистов в области коммуникации (журналистов, педагогов, психологов и ДР-)- Невербальные средства становятся объектом коммуникативной лингвистики [Андреева 2000; Аристов 1999; Гоффманова 2000; Колокольцева 2000, 2001; Кормилицына 2000; Мартынова 2000; Пигрова 2000 и др.], когнитивной и психолингвистики [Залевская 2001; Клестова 2000; Корнилова 2000; Кривоносов 1992; Мечковская 1999; Потапова 1998 и др.], лингвистики текста [Алексеев 2002; Анисимова 1999; Мисонжников 2001; Пойманова 1997 и др.]. Объектом настояш,его исследования является невербальный компонент коммуникации {далее НВК) как базовая составляющая дискурса в аспекте динамических изменений, происходящих в речевой практике. Предметом функционирование НВК в рамках речевого события и текста как аспектах дискурса. При этом дискурс понимается в исследовании как текст, взятый в событийном аспекте; речь, рассматриваемая как целенаправленное социальное действие, как компонент, участвующий во взаимодействии людей и механизмах их сознания (когнитивных процессах)» [Арутюнова 1990: 136 137]). Материалом исследования послужили: 1) транскрипт 170 фрагментов телевизионного интервью (4 часа 30 минут устной речи), выбранных из вы
Просмотров: 170 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031