Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе. Чеботарев, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:11
Скачать Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе. Чеботарев, бесплатно
Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе

Диссертация

Автор: Чеботарев, Сергей Сергеевич

Название: Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе

Справка: Чеботарев, Сергей Сергеевич. Мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Курск, 2002 196 c. : 61 03-19/186-2

Объем: 196 стр.

Информация: Курск, 2002


Содержание:

Введение
Глава I Мотивационные ресурсы профессиональноличностного развития как психологопедагогическая проблема
11 Анализ подходов к проблеме профессионально-личностного развития и в психолого-педагогических 14 исследованиях
12 Сущность, критерии и условия профессиональноличностного развития будущего специалиста
13 Мотивация профессионально-личностного развития студентов в процессе учебно-профессиональной дея- 64 тельности
Глава II Опытно - экспериментальное изучение мотивационных ресурсов профессионально-личностного развития студентов-психологов
21 Организация и методы исследования
22 Особенности мотивационной системы профессионально-личностного развития студентов-психологов
23 Социальный интеллект как мотивационный ресурс профессионально-личностного развития студентов- 114 психологов

Введение:

Актуальность и постановка проблемы исследования. В условиях происходящих в современном обществе социально-экономических изменений особую значимость приобретают проблемы профессиональной подготовки будущих специалистов. Актуальность исследований в области профессиональной подготовки психологов определяется востребованностью услуг практического психолога и связанным с этим активным развитием психологической службы в различных областях общественной жизни, увеличением количества вузов, готовящих специалистов данного профиля, и превращением профессии психолога в массовую.
В условиях насыщения рынка психологических услуг с особой остротой встаёт вопрос об их качестве. Потребность практики в высококвалифицированных специалистах ставит перед высшей школой вопросы поиска эффективных путей обеспечения качественной профессиональной подготовки практических психологов.
Проблеме развития личности специалиста в период обучения в вузе посвящены фундаментальные и прикладные исследования (Б.Г. Ананьев, А.А. Вербицкий, Н.И. Вьюнова, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Е.И. Исаев, В.А. Карнаухов, Е.А. Климов, И.Б. Котовой, А.А. Криулина, Л.С. Подымова, П.А.Просецкий, В.А. Сластёнин, Б.А. Сосновский, Н.Ф. Талызина, А.Н. Хо-дусов, А.С. Чернышёв, Е.Н. Шиянов и др.).
В отечественной педагогике и психологии широко освещаются вопросы сущности, критериев, этапов и условий развития профессионализма (Б.Г. Ананьев, О.С. Анисимов, Н.К. Бакланова, А.А. Бодалёв, М.А. Валеева, А.А. Деркач, З.Ф. Есарёва, Ю.М. Забродин, Е.М. Иванова, И.Ф. Исаев, Н.И. Исаева, Р.Д. Каверина, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Ю.П. Поварёнков, Е.Э. Смирнова, В.А. Храпик и др.). Активно разрабатывается проблема профессионального мастерства, его сущности, условий становления (Н.К. Бакланова, А.А. Деркач, З.Ф. Есарёва, И.А. Зязюн, А.А. Исаев, Е.А. Климов, Г.М. Коган, А.Н. Крылов, Н.В. Кузьмина, О.Г. Носкова, В.А. Храпик и др.).
Вопросы профессионально-личностного развития, подходы к определению понятия профессионального роста, личностного роста, механизмы, критерии и условия интенсификации профессионально-личностного развития и профессионального самосовершенствования освещены в работах отечественных и зарубежных авторов (А. Адлер, И.В. Аксёнова, С.П. Безносов, Г.М. Белокрылова, Н.Р. Битянова, П.П. Блонский, А.А. Бодалёв, А.Г. Васюк, И.А. Виктин, А.А. Галочкин, П.Т. Долгов, И.Е. Елина, Ю.М. Забродин, JI.H. Иванова, В.А. Ильичёва, Н.И. Исаева, П.Ф. Каптерев, Дж. Келли, Е.А. Климов, И.И. Косарев, Е.А. Ларина, В.В. Лунина, А.К. Маркова, А.Г. Маслоу, А.В. Мастрюков, И.И. Осадчева, Ю.М. Орлов, Ю.П. Поварёнков, Н.А. Подымов, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, Б.В. Рыкова, М.И. Ситникова, В.А. Сластёнин, И.В. Сыромятников, Н.Д. Творогова, Н.А. Трегубова, Е.И. Третьякова, А.И. Турчинов, Г.И. Флоровская, В.А. Храпик, А.О. Шарапов, К.Г. Юнг и др.).
На основе теоретического анализа установлено, что в последние годы достаточно активно исследуются проблемы личности и деятельности психолога. В работах Г.С. Абрамовой, А.Г. Асмолова, М.Р. Битяновой, И.В. Дубровиной, Н.И. Исаевой, Ю.М. Забродина, А.А. Крылова, С.В. Недбаевой, А.А. Реан, Е.И. Рогова, Е.Ф. Рыбалко и др. рассматриваются вопросы развития и формирования профессиональной психологической деятельности, знаний, умений и навыков психолога.
Исследованию профессионально значимых качеств практического психолога посвящены работы Н.А Аминова, Ф.Е. Василюка, Е.А. Климова, М.В. Молоканова, Р.В. Овчаровой, А.А. Реана, Е.С. Романовой, Е.В. Сидоренко и др.
Особый интерес в рамках нашего исследования представляют акмео-логические концепции личностно-профессионального развития психолога в системе высшего образования (JI.B. Темнова) и развития профессиональной культуры практического психолога образования (Н.И. Исаева). В рамках последней проведены исследования особенностей развития профессионально -перцептивной (И.А. Аксёнова) и рефлексивной (М.А. Давыденко) культуры, психологических условий развития профессионального самосознания (А.О. Шарапов) практического психолога в процессе обучения в вузе.
Однако, эти и другие исследования, отражая отдельные стороны профессионально-личностного развития практического психолога, не раскрывают психологические механизмы и закономерности профессионально-личностного развития как целостного явления, как процесса и результата. Исследование профессионально-личностного развития как целостного явления связано с выявлением его мотивационных ресурсов. Несмотря на то, что в психологии существуют различные подходы к рассмотрению проблемы профессиональной мотивации и мотивации профессионального самосовершенствования, механизмов их функционирования и развития (В.Г. Асеев, П.Т. Долгов, А.И. Зеличенко, С.Б. Каверин, В.И. Ковалёв, Н.В. Кузьмина, Н.Д. Левитов, А.К. Маркова, М.А. Петрова, Н.С.Пряжников, В.Д. Фёдоров, В.Д. Шадриков, А.Г. Шмелёв, В.И. Чирков, В.А. Ядов и др.), исследования, посвящённые изучению мотивационных ресурсов профессионально-личностного развития психологов, практически отсутствуют.
Теоретический анализ литературы, изучение опыта профессиональной деятельности и профессиональной подготовки психологов в процессе обучения в вузе позволили обнаружить противоречие между потребностью практики в разработке проблемы внутренних ресурсов профессионально-личностного развития будущего психолога и имеющимися исследованиями в данной области.
Таким образом, целью настоящего исследования явилось изучение мотивационных ресурсов профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе.
В качестве гипотезы исследования выступило следующее предположение: мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития представляют собой сложное образование, базовыми составляющими которого являются профессиональные мотивационные установки и социальный интеллект. Создание в процессе профессиональной подготовки специальных условий для развития социального интеллекта актуализируют мотивацион-ную систему профессионально-личностного развития, изменение состояния которой приводит к профессиональному росту.
Объект исследования - процесс профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе.
Предмет исследования - мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе.
В соответствии с целью, гипотезой и предметом исследования, были сформулированы следующие задачи:
1. Раскрыть сущность и определить критерии, показатели и уровни 4 профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе как процесса и результата.
2. Изучить структуру и динамику развития мотивационной системы профессионально-личностного развития студентов-психологов.
3. Выявить роль социального интеллекта в профессионально - личностном развитии студентов.
4. Разработать и экспериментально проверить технологию развития социального интеллекта как психологического механизма актуализации мо-тивационных ресурсов профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе.
Общую методологическую основу исследования составили принципы системно-деятельностного подхода в рассмотрении условий, критериев и механизмов профессионально-личностного развития, закономерности профессионального развития личности, теории личности и мотивации.
Для решения задач нашего исследования использовался комплекс методов: методы организации исследования - сравнительный и лонгитюдный; эмпирические методы - констатирующий и формирующий эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, беседа; методы обработки данных -количественный и качественный анализ, методы математической статистики (описательная статистика, корреляционный и факторный анализ, критерий Стьюдента и индекс Баннистера). В качестве основных диагностических процедур использовались: методика мотивационной индукции Ж. Нюттена, методика «Логический квадрат», разработанная Н. В. Кузьминой (модифицированный вариант методики В.А. Ядова), методика изучения социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена в адаптации Е.С. Михайловой, методика репертуарных решёток Келли, методики для изучения степени включённости студента в деятельность по профессионально-личностному самосовершенствованию и мотивации самосовершенствования, методика по изучению действенности мотивации профессионально-личностного самосовер-% шенствования.
Организация исследования. Экспериментальной базой исследования выступил социально-психологический факультет Белгородского государственного университета. В исследовании принимали участие студенты отделения психологии в количестве 277 человек. Исследование проводилось в три этапа:
1. Поисковый (1999 - 2001 годы). Анализ литературы по проблеме исследования, определение его цели и задач, выбор объекта и предмета исследования, разработка плана и инструментария, выдвижение первичных гипотез. Подготовка и проведение констатирующего эксперимента, посвящён-ного изучению профессионального роста студентов-психологов, как процесса и как результата, состояния мотивационной системы профессионального роста, анализ его результатов. Проверка и уточнение первичных гипотез.
2. Экспериментальный (2001 - 2002 годы). Разработка и постановка формирующего эксперимента, посвященного изучению социального интеллекта, как мотивационного ресурса профессионального роста психологов, интерпретация данных и анализ результатов исследования. Проверка и уточнение гипотез.
3. Теоретико-обобщающий (2002 год). Теоретическое осмысление результатов исследования. Выработка рекомендаций по интенсификации профессионального роста студентов-психологов. Обобщение и оформление результатов исследования в кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в том, что в нём исследованы мотивационные ресурсы профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе; выявлены закономерности формирования мотивационной системы профессионально-личностного развития будущего специалиста в зависимости от его уровня и курса обучения; установлено, что в качестве психологического механизма повышения действенности мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования практического психолога в процессе обучения в вузе выступает социальный интеллект.
Теоретическая значимость исследования определяется тем, что разработаны положения, раскрывающие сущность профессионального роста, его связь с профессионально-личностным развитием и профессиональноличностным самосовершенствованием; выделены и описаны критерии и по* казатели профессионального роста специалиста на этапе вузовской подготовки как процесса и как результата; получены экспериментальные данные о роли социального интеллекта как мотивационного ресурса профессионально -личностного развития будущего специалиста-психолога; разработана и апробирована технология развития социального интеллекта как психологического механизма повышения действенности мотивационных установок профессионально - личностного самосовершенствования практического психолога в процессе обучения в вузе.
Практическая значимость состоит в том, что полученные результаты непосредственно связаны с задачами совершенствования профессиональной подготовки будущих практических психологов. Выводы, полученные в работе, могут быть использованы для более эффективной организации учебного и воспитательного процесса в университете, в профессиональной диагностике студентов и выпускников вуза, в системе повышения квалификации и переподготовки психологов.
Достоверность и обоснованность. Достоверность и обоснованность основных результатов и выводов исследования обеспечивается общим методологическим подходом к изучению мотивационных ресурсов профессионального роста практического психолога; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; корректным применением методов математической обработки данных; репрезентативностью выборки испытуемых, возможностью воспроизведения экспериментальной программы.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Профессионально - личностное развитие человека как субъекта профессиональной деятельности на этапе профессиональной подготовки представляет собой необратимый процесс изменений, характеризующийся появлением новообразований, достижением качественно новых уровней готовности студентов к реализации профессиональной деятельности. С этой точки зрения профессионально-личностное развитие в исследовании рассматривается в качестве профессионального роста. Критерием профессионального роста как процесса выступает действенность мотивационной системы профессионально-личностного развития, показателями - уровень действенности мотивационных установок профессионально-личностного самосовершенствования и степень включённости студента в деятельность профессиональноличностного самосовершенствования. Критериями профессионального роста как результата выступают образ «Я как психолог», профессиональное сознание, личностная и профессиональная самоидентификация; показателями -индекс значимости образов себя как профессионала в различной временной перспективе, индекс значимости профессиональных образов-объектов, индекс когнитивной сложности, степень расхождения между образом «Я» и образом «Я как психолог», образом «Я как психолог» и образом «Идеальный психолог».
2. Мотивационная система профессионально-личностного развития представляет собой целостное сложно структурированное образование, включающее профессиональную мотивацию, мотивацию профессионального самосовершенствования и выполняющее функцию системообразующего фактора развития личности будущего специалиста.
Мотивационная система профессионально-личностного развития студентов имеет свои особенности в зависимости от курса обучения и уровня ? профессионального роста как процесса и как результата. В процессе обучения в вузе у студентов до 4-го курса наблюдается устойчивая динамика и профессиональной мотивации, и мотивации профессионально-личностного самосовершенствования, а, начиная с 4-го курса, происходит дифференциация студентов по состоянию мотивационной системы профессионально-личностного развития. Это даёт основание утверждать, что 4-й год обучения в вузе является критическим для професионально-личностного развития будущего психолога. Мотивационная система студентов с разным уровнем профессионально-личностного развития как процесса отличается значимостью профессии как мотивационного объекта и практической профессиональной деятельности психолога, уровнем удовлетворённости профессией; доминированием разных мотивов в составе мотивации профессионально-личностного самосовершенствования. В составе мотивации профессионально-личностного самосовершенствования студентов, имеющих разный уро вень профессионального роста как результата профессионально-личностного развития доминируют разные мотивы профессионально-личностного самосовершенствования.
3. В процессе обучения в вузе у студентов формируются профессиональные мотивационные установки. Мотивационные установки профессионально-личностного самосовершенствования, профессиональной деятельности и социальный интеллект образуют систему мотивационных ресурсов профессионального роста студентов-психологов. Ядерным компонентом системы мотивационных ресурсов является социальный интеллект. Наряду с этим социальный интеллект выступает психологическим механизмом реализации мотивационных установок профессионально-личностного развития практического психолога в процессе обучения в вузе.
4. Создание условий для профессионально-личностного развития будущих специалистов в процессе обучения в вузе предполагает реализацию комплексной программы, охватывающей основные компоненты профессио
4 нальной подготовки: лекционные, семинарские и практические занятия по дисциплинам общепрофессионального блока и специальным дисциплинам; учебные и производственные практики, специально организованная внеаудиторная групповая работа, организация работы по самосовершенствованию и др. Основной целью реализации данной программы является развитие социального интеллекта будущих специалистов.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения исследования докладывались и обсуждались на Всероссийских научно-практических конференциях «Творческая самореализация личности в контексте профессионально-педагогической культуры» (Белгород, 2001), «Личность XXI века: теория и практика» (Армавир 2001), «Актуальные вопросы психологической службы» (Воронеж, 2001); на заседаниях кафедры психологии развития и консультативной психологии, а также на ежегодных научных конференциях по материалам научных исследований профессорско-преподавательского состава Белгородского государственного университета (2000 - 2002 гг.).
Материалы исследования используются в учебном процессе Белгородского государственного университета при разработке курсов «Теория и практика профессионального самоопределения» и «Методы активизации профессионального самоопределения», при разработке и реализации курса «Основы профессиональной ориентации», на групповых занятиях по развитию социального интеллекта, на учебных и производственных практиках. Выводы и рекомендации используются в учебном процессе Белгородского государственного института культуры и Белгородского педагогического колледжа.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Работа включает таблицы и диаграмму.
Просмотров: 177 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031