Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Мордовский героический эпос, сюжеты и герои. Шаронов, Александр Маркович бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
10:53
Скачать Мордовский героический эпос, сюжеты и герои. Шаронов, Александр Маркович бесплатно
Мордовский героический эпос, сюжеты и герои

Диссертация

Автор: Шаронов, Александр Маркович

Название: Мордовский героический эпос, сюжеты и герои

Справка: Шаронов, Александр Маркович. Мордовский героический эпос, сюжеты и герои : диссертация доктора филологических наук : 10.01.09 Саранск, 2002 300 c. : 71 03-10/74-0

Объем: 300 стр.

Информация: Саранск, 2002


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГЕРОИКО-МИФОЛОГИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
И ПЕРСОНАЖИ
11 Космогонические мифы
12Теогонические мифы
13 Семейно-брачные мифы
ГЛАВА 2ГЕРОИКО-ЭПИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ
И ПЕРСОНАЖИ
21 Тюштя и мордовская история
22Эрзяне выбирают инязора
23Тюштя и дочь его Кирдюня
24Тюштя и чудеснорожденный младенец
25Тюштя и сын 70-летней вдовы
26Тюштя и Ашо Локсей
27Исход Тюшти
28 «Грехопадение» Гурьяна
29Сабан-богатыр ь
210Мордовские старейшины и русский мурза

Введение:

Мордовский героический эпос, в отличие от эпосов других народов (русские былины, «Калевала, «Калевипоэг», «Лачплесис», «Давид Сасун-ский» и т. д.) повествует не о судьбе отдельного героя или героев, а о судьбе народа в целом. Если в эпических сказаниях «трех индоевропейских героических веков», сходных с точки зрения формы и содержания, «воспеваются отдельные личности, поэта не интересует судьба и слава общины или государства» (116. С. 205), то в мордовском героическом эпосе народ и его история составляют основной предмет мифолого-песенного рассказа. Начинается он космогоническим мифом о сотворении мира и заканчивается исходом народа с исторической сцены, уходом за море, в неведомые пределы под напором чужеземного завоевателя. Главный его герой не богатырь, не воин, не кузнец-чудотворец или просто добрый молодец, а царь-мироустроитель, демиург нового общества. Героико-мифологическое и героико-эпическое начала в нем образуют органическое единство, боги непосредственно участвуют в творении истории и таким образом становятся ее персонажами. Боги и люди, представляя из себя разные онтологические сущности, занимая разные уровни в мироздании и выполняя разные функции, не противостоят друг другу, а сотрудничают, сосуществуя.
Отличительная черта мордовских героических песен - установка на историчность и этническую определенность. Подавляющее большинство их персонажей называются эрзянами и мокшанами, а события происходят на эрзя-мокшанской земле. Это свидетельствует о том, что они складывались в эпоху формирования эрзяно-мокшанской этнической общности, когда в миросозерцании народа актуальной являлась идея этноцентризма. Этноцентризм характерен для обоих уровней эпоса: героико-мифологического и героико-эпического. Мир создает верховный бог эрзи
Чам-Пас (Инешкипаз) или верховный бог мокши Шкай. Мордовское общество организует царь Тюштя, единый для эрзи и мокши. Этническая определенность присуща и эпическому времени: события происходят в «век Тюшти», который начинается после эпохи первотворения, когда избирается царь, и заканчивается либо с его смертью, либо с его уходом за море, в неведомые края.
Пространство в мордовском эпосе простирается в бассейнах рек Рав (Волга), Ока, Мокша, Сура, Цна, Клязьма - в исконных местах проживания эрзи и мокши. Этнически определен и эпический противник - русский царь. Вышеназванные особенности придают героическому эпосу характер неписаной мордовской истории, в которой вымысла больше, чем реальности, хотя вымысел в художественном произведении - плод воздействия реальных событий, принимающих в поэтическом творчестве форму идеального бытия. Мысли, чувства и настроения, возникающие в ходе исторического процесса, не менее реальны, чем сам исторический процесс, так как существование человека и общества происходит в сфере предметов и идей, причем идеи очень часто по своей значимости доминируют над предметами и могут жить еще долго после исчезновения предметов.
В мордовском эпосе отсутствует внутренняя борьба, нет конфликта между народом и царем, не описывается личная жизнь главного героя, он занят во всех случаях выполнением общественных обязанностей. Слитность царя с народом указывает на архаичность эпоса, обусловленность его содержания неразвитостью общественных отношений.
Подобно большинству неписаных эпосов, мордовский эпос состоит из автономных, сюжетно несвязанных песен, воспроизводящих один или несколько эпизодов из жизни героя. Все они сюжетно завершены и самодостаточны, не предполагают дальнейшего развития действия.
Слабо выражены в мордовском героическом эпосе воинское и богатырское начала. Центральный герой его Тюштя, как правило, уклоняется от воинского противоборства с противником и уходит со своим народом «за море», в «Китай масторов» (в «Страну Китая»). Только в цикле песен о борьбе с Владимирским княжеством Тюштя выступает как воин и богатырь. Сохранились лишь небольшие обломки от тех песен, и на их основе трудно сделать достаточно аргументированные суждения и выводы. Однако они позволяют предположить, что богатырство не чуждо мордовскому эпосу, но проявилось оно лишь в отдельных песнях, в тех, наверное, в которых противник провоцировал мордовского героя к совершению воинского подвига.
Изучение фольклорно-литературных памятников, представляющих героический эпос, приводит исследователей к выводу о том, что эпическое время у разных народов относится к периоду варварства и отличается сходным общественным строем, политической организацией, религиозными верованиями, аналогичными эстетическими воззрениями. У мордвы героический век охватывает IV - IX века нашей эры с продолжением в X -XIII веках, когда шло формирование раннеклассовых отношений. Сохранившееся влияние седой древности в социальной сфере и в сознании общества способствовало возникновению архаического эпоса, состоящего из космогонической и эпико-исторической частей. Характер эпохи обусловил и характер эпического героя. Им стал сын или потомок божества и смертного человека, призванный выполнять волю неба на земле, упорядочивать жизнь людей, вносить в нее меру, закон, порядок, справедливость, преодолевая первобытную стихию. Герой нуждается для совершения подвигов в сверхъестественной силе, которая лишь отчасти присуща ему от рождения, обычно в силу божественного происхождения. Независимо от характера героизма подвиги героя всегда сопровождаются помощью божественного родителя или другого бога (145. С. 295).
Героизм обычно сводится к созидательной деятельности героя, к организации хозяйственной деятельности людей и более совершенных общественных отношений, к совершению культурных подвигов, к защите нарождающегося этноса от внешних врагов.
Героика мордовского эпоса по сути своей совпадает в мифологической и песенно-эпической частях и заключается: а) в мифологической части - в творении верховным богом Чам-Пасом (Шкаем, Инешкипазом) мира в борьбе с Идемевсь (Шайтаном), в введении основ жизни (обычаев, традиций, обрядов), в создании семьи богами и людьми - во внесении света, разума и гармонии в мироздание; б) в эпической части - в создании первым царем Тюштей государственности, в переводе общества от первобытной неустроенности к закону и порядку. Обустраивая природу (Чам-Пас, Шкай, Инешкипаз) и общество (Тюштя), герои выступают как мироуст-роители, помощники и учителя человека. Таким образом, герой - категория прежде всего социальная и духовно-культурная.
По своей художественной природе, своеобразии сюжетов и героев мордовский эпос ближе всего к греческому и финскому эпосам, в которых также органически соединены космогонический миф и героическая песня, история мифологизированная и эпическая, совместно действуют боги и люди, доминирует мирное, созидательное мироощущение над воинским, а мерой всех вещей является человек, мыслимый как пользователь и хозяин земных богатств. Небогатырский характер присущ эпосам и других финно-угорских народов, в которых, подобно мордовскому, героическое выражается «не в богатырских подвигах на поле брани, а в утверждении и сохранении своей семьи, рода, племени», «в утверждении земледелия, высоких моральных устоев народа» (87. С. 238). На небогатырский характер мордовского эпоса указывал и А. И. Маскаев, который песнями героического содержания считает песни о борьбе человека со смертью, песни о замуро-вании девушки под стены строящегося города, песни о царе Тюшти, песни о Литове, становящейся женой небесного божества, песни о коне и соколе, спорящих о том, кому быть кормильцем народа (137. С. 267). А. И. Маскаев и М. Ф. Ефимова героическое видят не в мироустройстве, а в семейно-бытовых и морально-нравственных подвигах, связанных с самопожертвованием того или иного персонажа во имя коллектива или членов своей семьи. С их точки зрения источником героического может быть и не герой, а обыкновенный смертный человек. Вместе с тем М. Ф. Ефимова, указывая на отсутствие в поэме В. К. Радаева «Сияжар» признаков героического эпоса, пишет об отсутствии героического эпоса в мордовском фольклоре вообще, ибо для его создания «не было объективных причин, породивших эпосы других народов» (87. С. 238).
Суждения А. И. Маскаева и М. Ф. Ефимовой обусловлены их взглядом на содержание понятия героический эпос. Они исходят из точки зрения В. М. Жирмунского и В. Я. Проппа, называвших эпосами исторические воспоминания народа в масштабах героической идеализации или героическую борьбу за актуальные идеалы народа, имея в виду русский богатырский эпос и другие подобные ему «государственные» эпосы относительно молодых народов, возникших в послеримской Европе и в монголо-татарской Азии.
Градация эпоса на различные виды и типы порождает неоднозначность его определений «не только в международной фольклористике, но и среди ученых одной страны. Эпосами считаются «Калевала» и «Калевипо-эг», сознательно сложенные из народных поэтических произведений, поэмами считаются «Илиада» и «Одиссея». Эпосом считается совокупность стихотворных и прозаических произведений, относящихся к историческому прошлому одного народа, но в то же время не составляющих единого целого» (75. С. 91-92).
Говоря о мордовском эпосе, нужно выделять в его составе такие основные уровни и формы, как героический эпос, социально-бытовой эпос, исторический эпос. Социально-бытовой эпос представляют баллады о се-мейно-брачных отношениях, о трагических коллизиях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими сельскими жителями, возникающие на почве тяжелой неустроенной жизни, зыбких моральных устоев. Исторический эпос образуют исторические песни. Их привязанность к реальным событиям не вызывает сомнения. Подходы к героическому эпосу до сего дня окончательно не определились. А. В. Алешкин, обращаясь к полемике о художественной природе «Сияжара», пишет, что «и сторонники и противники его народного происхождения ведут споры, не вникая глубоко в само существо понятия «героический эпос»» (24. С. 22), который у всех народов формируется в ходе их этногенеза, в ходе складывания народностей и государств. Образцами народно-героического эпоса он называет произведения, созданные самим народом (например, песни о Тюштяне и Литове), или произведения, возникшие в результате соединения и обработки народных сказаний, песен, баллад героического содержания (24. С. 19). Героический эпос, в котором органически соединились начала народной поэзии и литературного творчества, по его мнению, имеет древнейшие традиции. Такова «Махабхарата» (авторство приписывается поэту и мудрецу Вьяса), «Песнь о Роланде» (предполагаемый автор Турольд), «Калевала» (автор Э. Леннрот), «Калевипоэг» (автор Ф. Крейцвальд), «Лачплесис» (автор А. Пумпур). Все они, войдя в сокровищницу мировой культуры, давно уже расцениваются как выдающиеся памятники народно-героического эпоса. К такого же рода книжному эпосу, по мнению А. В. Алешкина, относится и мордовский «Сияжар», оцениваемый им как особая разновидность народного эпоса - эпос истори-ко-героический (25. С. 164). Сходное мнение во взгляде на «Сияжар» высказал П. Домокош: «В. К. Радаев в содержании своего эпоса соединил разнообразные элементы, мотивы и жанры фольклора. В этом смысле он поступил подобно создателю «Калевалы» Э. Леннроту» (76. С. 78). По П. Домокошу, у мордвы «наиболее богатая и красочная фольклорная эпика» среди урало-волжских финно-угров; «она богата как в мифологическом, так и в историческом плане» и как будто «сама предполагает формирование эпоса. И мордва пользовалась и пользуется этим своим необыкновенным богатством» (77. С. 103 - 104). П. Домокош, учитывая опыт мировой литературы, формирование «книжных» эпосов на основе фольклорной эпики считает закономерным явлением, рассматривая их как следствие появления общепринятого разговорно-литературного языка и становления народа как нации. Из «наивного» эпоса поэты большей или меньшей личной одаренности, объединяя разрозненный материал в законченное произведение, формируют эпос. Посредством подобной обработки и соблюдения норм и правил этого литературного вида и созданы все известные и малоизвестные эпосы мировой литературы (76. С. 69). С А. В. Алешкиным и П. Домокошем во взгляде на «Сияжар» соглашается М. Дуганчи, посвятившая этой поэме монографическое исследование (78).
М. Ф. Ефимова, полемизируя с П. Домокошем о фольклорности «Сияжара», фактически соглашается с его утверждением, признавая в «Калевале» эпос, составленный «из подлинных народных рун» (87. С. 241), однако в «Сияжаре» видит авторское произведение типа «Руслана и Людмилы» (87. С. 250). Дело в том, что герой по имени Сияжар в мордовском фольклоре неизвестен, и одноименная поэма, за исключением песни о Са-маньке, - плод авторского вымысла.
На звание «книжного эпоса», как это и принято в науке, могут претендовать произведения, созданные на основе подлинного фольклорного материала - мифов, песен и сказаний, возникших в героический век, содержание которых составляют повествования о зарождении мироздания и человеческого общества в его конкретном этническом образе. Такого рода эпосы не есть возрождение в современных условиях древних фольклорных форм, они их литературные версии, изложенные на языке поэта-реставратора. Как невозможно выдумать историческую эпоху, так невозможно сочинить и эпос о прошлом, который всегда есть порождение конкретных событий и идей. Эпос вторичен по отношению к событиям, но современен им. Повествованием о прошлом он становится в сознании последующих поколений, сам же по себе остается неизменным, так как смотрит на воспроизводимый мир глазами человека своего времени. Однако, передаваясь изустно от поколения к поколению, он трансформируется в смысле языка и поэтической формы.
Смещение времен, перенесение эпохи Грозного в век Тюшти, эпохи Золотой Орды в русских былинах в век Владимира Святославича или наоборот - перенесение Тюшти в век Грозного, Владимира Святославича - в эпоху Золотой Орды свидетельствует об идеологической трансформации эпоса: новые социальные потрясения оказываются такими переломными, что укладываются в один ряд с процессами первотворения. Происходит «архаизация» настоящего для его предельной актуализации. Время в эпосе имеет сюжетное измерение, оно свободно в своем бытии, может идти в любом направлении, вбирая в себя события разных эпох, меняя их местами. В идеальном мире, каковым является эпос, все субъективно: события, люди, время. А движение понятий и мыслей подчиняется другой логике, чем движение вещей. В русских былинах богатыри неизменно побеждают ордынцев, и тем не менее золотоордынская сила остается непобедимой. В мордовском эпосе Тюштя всемогущ, пользуясь помощью богов, однако бессилен перед русским царем. На подобного рода метаморфозы способно только многослойное фольклорное мышление. Поэтому попытка того или иного автора, даже гениального, создать «народно-героический эпос» заведомо несостоятельна. Книжные эпосы типа «Калевалы» и «Калевипоэга» - плод глубочайших научных разысканий и талантливейшей поэтической идентификации, но не результат только литературной обработки.
Неоднозначность толкования понятия «героический эпос» не позволил мордовским фольклористам с достаточной определенностью очертить круг героических сюжетов и героев. Впрочем, такую задачу перед собой никто и не ставил. А. И. Маскаев среди эпических песен выделил «песни героического содержания» (137. С. 54 - 267), к которым отнес песни о борьбе человека со смертью, песни о построении города, песни о Литове, песни о борьбе с чудовищем и об избрании племенного вождя, песни об охотнике, рыболове и коне. Из них героическими, то есть повествующими о мироустройстве, можно признать лишь песни о Литове и о Тюште. Космогонические сюжеты и герои вообще не подвергались анализу. В книге Т. П. Девяткиной (71) описано подавляющее большинство мифологических персонажей, но в отрыве от художественного контекста. Вне художественно-мировоззренческого аспекта рассматриваются некоторые космогонические образы в исследованиях Н. Ф. Мокшина (162) и В. А. Юрчен-кова (249).
Собирание мордовских героических мифов и песен относится ко второй половине XIX - первой половине XX века. Космогоническая мифология впервые в систематизированном изложении представлена в «Очерках мордвы» П. И. Мельникова (146). Выдающийся русский писатель и ученый в своей книге опубликовал мифы о сотворении мира и человека, принадлежащие нижегородской эрзе и мокше, дал описание наиболее важных божеств: Чам-Паса, верховного бога; Шкая, верховного бога мокши; Анге-Патяй, богини-матери, жены Чам-Паса; Шайтана; Пурьгине-паза, бога грома; Масторавы, богини эрзя-мокшанской земли; Норовавы, богини урожая; Ведявы, богини воды и любви; Масторпаза, бога земли и потустороннего мира; Веленьпаза, бога, ведающего социальными процессами, и так далее. В 1889 году была издана книга В. Н. Майнова по мордовской мифологии (132), содержащая новые сведения о Чам-Пасе, Анге-Патяй, Инешкипазе и так далее. О космогонических воззрениях мокшан Тамбовского края и о царе Тюште содержатся сведения в книге И. И. Ду-басова (79). Богатый материал по мифологии в свое исследование о мордве ввел И. Н. Смирнов (203). Огромный вклад в собирание и публикацию мордовского эпоса внес финский ученый X. Паасонен, совершивший в 1889 - 1890, 1898 - 1901 годах поездки в мордовское Поволжье. Им записаны мифолого-героические песни о Литове и царе Тюште, содержание которых составляют повествования о сотворении мира, об избрании мордвой царя и его правлении. Эти песни опубликованы в шести томах его собрания (5, 6, 7, 8, 9, 10). Несколько героико-эпических песен и преданий вошло в сборник А. А. Шахматова (20), в собрание М. Е. Евсевьева (1, 2, 3, 4), в «Устно-поэтическое творчество мордовского народа» (12, 13, 14, 15, 16, 17, 18), в «Образцы мордовской народной словесности» (11). В 1974 году в городе Лукоянове Горьковской области героические предания о царе Тюште и княгине Нарчатке от А. Куманева записаны мной и А. Д. Шу-ляевым (17). В 1994 году от Р. С. Кемайкиной мною записан миф о создании Инешкипазом первого человека. Миф о первочеловеке Р. С. Кемайкиной рассказал поэт М. Втулкин, представитель Самарской эрзи.
АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Сюжеты и герои, образующие мордовский героический эпос, не были предметом специального исследования. Само понятие «героический эпос» фольклористами и литературоведами в должной мере не разработано. Одни исследователи вообще отрицают существование героического эпоса, считая, что для его возникновения не сложились объективные предпосылки (87. С. 238), другие полагают, что героика в мордовском эпосе не достигла классической формы (137. С. 54), третьи, признавая его реальное существование, к нему относят и поэмы авторского происхождения (24. С. 19 - 22). Разброс мнений вызывает необходимость сформулировать понятие героического эпоса, обозначить круг сюжетов и героев, составляющих его. Уяснение вопроса о природе героического эпоса позволит откорректировать представление о всем мордовском фольклоре, вычленить в нем пласт поэзии, обусловленный сложнейшими историческими процессами: распадом первобытности, возникновением классовых отношений, формированием государственности, появлением исторически мыслящего себя этноса. Эта поэзия - героический эпос, который воспроизводит становление феодального миропорядка на мордовской земле. Особенность героического эпоса, своеобразие его сюжетов и героев отражают родовые признаки формирующегося общества и государственности. С раскрытием специфики героического эпоса отчасти раскроется и природа мордовского феодализма, степень изученности которого недостаточна.
В героическом эпосе запечатлены представления народа о мироздании, его мифологические и исторические воззрения, понятия об идеальном царе и государстве, эстетические и нравственные взгляды, воспроизведены отношения с соседними народами. Изучение героического эпоса позволит глубже осветить те воззрения, которыми народ руководствуется в своей практической деятельности.
Мордовский героический эпос состоит из космогонических мифов и эпических песен. Их взаимодействие также не исследовано. В имеющихся работах не проводится грани между ними, не указываются отличительные признаки мифа и песни. Мифы называются «песнями», ибо имеют песенную форму. Во внимание не берется то обстоятельство, что суть мифа в его проблематике: он объясняет происхождение того или иного явления действительности.
Большое значение имеет раскрытие типологического сходства мордовского героического эпоса с эпосами других народов - финским, эстонским, греческим, русским и так далее, что прольет свет на своеобразие миропонимания его создателей в древности.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ. В работе исследуются сюжеты и герои мордовского героического эпоса, определяется его структура, выявляется своеобразие проблематики и содержания героических мифов и песен; рассматриваются отличительные особенности героики мифа и героики песни; устанавливается художественно-эстетическая и социально-психологическая природа мифологических и эпических героев; раскрываются причины небогатырского характера эпоса; представляется пантеон: комментируются божества, задействованные в эпосе, участвующие в жизнедеятельности общества; рассматриваются взаимоотношения героического мифа и героической песни, выступающие как составные части единой художественно-эстетической системы. Основным объектом исследования является центральный герой эпоса царь Тюштя. Дается классификация и анализ сюжетов о нем, учитывая эрзянские и мокшанские версии; устанавливаются ранние и поздние песни и на основе их прослеживается эволюция образа главного героя; выявляются мифологические, социально-психологические и этно-исторические черты в образе Тюшти, устанавливается его связь с типологически близкими ему образами Сабана и чудесного Гурьяна, известными как местные герои в фольклоре эрзянского населения Присурья и Заволжья; выявляется специфика эпического сознания, выраженная в нем социальная утопия, взгляды народа на свое прошлое, настоящее и будущее, противоречие его эпического миропонимания практическому сознанию.
В результате проведенного исследования формулируется понятие мордовского героического эпоса как эпической поэзии периода перехода от первобытности к классовому обществу, заключающей в себе воззрения народа на происхождение мира и мордовской цивилизации.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ. Основными методами исследования являются описательный, сравнительно-исторический, истори-ко-типологический. На их основе дается текстологический анализ произведений, комментируются их сюжеты и содержание, проводятся межжанровые и межфольклорные параллели, устанавливается сходство мордовского эпоса с эпосами других народов в сюжетах, героях, мотивах, особенностях формы. Большое значение придается научным принципам историзма, развития, всеобщей связи, автономности художественного сознания.
Принцип историзма позволяет объяснить возникновение фольклорных явлений (сюжетов, образов, мотивов и так далее) в определенное время и в определенном месте в силу действия конкретных исторических событий и причинно-следственных отношений; принцип развития предусматривает проведение эволюционного анализа, учета исторических изменений и напластований в сюжетах и образах; принцип всеобщей связи говорит о действии межжанровых и межфольклорных связей и влияний в горизонтальном и вертикальном направлениях; принцип автономности художественного сознания указывает на относительную независимость идейного развития эпоса и требует в событиях и героях песен и сказаний видеть поэтические создания, а не копии с действительности; этот же принцип эстетическое развитие общества ставит в большую зависимость от его идейного развития. Автономность художественного сознания позволяет ему одновременно отставать от общественной практики и опережать ее.
МАТЕРИАЛ ИССЛЕДОВАНИЯ. Объектом исследования являются мифы о сотворении мира, о создании человека, о рождении богов, о женитьбе богов на богинях и земных девушках, мифы и песни о браках земных парней и девушек с богами, в совокупности создающие картину возникновения земного мира и его социальной организации; песни о царе Тюште, сказания о чудесном вожде эрзян и мокшан Гурьяне и богатыре Сабане, песня о присоединении нижегородской мордвы к Московскому государству, повествующие о возникновении Мордовского царства и его гибели. В работе использованы также моления и заговоры, дающие дополнительные сведения о божествах и царе Тюште. Подавляющее большинство произведений записано в конце XIX - начале XX века X. Паасоненом, М. Е. Евсевьевым, А. А. Шахматовым. Часть текстов выявлена в 30 - 50-е годы XX века Л. С. Кавтаськиным и другими фольклористами.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА РАБОТЫ. В работе впервые обозначен круг героических мифов и песен. Дана классификация сюжетов; представлены и проанализированы божества и герои, являющиеся персонажами эпоса; сформулировано понятие мордовского героического эпоса с указанием отличительных особенностей, основных сюжетов и героев; раскрыта и обоснована небогатырская природа героической поэзии мордвы; выявлено богочеловеческое происхождение центрального героя царя Тюшти и его соответствие классическим типам; показано отсутствие тождества между эпическим и практическим сознанием народа.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ. Исследование вносит вклад в разработку теории мордовского эпоса, создает базу для дальнейших разысканий в этой области, уточняет понятийный аппарат, вносит ясность в основополагающие определения сюжет, герой, героический миф, героическая песня, богатырство, героический эпос, что будет способствовать поднятию уровня научных исследований героической поэзии мордвы. Общая концепция работы и сделанные в ней выводы об исторических основах героического эпоса помогут более углубленному пониманию природы мордовского феодализма и всей истории мордовского народа.
Диссертация состоит из введения, двух глав (1. Героико-мифологические сюжеты и персонажи, 2. Героико-эпические сюжеты и персонажи), заключения, списка использованной литературы.
Просмотров: 580 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930