Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 1 » Скачать Мировоззренческое сознание молодежи в нестандартном городском социуме : Философско-культурологический подход. Картанова, бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
13:08
Скачать Мировоззренческое сознание молодежи в нестандартном городском социуме : Философско-культурологический подход. Картанова, бесплатно
Мировоззренческое сознание молодежи в нестандартном городском социуме : Философско-культурологический подход

Диссертация

Автор: Картанова, Татьяна Евгеньевна

Название: Мировоззренческое сознание молодежи в нестандартном городском социуме : Философско-культурологический подход

Справка: Картанова, Татьяна Евгеньевна. Мировоззренческое сознание молодежи в нестандартном городском социуме : Философско-культурологический подход : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Нижний Новгород, 2005 191 c. : 61 05-9/239

Объем: 191 стр.

Информация: Нижний Новгород, 2005


Содержание:

Введение
Глава
I Проблемы мировоззренческого сознания: современные аспекты и дискуссии
11 Феномен мировоззрения
12 Мировоззренческие поиски в современной России
13 Жизненный мир как основание мировоззренческого сознания
Глава
II Наукоград как элемент жизненного мира человека
21 Город как среда и как субстанция-субъект, образующий индивида
22 Наукоград как форма городского мира Закрытый наукоград
23 Модель закрытого наукограда (город Саров): специфика социальной и мировоззренческой ситуации
Глава
III Самосознание и мировоззренческое сознание личности
31 Сознание и самосознание Философский и психологический аспекты проблемы самосознания
32 Самосознание как культурно-исторический феномен
33 Мировоззренческий аспект самосознания
Глава
IV Влияние закрытого наукограда на мировоззренческое сознание молодежи
41 Методологические основания эмпирического исследования мировоззренческого сознания
42 Структура и динамика мировоззренческих представлений
43 Психологические аспекты формирования мировоззренческого сознания
Заключение
Библиография
Приложения

Введение:

Актуальность темы исследования. Объективные факторы развития и формирования мировоззрения личности определяются социально-культурными и природными условиями жизни, в современной России открывается возможность сопоставления социального опыта и различных мировоззренческих позиций для поиска конструктивного решения назревших мировоззренческих проблем. Проблема мировоззренческого сознания является особо значимой для молодежи современного российского общества: прежние мировоззренческие ориентиры ушли в прошлое, новые еще не сложились. Одна из целей образовательного процесса подготовить молодежь к самостоятельной мировоззренческой ориентации в меняющемся мире. Самосознание важная предпосылка сознательного выбора, коррекции личностью своего мировоззрения. Именно в этом контексте личность может быть адекватно и диалектически понята как объект и как субъект формирования мировоззрения. В связи со становлением у молодого человека жизненной позиции представляет не только теоретический, но и практический интерес изучение структуры самосознания, потому что поведение человека всегда так или иначе соотносится с его представлениями о самом себе, о том, каким он должен или хотел бы быть, с его отношением к самому себе. Преобладание тех или иных форм мировоззрения зависит также от культурных особенностей общества. И на передний план выдвигается философскокультурологическое осмысление города, генерирующего и интегрирующего физическое бытие, деятельность, мысли и волю современного человека, определяющего тенденции развития мировоззренческого сознания. Реальные условия функционирования индивида в особом городском социуме обеспечивают возможности формирования мировоззренческого сознания. Исследование мировоззренческого сознания молодежи в закрытом наукограде не было предметом ни философско-культурологического, ни психологического, ни социологического исследований. Этому способствовала и секретность, закрытая научная тематика проводимых в наукоградах исследований. Но такие города существуют в немалом количестве, что дает возможность рассматривать особенности мировоззренческого сознания молодежи закрытого города на примере Российского Федерального ядерного центра города Сарова. Тем более в условиях кризисной ситуации, переживаемой Российской наукой, в том числе в закрытых наукоградах. Эти города ценны сложившейся в них социальной средой. Здесь становится важным момент психологопедагогического сопровождения развития личности ребенка в конкретной образовательной среде. Проблема мировоззренческого сознания молодежи закрытого наукограда комплексная, в процессе ее изучения пересекаются интересы таких научных дисциплин, как философия, культурология, психология, социология, антропология, этнография, педагогика, география. Степень научной разработанности проблемы. Развитие мировоззренческой проблематики находит отражение не только в рамках на)Ачнофилософского знания, но и в научной (нефилософской) литературе как гуманитарного, так и естественнонаучного комплексов. Мировоззренческие проблемы широко представлены в публицистике, в художественном творчестве. Чтобы ориентироваться в сфере мировоззренческих вопросов необходимо обратиться к проблеме сущности мировоззрения. Теоретико-практическую значимость мировоззренческой проблематики (осмысление понятия мировоззрения, его содержания, структуры, функций, роли в индивидуальной и общественной жизни человека, осмысление отношения мировоззрения с различными формами общественного сознания) отразили в своих работах следующие авторы: М.Г. Ашманис [9], А.С. Богомолов [14], B.C. Буянов [18], Е.К. Быстрицкий.[19], А.В. Гулыга [39], В.В. Ильин [61], А.А. Касьян [73], П.В. Копнин [85], М.К. Мамардашвили [108], И.В. Мартыньиев [110], Т.И. Ойзерман [130], М.М. Прохоров [146, 147], А.Г. Спиркин [181], А.С. Тонких [187], В.П. Филатов [192], А.Н. Чанышев [199 201], В.Ф. Черноволенко [203], В.И Шинкарук [208, 209], К.П. Шуртаков [212]. Ценность работ заключается, прежде всего, в стремлении выявить субстанциональную сущность мировоззрения как специфического феномена сознания и культуры, несводимого в сущностном, абстрактно-теоретическом бытии к многочисленным историческим и конкретно-эмпирическим формам его проявления. Все имеюпщеся сегодня мировоззренческие системы, полемизируя друг с другом и трансформируясь, порождают новые типы мировоззрения. Поэтому в настоящее время актуальны мировоззренческие поиски, рассмотрение диалога мировоззрений, проблемы формирования экологического, гуманистического сознания, с помощью которых возможно преодоление технократических ориентации мировоззрения, мировоззренческое осмысление русской идеи, культуры, ценностей и смысла человеческой жизни, исторической судьбы России, исследование научного мировоззрения, некогда представленного в качестве единственно верного мировоззрения, с другими формами мировоззренческого сознания. Этому посвящены публикации К.Х. Делокарова [44], А.А. Воробьева [25], А.В. Иванова, СМ. Журавлевой [60], А.А. Кара-Мурзы, А.С. Панарина, И.К. Пантина [67], А.А. Касьяна [73, 74], В.А. Кутырева [92-94], Н.И. Лапина [95], В.М. Межуева [112], М.И. Михайлова [121], М.М. Прохорова [146, 147], В.Т. Пуляева [151], В.К. Самохваловой [167], В.А. Селиванова [22], А.И. Субетто [185], Л.Е. Шапошникова [205, 206], а также сборники: «Мир человека: теория и история мировоззрений» [119], «Мировоззренческие поиски современности» [117], «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия» [156], «Проблема ценностного статуса науки на рубеже XXI века» [145]. Традиция исследования человека как социального существа, выводившего активно-деятельные формы бытия из широких общественных связей и отношений, представлена в отечественной литературе следующими авторами: К.А. Абульхановой-Славской [2], В.П. Алексеевым [5], И.Л. Андреевым [7], Е.Н. Волковой [24], П.С. Гуревичем [40, 41], В.П. Зинченко [57], Е.Б. Моргуновым [58], А.А. Миголатьевым [115, 116], В.В. Орловым [131], А.Б. Орловым [132], Л.В. Скворцовым [175, 176].Проблема самосознания является одной из фундаментальных в философском знании. Но до сих пор не выработалась определенность в вопросе о соотношении сознания и самосознания в психике человека, которым занимались: В.М. Бехтерев [13], Д.И. Дубровский [50], Э.Ф. Звездкина [54, 55], А.Г. Спиркин [181], Е.К. Быстрицкий [19], И.С. Кон [81], В.В. Столин [184], Е.В. Шорохова [211], Ф.Т. Михайлов [123, 124] и др. А.Г. Спиркин [181] представил феномен самосознания через выявление и происхождение, содержание, сущности в монографии «Сознание и самосознание», он пытался объединить философский и психологический подходы к изучению самосознания. В монографиях Е.К. Быстрицкого [19], Э.В. Звездкиной [54, 55], Л.В. Скворцова [175, 176] представлен анализ природы самосознания как отражения отношения человека к себе как целостному субъекту в единстве материального и духовного компонентов. В монографиях А.Г. Спиркина, Э.Ф. Звездкиной раскрывается идея неразрывности знания о мире и знания о себе в самосознающей деятельности. В работах В.В. Столица [184], И.И. Чесноковой [204] проблема самосознания разрабатывается чаще в связи с анализом индивидуальных характеристик личности. Д.И. Дубровского интересует проблема самосознания с точки зрения информационного подхода, он рассматривает самосознание как центральный интегрирующий и активизирующий фактор субъективной реальности [50]. Предметом интереса Л.В. Скворцова выступают субъекты истории, их социальное самосознание [176]. Адекватное понимание природы самосознания раскрыто в монографии Ф.Т. Михайлова «Общественное сознание и самосознание индивида» [124] и в коллективной монографии под его редакцией «Самосознание: мое и наше. К постановке проблемы» [166]. В них дается анализ генезисного и функционального единства процесса перманентного воспроизводства субъектами их развернуто рефлексивной субъективности, определен источник продуктивности самосознания потенциальность субъекта, представлен процесс активного субъективно мотивированного формирования самосознания индивидов через тождество их интер- и интрасубъективности в контексте воспроизведения ими общей духовно-практической культуры. В работах И.С. Кона прове
Просмотров: 155 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930