Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Скачать Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе. Шадрина, Людмила Ивановна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
00:31
Скачать Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе. Шадрина, Людмила Ивановна бесплатно
Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе

Диссертация

Автор: Шадрина, Людмила Ивановна

Название: Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе

Справка: Шадрина, Людмила Ивановна. Методика лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Орел, 2000 232 c. : 61 00-13/1547-7

Объем: 232 стр.

Информация: Орел, 2000


Содержание:

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЛИНГВОЭСТЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
11 Лиигвоэстетический анализ художественного текста как средство развития языковой личности младшего школьника
12 Психолого-педагогические предпосылки лингвоэстетического анализа художественного текста в начальной школе
121 Психофизиологические аспекты восприятия и анализа художественной речи
122 Психологические особенности восприятия художественного произведения младшими школьниками
123 Лиигвоэстетический анализ художественного текста и развитие навыков сознательного чтения и связной речи в начальной школе
13 Структурно-лингвистические свойства поэтического текста как предметная основа методики его анализа
131 Понятие текста в современной лингвистике и лингводидактике
132Поэтический текст как особая разновидность художественной речи
133Принципы и методы лингвоэстетического анализа поэтического текста65
Выводы
Глава 2 СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ОБУЧЕНИЮ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ЛИНГВОЭСТЕТИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА
21 Обучение анализу художественного текста в современной начальной школе
211 Анализ художественного текста и современная методика литературного чтения
212 Анализ художественного текста и языковое образование младших школьников
22 Характер предлагаемой модели обучения лингвоэстетическому анализу художественного текста и пути ее реализации в процессе экспериментальной работы
221 Лингводидактические и методические аспекты предлагаемой методики
222Программа обучающего эксперимента и пути ее осуш,ествления
23Анализ результатов эксперимента и рекомендации по методическому обеспечению лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе
231Методика и результаты проведения констатирующего эксперимента
232Содержание и итоги обучающего эксперимента

Введение:

Развитие российской системы образования, ориентированной на гуманитаризацию современной школы, обусловило особое внимание к проблеме духовного становления личности, формирования творческих способностей учащихся.Термин «гуманитаризация образования» в последнее время приобрел широкое значение. Само прилагательное «гуманитарный» (лат. gumanitar) осмысливается как «свойственный человеку, человеческой природе» и позволяет осознавать «гуманитаризацию образования» как раскрытие, реализацию, развитие изначальных, фундаментальных, природных способностей человека.Все, что познает человек, находит отражение в язьже, который вмеш;ает в себя широкое познание, духовные достижения. Языковая способность является способностью очеловечивающей, на что еще в прошлом веке указал К.Д. Ушинсхшй: «Грамматика, преподаваемая логически, начинает развивать самопознание человека, т.е. именно ту способность, вследствие которой человек является человеком между мшвотными. Вот почему грамматику не без основания причислили к числу наук, очеловечивающих человека» (221, 243), В приведенном высказывании заключена мысль, которая положена в основу современного понимания гуманитаризации образования: знание является духовным тогда, когда становится личностно значимым. Духовные способности связаны с эмпатией личности, основаны на сочувствии и перелсивании. Поэтому задачу гуманитарного образования мы понимаем как стремление личности к осознанию своего места в мире и достижению духовньк знаний через диалогичность с бытием.Владение человеческим языком как языком культуры является условием высшего мироосознания, действительного знания об истории и природе, во взаимосвязь которых включено собственное бытие человека. Работая с языком, раскрывая смысл понятий, человек овладевает и культурой. Изучая язьж, в котором заложено само видение, осмысление и оценка мира, он получает систематические представления об окрулсающем.Язьжовая способность человека, согласно В. Гумбольдту, имеет две стороны: говорение и понимание. Данный момент стал отправным для «гуманитарной революции» в образовании США, Европы и Японии, где с середины 50-х годов XX века осуществляются реформы, направленные на «риторизацию» и «герменевтизацию» школы, принимаются различные программы (типа программы языкового существования человека и народа в Японии). В российской пжоле аналогичные процессы начинают интенсивно развиваться с середины 90х годов (с запозданием приблизительно на 40 лет по сравнению с Западом, несмотря на прочные филологические традиции, сложивЕйиеся в стране).Созданы программы и учебники по «Риторике» для начального, основного и старшего звеньев школы (Н.Н. Кохтев, Т.А. Ладыженская, М.Р. Львов, Н.А. Михайличенко, А.К. Михальская и др.). Параллельно вводятся курсы, обеспечивающие выработку у школьников навыков глубокого прочтения, анализа и понимания художественных текстов. К ним относятся прежде всего «Введение в русскую словесность», «Русская словесность» (Л.Ф. Климанова, Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова, А.И. Горпжов, СИ. Львова, Р.И. Альбеткова и др.) и те, в которых отражены всесторонние разработки проблем языкового и начального литературного образования младших школьников (Р.Н. и Е.В. Бунеевы, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Г.Н. Кудина, В.А. Левин, З.Н. Новлянская, Т.Г. Рамзаева, З.И. Романовская, Н.Н. Светловская).Задачи развития духовнык; потребностей личности через осознанное усвоение языка как важнейшего средства познания мира вьщвигаются названными авторами в ряду приоритетных в процессе приобщения пжольников к литературе как искусству слова.Следует заметить, что методичесгше традиции в этом отношении базируются на трудах К.Д. Ушинского, рассматривавшего слово как основу духовного развития человека, как средство формирования его самосознания; при этом лингвистический, эстетический и этический аспекты оказывались тесно связанными и взаимообусловленными. Подобный взгляд наиболее последовательно отразился в «Материалах к 3-му тому «Педагогической антропологии» и в знаменитой учебной книге К.Д. Упшнского «Родное слово» (ч. 13).Если использовать современную терминологическую номенюхатуру, можно сказать, что уже в самом названии этого учебника заключено единство «литературоведческого» и «лингвистического» подходов к художественному тексту: «Родное слово» - книга для чтения, но термин «слово» является ключевым. Данный интегрированный подход к художественному тексту бьш вообще характерен для отечественной филологии и педагогики XIX века. Достаточно вспомнить в этой связи фундаментальные труды филологов Ф.И. Буслаева, А.А. Потебни, Д.Н. Овсянико-Куликовского, работы русских методистов А. Никольского, А.И. Чудинова, Н. Случевского.В XX веке является блестящая плеяда ученых, в работах которых целостный подход к изучению художественного текста получает глубокое теоретическое развитие и разностороннее практическое воплощение (труды лингвистов В.В. Виноградова, Г.О. Винокура, A.M. Пепжовского, Л.В. Щербы, литературоведов М.М. Бахтина, ro.H.TbiHmiOBa, Б.М.Эйхенбаума, Ю.М. Лотмана, ученых-методистов В.Г. Горецкого, М.А. Рыбниковой, Н.С. Рождественского и многих других).При этом следует признать, что теоретическая разработка проблемы целостного анализа художественного текста все-таки опережает ее методическое осмысление и учебную адаптацию. Отечественными учеными был выдвипнут ряд глубоких идей и понятий, обладающих высокой объясняющей силой и значительным методическим потещиалом, который остается до сих пор нереализованным, В первую очередь здесь необходимо назвать понятие лингвоэстетического анализа художественного текста.Оно было предлож:ено, обосновано и разработано вьщающимся ученым-филологом XX века профессором Б.А. Лариным.Методологическое значение в аспекте поставленной проблемы имеет его следующее высказывание: «Так же решительно хотел бы я избежать клочкования литературной ткани, которая часто производится под видом анализа. % б (..) Конечно, можно по-разному использовать данные анализа, но я хочу указать на недопустимость этих простещшх способов добывания самого материала. Ни в какой момент работы в области стилистики нельзя упускать из виду взаимодействия элементов, цельности художественного текста». (102, с.ЗО) Именно Б.А. Ларину, выступавшему против свойственных лингвистам «атомарных» методов иззд1ения художественного текста, удалось найти оптимальное соотношение лингвистического и литературоведческого анализа, ориентированного на осмысление, приведение к сознанию читателя языковой структуры текста как единораздельной цельности, подчиненной задачам художественного постижения и образного воплош;ения действительности. Идеи Б.А. Ларина имеют особое значение для современной методики начального обучения.Решение проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста, направленного на постинсение ребенком литературы как вида искусства, предполагает сближение русского языка и литературы в начальной пжоле. Современные исследования показьшают, насколько эффективно ведется такая работа в среднем и старшем звеньях школы, вузовской системе преподавания (Н.М. Шанский, М.Р. Львов, СИ. Львова, А.И. Горплсов, А.И. Власенков, Б.Г. Бобылев и др.). В целом идеи и тезисы, вьщвигаемые и доказываемые современными исследователями в рамках проблемы лингвоэстетического анализа художественного текста, представляют собой значительный теоретический и эмпирический материал, позволяюпщй вплотную подойти к созданию методики лингвоэстетического анализа художественного текста в начальной ппсоле. Потребности преемственности, развивающего обучения потребовали усиленного внимания к этой проблеме. Она продекларирована в названных выше программах и требует всесторонней разработки на лингвометодическом уровне. При этом мы имеем ввиду, что результаты некоторых исследований, ориентированных на среднее, старшее звенья школы и вузовс1сую систему преподавания, не могут быть прямо перенесены на начальное обучение вследствие специфики возрастных особенностей младших школьников, но доллшы лечь в основу предлагаемой методики.За последние годы можно отметить немало значительных исследований, посвяш;енных и различным аспектам читательской подготов1ш младпшх ШКОЛЬНРГКОВ. Интенсивно разрабатываются проблемы общего развития детей, развития речи и мышления на уроках чтения (И.Л. Гаркунова, З.Д. Кочаровская, А.И. Липкина, М.И. Оморокова, З.И. Романовская и др.), созданы интересные системы обучения младших школьншюв литературному творчеству (Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, В.А. Левин), в научных работах находит место описание отдельных сторон анализа художественных произведений (Л.И. Воеводская, Л.К. Нефедова, Л.И. Сараскина, Л.Е. Стрельцова), разрабатывается методика преподавания и изучения литературы как самостоятельной учебной дисциплины на первой ступени обучения в общеобразовательной школе (Л.В. Кутьева), исследуется методика чтения текстов различных жанров (Е.Л. Глинская, Г.М. Первова, Н.С. Бибко и др.).Ряд исследований посвящен формированию различных качеств навыка чтения (Т.В. Завадская, Л.А. Горбушина, Л.Ф. Климанова и др.), специальных умений и навыков в системе работы учащихся с текстом художественного произведения (Е.А. Адамович, М.И. Оморокова, В.И. Я1совлева и др.).В работах М.А. Беляева, Т.Г. Браже, Л.Г. Жабицкой, Е.В. Квятковского, Н.Д.Молдавской и других методистов и психологов раскрыта специфика взаимодействия между читателем и литературным произведением, представлены основные и частные стороны литературного развития учапдахся, а таюке способностей, обеспечиваюшдх читательскую активность вне специально организованной деятельности с художественным текстом.Исследования психологов, раскрывающие механизмы порождения и восприятия речи, ее природу и закономерности формирования у младших школьников (Л. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Л. Рубинштейн и др.), а также достижения в области изучения лингвистики текста (И.Р. Гальперин, Г. Ильенко, О.А. Нечаева, Г.Я. Солганик, И.А. Фигуровский и др.) способствовали существенному изменению содержания обучения русскому языку в школе. Это вьфазилось в том, что реализация язьжового образования и речевого развития школьника нашла вьфажение В ярко выраженной коммуникативно-речевой направленности самого курса (Т.Г. Рамзаева, Г.С. Щеголева, Л.Ф. Юшманова, Л.Я. Желтовская, А.Ю. Купалова, Л.Д.Бокарева, О.В. Пронина, Г. Макеева).Ярко выраженные языковой, речевой и личностно развивающий аспекты в содержании язьюового образования младшего пжольншса позволяют рассматривать его во взаимосвязи с воспитанием языковой личности. Поэтому проблема организации процесса обучения в школе таким образом, чтобы эстетическая функция родного языка помогала создавать у ребенка правильное представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического факта остается сегодня наиболее актуальной в свете решевия обп][их проблем личностноориентированного взаимодействия учителя с учениками, в котором духовное воспитание личности, становление нравственного облика Человека вьщвигаются на первый план.В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательного процесса характеризуются переходом от учения как: функции запоминания к учению как процессу умственного развития, от внешней мотивации учения к внутренней нравственно волевой регуляции.При этом, с одной стороны, совершенствуется традиционное обучение, сориентированное на дидактические задачи репродуктивного характера и усвоения заданных образцов; с другой - осуществляется такой подход к учебно-воспитательному процо)су, который направлен на формирование у учащихся навыков учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования и т.п.Эти явления характеризуют и методику чтения в современной начальной ппюле, и сам процесс приобщения детей младшего школьного возраста к литературе как искусству слова.Методш<а традиционного обучения чтению в начальной школе не только все более совершенствуется: Н.Н. Светловская (самостоятельное внеклассное чтение), О.В, Джежелей (самостоятельное внеклассное чтение, чтение и литература), В;Г.Горец1шй, Л.Ф. ЬСлиманова (литературное чтение), Р.Н. и Е.В. Бунеевы (чтение и начальное литературное образование); но и разрабатывает различные подходы к начальному литературному образованию: З.И. Романовская (развивающее чтение, направленное на общее развитие младших школьников), Г.Н. Кудина, 3,Н. Новлянская (литература как предмет эстетического цикла), В.А. Левин (развивающее чтение, направленное на художественное развитие младших нжольников; начальное литературное образование) и др.Таким образом, актуальность предлагаемого исследования определяется социальной значимостью и практической необходимостью разработки методики лингвоэстетического анализа художественного текста в целях языкового образования и литературного развития учашдхся начальных классов.Объектом исследования является процесс обучения учапщхся начальных; классов лингвоэстетическому анализу художественного текста (на примере поэтического).Предметом исследования выступают: 1) совокупность лингвистических, литературоведческих, психолого-педагогических, социокультурных факторов, обусловливаюпщх обучение младших нжольников пониманшо художественного текста как явления словесного искусства, восприятшо его целостной художественной системы; 2) теоретические основы модели обучения лингвоэстетическому анализу художественного текста; 3) методическая система формирования литературно-языковой и художественноэстетической компетенции учащихся начальных ютассов на основе лингвоэстетического анализа художественного текста.Целью исследования является создание научно обоснованной методики лингвоэстетического анализа художественного текста (с учетом его лингвопоэтических и коммуникативных свойств), обеспечивающей развитие способности понимания художественных произведений, а такж:е выработку навыков смыслового чтения.Для реализации поставленной цели в процессе исследования необходимо было решить следующие задачи: 1. На основе анализа исторического опыта, с позиций современных научных данных охарактеризовать теоретические и методические основы исследования.2. Определить содержание основньк элементов лингвоэстетического анализа художественного текста в начальной школе в свете требований язьпювого образования и литературного развития младшоих школьников.3. Определить содержание и структуру умений лингвоэстетического анализа художественного текста как умений синтетических.4. Разработать методику лингвоэстетического анализа художественного текста на уроках чтения в начальных классах с учетом специфики литературы как искусства слова и возрастных особенностей младших школьников.5. Экспериментально проверить целесообразность и эффе1сгивность предлагаемой системы работы, сделать выводы.На основе предмета, цели, задач исследования определена его гипотеза.Она заключается в том, что разработка и внедрение в учебную практику методики обучения лингвоэстетическому анализу поэтического текста в начальной школе позволит существенно активизировать развитие языковой способности детей и, в частности, способности к пониманию, будет содействовать повьш1ению уровня эстетической восприимчивости, углублению самосознания учапщхся, выработке читательской рефлексии, умения переводить план содержания поэтического текста в план личностно значимых смыслов и тем самым явится важнейшим фактором формирования прагматико-мотивационной сферы языковой личности младших школьников.Методологическую основу диссертационного исследования составляет динамический системный подход к изучению реальной действительности, при котором изучаемый объект рассматривается не просто как внешний материальный предмет, «вецц> в себе», но осмысленная, освоенная наппш сознанием вепд., обладающая не только целостностью и единством, но и внутренней расчлененностью и координированной взаимосвязанностью частей.В качестве методологической основы исследования рассматриваются также философские, педагогические и литературоведческие полол<ения о гуманизации и туманитаризации образования, о возрастании роли литературы как гуманитарного предмета синкретического воздействия в духовном становлении личности ребенка; методические, филологические и педагогические положения о возможности и необходимости приобщения учащихся начальной школы к искусству слова.Обучающей основой исследования является поэтический текст, занимаюш 1^Й важное место в круге чтения младшего шпкольншса.В соответствии с характером поставленных задач использовались следующие методы исследования: 1.Историко-теоретичес1шй (изучение философской литературы, лингвистических, литературоведческих, психолого-педагогических и учебно-методичес1ШХ источников).2. Статистический (анализ устных ответов учанщхся, анкетирование, наблюдение, беседы, изучение продуктов деятельности младших школьников, сравнительносопоставительный анализ результатов обследования школьников, моделирование).3. Контрольный (выявление эффективности разработанной методики лингвоэстетического анализа художественного текста).Индуктивно-дедуктивный метод исследованоия является главным в работе. Он основан на наблюдении, анализе, классификащш и последующем синтезе исследуемых явлений.Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: а) осуществлена дидактическая адаптандя идей и методов науки о языке художественной литературы, а таклсе ключевых положений филологической герменевтшш применительно к потребностям и условиям начальной школы; б) выявлены и прослежены интегрируюище тенденции в современной методике и практике языкового и литературного образования младших школьников, показана их тесная связь с русскими педагогическими и филологическими традициями, раскрыта объясняющая сила понятия «лингвоэстетическнй анализ художественного текста» и обоснована необходимость его введения в методику; в) раскрыто значение лингвоэстетического анализа поэтического текста для формирования язьжовой личности младших школьников, развития способности понимания и говорения; г) уточнено и дифференцировано применительно к теме исследования обш,ее дидактическое понятие сознательности чтения, разработана методика обучения младших школьников смысловому чтению, обеспечивающая перевод получаемой при восприятии текста лингвоэстетической информации в план личностно значимьк смыслов; д) создана научно обоснованная и экспериментально проверенная дидактическая модель, в идеале нацеленная на осуществление лингвоэстетического подхода к поэтическому тексту во всех звеньях, на всех уровнях и этапах начального языкового и литературного образования.Исследование носит теоретико-экспериментальный характер и проводилось с 1995 по 1999 год в три этапа.На первом этапе (1995-1996гг.) была определена область исследования. Анализировалась научная и учебно-методическая литература, проводились наблюдения за деятельностью учителей и учащихся на уроках русского языка и чтения в начальных классах, анкетирование обучаемых и их наставников, беседы.В ходе работы предстояло выявить возможности учебного материала и методики при обучении детей лингвоэстетическому анализу художественного текста (определить уровень готовности младших школьников к обучению, нацеленному на литературное развитие в общей системе языкового образования), наметить пути реализации этих возможностей в условиях урока.На втором этапе (1996-1998 гг.) были намечены конкретные методические пути экспериментальной проверки разработанной профаммы опытного обучения на уроках чтения во вторых-третьих классах (1-3) школы -лицея Мезенского педагогического колледжа Орловской области, школы № 10 Ингодинского района г.Читы, в третьихчетвертых классах (1-4) школы №8 г. Усть-Кута Иркутской области.В это время разрабатьшались способы объективной оценки результатов предлагаемой методики.На третьем этапе (1998-1999 гг.) бьша завершена опытно-экспериментальная работа, проанализированы и обобщены полученные данные.В ходе проведенного исследования нами было посещено и дано более 320 уроков, опрошено более 300 учащихся, изучено более 900 ученических работ. Результаты этого анализа представлены в таблицах.Достоверность результатов проведенного исследования обеспечивается его научной базой, полнотой анализа теоретического и практического материала и подтвер>1<дается данными экспериментальных проверок, которые показали более высокие результаты в учебной деятельности экспериментальньк классов по сравнению с контрольными.Практическая значимость проведенного исследования определяется тем, что: - разработанная методика лингвоэстетического анализа художественного текста в начальной школе позволяет повысить качество обучения младгпих ппсольников, развить их познавательные потребности, эстетический Bicyc, индивидуальный творческий потеьщиал; - созданная система обучения, ее основные положения и фактический материал могут быть успешно использованы учителями начальных классов в учебно-воспитательном процессе школы; - результаты исследования могут использоваться при осуществлении комплексной программы профессиональной подготовки учителей начальных классов.На защиту выносятся следующие положения: 1. Проблемы языкового образования и литературного развития младших школьников требуют реализации лингвоэстетического подхода к анализу художественного текста на уроках литературного чтения, русской словесности в начальных классах и рассматриваются во взаимосвязи с воспитанием язьпсовой личности.2. Обучение лингвоэстетическому анализу художественного текста в начальной школе должно вестись при рассмотреини категорий автора, текста и читателя с точки зрения их участия в процессе художественной коммуникации.3. Методика лингвоэстетического анализа художественного текста позволяет достичь взаимосвязи психолого-педагогичесюих, филологических, литературоведческих знаний, а таюке методических умений учителя.4. Освоение методшси лингвоэстетического анализа художественного текста в начальной ипсоле будет проходить эффективнее, если на основе рассмотрения трудностей, испытываемых учашдмися на уроках чтения и русского языка, их возрастных особенностей, произвести отбор, определить содержание з^гебного материала и создать рабочую программу с целью оптимизации обучения в системе языкового образования и литературного развития младших школьников.5. Сам процесс овладения умениями лингвоэстетического анализа художественного текста формируется на основе начальных лингвистических и литературоведческих представлений и опыта эмоционально-оценочной деятельности младших школьников.6. Уровень языкового образования и литературного развития учашдхся начальных классов зависит от степени сформированности умений лингвоэстетического анализа художественного текста.Алробапия и внедрение результатов исследования. Теоретические и практические итоги исследования докладывались на заседаниях совета областной экспериментальной площадки «Школа-лаборатория гуманитарного образования» при институте усовершенствования учителей г. Орла и области; на состоявшемся в декабре 1995 г. в г. Орле заседании выездной секции начальных классов Экспертного совета России по обш;ему образованию Министерства образования РФ, посвященном обсуяодению журнала «Шчальная школа» за 1993-1995 гг.; на Всероссийских научно-практических конференциях (г. Орел: 20-23 мая 1996 г. и 20-22 мая 1998 г.); обсуждались на заседаниях кафедры русского языка и методики его преподавания Орловского государственного университета, на методических объединениях, семинарах, педагогических советах пжол.Методические выводы и рекомендации, сделанные в ходе исследования, внедрены в практшсу обучения учанщхся начальных классов школы-лицея Мезенского педагогического колледаса Орловской области, где автор работает преподавателем русского языка и методики, школы № 10 Ингодинского района г. Читы, средней школы №8 г. Усть - Кута Иркутской с^ласти.Основные идеи и положения диссертационного исследования опубликованы автором в 8 научных работах: 1. Интегрированный урок русского языка // Школа и вуз. Проблемы интеграции в образовании: Материалы научно-практической конференции 20-22 марта 1996 г.Орел.-1996.-С. 100-102.2. Влияние поэтического текста на формирование языковой личности младшего пжольника // Проблемы современной науки: Лингвистика. Материалы областной межвузовской конференции молодых ученых. Апрель 1996 года. - Орел. - 1996.С. 122-126.3. О литературоведческом и лингвистическом подходах к изучению поэтичес1шх текстов в начальной школе // Новое содержание образования и проблемы готовности сельской ппсолы к его реализации: Материалы Всероссийской научно-пршсгической конференции 20-23 мая 1996 г. - Орел. -1996. - 253-257.4. Язьжовое образование в воспитании личности младшего школьника // Становление личности в различных образовательных системах: интеграционнотехнологические аспекты. Доклады и рекомендации научно-практической конференции. - Орел. -1997. - 89-93.5. О специфике работы с художественным текстом на уроках в начальных классах сельской малокомплектной школы // По материалам Всероссийской конференции «Реформа образования и сельская школа» 20-22 мая 1998г. - Орел. -1998.- 293-298.6. О специфике проведения пракгических занятий в колледже на основе интеграции филологических дисциплин // Совершенствование подготовхш учителя в условиях непрерывного педагогического образования «колледж-университет». Вьш. 2.- Орёл.1999.-С. 74-78.7. О системном подходе к анализу поэтического текста в начальной школе // Проблемы регионального образования. Опыт и перспективы. Материалы научно - практической конференции: ноябрь 1998 г. Вып. 2.- Орел. - 1998.- 18-21.8. Приемы обучения анализу языковых явлений как средство развития мышления и речи младших школьнш-сов на уроках словесности // Создание образовательного пространства через интеграционно-инновационную деятельность. Материалы научнопрактической конференции региональной областной экспериментальной площадки «Школа-лаборатория гуманитарного образования». - Орел. -1999.- 67-71.Структура диссертации.Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.Во введении обоснована актуальность; определены проблема, цели, объект и предмет исследования; сформулирована гипотеза; указаны задачи научного поиска; раскрыты новизна, теоретическая значимость и практическая ценность результатов исследования, их апробация и достоверность; отмечены основные этапы исследования; приведены положения, которые вьшосятся на защиту.Тема диссертации и логика исследования определили содержание первой главы «Теоретические основы лингвоэстетического анализа поэтического текста в начальной школе».В ней рассмотрены исторические, научно-методические и психолого- педагогические аспекты обучения учашдхся начальных классов лингвоэстетическому анализу художествевмого текста.Во второй главе («Система работы по обучению лингвоэстетическому анализу поэтического текста учашцхся начальных классов») проблема обучения учашцхся анализу художественного текста рассматривается в русле методики литературного чтения и вопросов языкового образования младших школьншюв. В ней дается всестороннее описание модели обучения школьников лингвоэстетическомув анализу художественного текста, намечаются пути ее реализации и анализируются результаты экспериментального обучения.
Просмотров: 160 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930