Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 27 » Скачать Метафора в педагогическом дискурсе. Мельникова, Наталья Викторовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
03:33
Скачать Метафора в педагогическом дискурсе. Мельникова, Наталья Викторовна бесплатно
Метафора в педагогическом дискурсе

Диссертация

Автор: Мельникова, Наталья Викторовна

Название: Метафора в педагогическом дискурсе

Справка: Мельникова, Наталья Викторовна. Метафора в педагогическом дискурсе : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.01 / Мельникова Наталья Викторовна; [Место защиты: Юж. федер. ун-т] Ростов-на-Дону, 2007 178 c. : 61 07-10/1805

Объем: 178 стр.

Информация: Ростов-на-Дону, 2007


Содержание:

Введение
Глава
I Теоретические осиовы исследования
11 Языковые средства педагогического дискурса как объект функционального потенциала исследования
111, Понятие педагогического дискурса
112 Языковые средства реализации педагогического дискурса
12 Метафора как продуктивный способ семантической деривации
Выводы по первой главе
Глава
II Функциоиальные тины метафор лексики недагогического дискурса
21 Типы метафорических переносов в стилях педагогического дискурса
22 Модели переноса, связанные с реализацией функции воздействия на адресата
221 Модель переноса «предмет»
222 Модель переноса «человек»
223 Модель переноса «животное»
224 Модель переноса «предмет»
225 Модель переноса «предмет»
226 Модель переноса «предмет»
227 Модель переноса «предмет» «человек» «человек» «человек» «предмет» «физическое явление» «психическое явление» «отвлеченное понятие»
228 Модель переноса «физическое явление» явление» «психическое 23 Метафорические модели в сфере межличностных педагогических отношений
24 Лексикографическое портретирование педагогических метафор
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография Источники Снисок условных сокращений
Приложение метафор) («Лексикографические портреты» педагогических

Введение:

Актуальность исследователей русского исследования. В носледние годы внимание дискурсивной привлекают деятельности недостаточно носителей современного процессы языка изученные порождения и восприятия смысла, формирования новых значений слов на основе существующих стилей лексико-семантических вариантов в системе роли различных институциональных дискурсов; выявления семантических дериватов и, в частности, метафоры в создании проблемной когнитивно-номинативной ситуации, а также их систематизации и лексикографического описания, В любой сфере человеческой деятельности наблюдается стремление активизировать межличностное взаимодействие, добиваться взаимопонимания. И в нервую очередь это находит отражение в устной и письменной речи представителей той или иной сферы деятельности. Межличностные отношения, отражаемые в педагогическом дискурсе, это в первую очередь отношения между теми, кто обучает, воспитывает (педагоги и наставники), и теми, кого обучают, воснитывают (учащиеся, студенты и т.п.), между родителями и детьми, а также между индивидами, непосредственно организующими и контролирующими педагогический процесс. Успешность любой коммуникации, а особенно в процессе воспитания и обучения, тем выше, чем богаче и эффективнее арсенал речевых средств осуществления межличностных отношений, а также воздействия говорящего (нишушего) на того, кому адресована речь. Выявление и анализ подобных средств на лексическом уровне современного русского языка относится к числу недостаточно изученных проблем любого институционального дискурса, в том числе и педагогического. Метафора указанного дискурса не была предметом специального исследования. В нашем исследовании акцент сделан на метафоризации педагогического дискурса в той его части, которая касается обогащения лексического состава профессионализмов и педагогических терминов. Этим обстоятельством обусловлен выбор как объекта, так и предмета исследования. Объект исследования языковые средства педагогического дискурса современного русского языка. Материалом исследования служат фрагменты, извлеченные из текстов разных стилей и жанров (научных, научно-популярных, публицистических, устных) на педагогические темы. При анализе корпуса метафорических номинаций в современном педагогическом дискурсе были использованы образование», текстовые «Начальная фрагменты школа», из журналов: «Народное технологии», «Школьные «Недагогика», «Воспитание школьника», «Стандарты и мониторинги в образовании», «Классный руководитель» и др., монографий: Ильин Е.Н. «Рождение урока», учебников и учебных пособий-по педагогике: Н. Бордовской, А.А. Реан «Педагогика», В.А. Сластенина, И. Ф. Исаева, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянова «Педагогика», СМИ: «Донские огни», «Комсомольская правда» и др. Важной источниковедческой базой послужили словари: Хоруженко К.М. «Педагогика: словарь афоризмов и изречений», Мижерикова В.А. «Психолого-педагогический общеобразовательных словарь для учителей и руководителей учреждений», Карпова А.И.; Гончарова Н.К.; Королева Ф.Ф. «Педагогический словарь в двух томах», Вишняковой С М «Профессиональное образование», Ожегова СИ., Шведовой Н.Ю. «Толковый словарь русского языка», Евгеньевой А.П. «Словарь русского языка в 4-т.». Источниками устного материла стали аудио- и видеозаписи уроков по разным предметам, осуществленные методом открытой записи. Записи проводились в течение трех лет в базовой школе Константиновского педагогического колледжа. Мы использовали также метод картографирования реплик-высказываний учителей. Картографирование проводилось открытым и скрытым способом. Отдельно следует отметить, что аудио- и видеозаписи дают возможность извлекать позитивные (с лингвокульторологической точки зрения) образцы, в то время как поток негативного материала получен методом скрытого картографирования. Это говорит о том, что учебная коммуникация предстает как относительно закрытое и потому трудно доступное для наблюдения рече-культурное пространство. взаимодействия наблюдения. Предмет исследования типы метафорического переноса и Реальное можно состояние исследовать учебного лишь методом диалогического включенного метафорические модели в сфере педагогической лексики. Целью данного диссертационного исследования является всестороннее и комплексное описание процесса метафоризации в сфере профессиональной и терминологической лексики современного педагогического дискурса. Общая цель определила конкретные исследовательские задачи: 1. Определить лингвокогнитивные основания метафоризации в профессиональном языке. 2. Выявить функциональные типы моделей метафорических переносов в подсистеме профессиональной и терминологической лексики педагогического дискурса. 3. Выделить и систематизировать метафорические модели в сфере межличностных педагогических отношений. 4. Определить методику лексикографического представления словарь педагогических метафор, представить семантический «лексикографических портретов» педагогического дискурса. Методологическая опирается база исследования. Диссертационная работа на диалектический принцип познания действительности, предполагает всеобщую связь явлений в природе, обществе и сознании; единство формы и содержания; закон перехода количественных изменений В качественные и другие общефилософские законы. Общенаучной основой исследования послужили работы Н.Д. Арутюновой, В.Г. Гака, В.Н. Телии, Д. Лаккофа и М. Джонса, Д.Н. Шмелева, Ю.Д. Апресяна, Г.Н. Скляревской, А.Н. Баранова, АЛ, Чудинова, В,П. Москвина и др., посвященные процессу метафоризации в языке вообще. Частнонаучными предпосылками и базой исследования явились труды Ю.Н. Караулова, Ю.Б. Феденева, Е.И. Шейгал, А.В. Степаненко; К.В. Томашевской, Е.В. Колотниной, Е.Ю. Махницкой, Т.А. Кукса, описывающие метафору в различных видах дискурса. В процессе работы использовались различные методы лингвистического исследования: описательный метод с применением приемов сопоставления, анализа, моделирования, контекстуального классификации, анализа, методы дискурсивного анализа. семантического Основные положения, выносимые на защиту: 1. Лексический состав профессионального языка педагогов включает информемы, являющиеся носителями рациональной информации (как правило, термины), и прагмемы, соединяющие в своем значении предметность и оценочность (профессионализмы и профессиональные арготизмы). педагогическом Метафорические языке, включая единицы в профессиональном в состав одиночные и входящие фразеологических единиц лексемы, являются, как правило, прагмемами и выполняют помимо дефинитивной коннотативную функцию. 2. Анализ метафорического словоупотребления в современном педагогическом дискурсе позволил выделить как наиболее продуктивные восемь функциональных типов переносов, осуществляемых в общей модели, схеме метафоры в направлении «субъект переноса объект переноса». Из них результаты переноса но моделям «предмет» «человек», «человек» «человек», «животное» «человек» квалифицируются как педагогические метафоры, используемые в рассматриваемой сфере общения в функции активного воздействия на обучаемого. 3. Основными метафорическими моделями педагогического дискурса являются модели межличностных отношений (Строение, Движение, Война, Медицина, Живой организм, Природа, Пространство, Преступный мир, Сказочный мир. Механизм, Игра, Социальные отношения. Экономические отношения. Психологическая близость Физическая близость), которые представляют собой один из центральных фрагментов педагогической картины мира. Каждая общая модель конкретизируется различными выражениями, обозначающими разные виды отношений между учителем и учащимися, между учителем и родителями, между учителями, между учащимися и родителями. 4. Разграничение в процессе метафоризации профессионального языка динамики и статики позволяет снять и противоречие сущностью между систематизирующей функцией словаря метафоры, являющейся логичным, стандартным и поддающимся систематизации семантическим дериватом, в котором легко обнаруживаются предметнологические связи, отражающие языковой опыт говорящих. Семантический словарь, рассматривающий терминологическую и профессиональную «лексикографического лексику педагогической метафор сферы в форме портретирования» и метафорических образований, представляет собой принципиально новый тип информации и репрезентации прагмем. Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые проанализирован процесс метафоризации в сфере лексики педагогического дискурса, выделены метафорические модели в сфере межличностных педагогических отнощений, предложены принципы материала, отражающего функционирование лексем- лексикографического описания педагогических метафор. Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что оно вносит определенный вклад в изучение лингвистической сущности метафоры и функциональных типов переносов метафор и метафорических моделей в педагогическом дискурсе. Предложенные принципы лексикографирования педагогической метафоры могут быть использованы как при описании метафор других дискурсов, так и при составлении семантических словарей. Практическая значимость работы определяется возможностью использования ее результатов в лекционных курсах и на практических занятиях по лексикологии, фразеологии русского языка, в спецкурсах по терминоведению, а также в лексикографической практике. Целями и задачами обусловлена структура диссертационного исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка принятых в работе сокращений, списка сокращенных названий словарей и источников, библиографии и приложения.
Просмотров: 152 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930