Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 3 » Скачать Макроэкономические тенденции развития рынка образовательных ресурсов. Геворкян, Елена Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:26
Скачать Макроэкономические тенденции развития рынка образовательных ресурсов. Геворкян, Елена Николаевна бесплатно
Макроэкономические тенденции развития рынка образовательных ресурсов

Диссертация

Автор: Геворкян, Елена Николаевна

Название: Макроэкономические тенденции развития рынка образовательных ресурсов

Справка: Геворкян, Елена Николаевна. Макроэкономические тенденции развития рынка образовательных ресурсов : диссертация доктора экономических наук : 08.00.01 Саратов, 2003 464 c. : 71 04-8/83-5

Объем: 464 стр.

Информация: Саратов, 2003


Содержание:

Глава 1 Теория и методология исследования рынка образовательных ресурсов
11 Теоретико-методологические основы анализа образовательных ресурсов
12 Особенности становления и развития «экономики знаний»
13 Возрастание роли образования в экономическом развитии стран
14 Образовательные ресурсы в системе движущих сил развития экономики
Глава 2 Рынок образовательных ресурсов как социально-А экономическая подсистема
21 Сущность, структура и функции рынка образовательных ресурсов
22 Общесистемные и специфические принципы развития рынка образовательных ресурсов
23 Экзогенные и эндогенные факторы развития рынка образовательных ресурсов
Глава 3 Циклический характер функционирования элементов рынка образовательных ресурсов
31 Цикличность как форма функционирования экономических систем
32 Основные тенденции функционирования образовательных % циклов в экономике
1^ Глава 4 Изменение институциональной среды рынка образовательных V ресурсов
41 Теория функционирования институциональных структур рынка образовательных ресурсов
42 Развитие институциональной инфраструктуры рынка образовательных ресурсов
43 Формирование региональной модели развития университетских комплексов
Глава 5 Развитие образовательных инноваций рынка образовательных ресурсов
51 Товарный характер образовательной инновации
52 Образовательная инновация в системе рыночных отношений ' 53 Развитие рыночной инфраструктуры инновационного взаимодействия в научно-образовательной сфере
Глава 6 Государственное регулирование рынка образовательных ресурсов

Введение:

Актуальность темы исследования.В условиях динамично изменяющейся хозяйственной жизни, ее глобализации, усиливающейся конкуренции фундаментальное значение для развития национальной экономики приобретает развитие рынка образовательных ресурсов. Сегодня качество и доступность образования, его соответствие потребностям развивающейся новой экономики и конкретной личности в решающей степени определяют состояние и будущее интеллектуального базиса. Образование и, особенно высшее, имеет огромное А' значение для инновационной системы страны и развития человеческого капитала.В недавно принятой «Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005 годы)» отмечается, что достижение поставленных целей возможно только при значительном повышении конкурентоспособности России, в том числе конкурентоспособности государственного управления, бизнеса и человеческого капитала. В повышении конкурентоспособности L национальной экономики качество образования играет ключевую роль.Современный этап развития мировой и отечественной экономики предполагает создание общества, основанного на знаниях, где социальное и экономическое благополучие страны определяется наукоемкими технологиями, инновационной направленностью и уровнем интеллектуального развития общества. Интенсивное развитие сферы образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий становится важнейшим национальным приоритетом. Во всех развитых и во многих развивающихся странах осуществляются широкомасштабные программы формирования институционального строительства и экономической поддержки внедрения новых образовательных технологий. Все более полно проявляются в мировой ^ t практике тенденции широкого использования новых образовательных технологий как важнейшего компонента складывающейся системы открытого образования. Развитие новых образовательных технологий имеет особое значение для России.Однако с началом рыночных реформ в образовательной сфере и особенно в системе высшего образования была значительно утрачена регулирующая функция государства, что выразилось в разрушении механизма государственного заказа на специалистов (при современных попытках в определенной степени это воссоздать), проблемах с финансированием, неконтролируемом росте негосударственных учреждений и т.п. В результате государство и общество утратили возможность активного воздействия на характер и структуру подготовки специалистов, что привело к усилению таких процессов, как «недопроизводство» квалифицированных кадров по ряду специальностей, определенному снижению качества образования, появлению феномена «избыточного образования» на уровне отдельных регионов и отраслей. Это привело к усилению социально-экономических потерь в экономике России.Степень научной разработанности проблемы. Методологическую основу рассмотрения содержания социально-экономических отношений сферы образования, направлений развития в условиях постиндустриального общества составляет система взглядов западных ученых-обществоведов: Д. Белла, Дж. Гэлбрейта, П.Ф. Дракера, У. Ростоу, О.Тоффлера и др.Существенный вклад в разработку вопросов места и роли сферы образования в общественном воспроизводстве внесли работы Г. Беккера, Э. Денисона, Дж. Кендрика, Р. Лукаса, Т. Шульца, в которых получил научное обоснование вывод о влиянии знаний на производительность труда и 1^ экономический прогресс. Наиболее фундаментальными являются исследования Г. Беккера, в которых содержится всесторонний анализ экономической эффективности инвестиций в человеческий капитал. t ^ 1%' Наиболее полно общие и частные вопросы информационной экономики, механизма функционирования и ее социально-экономических последствий рассматриваются в работах зарубежных экономистов: Дж.Стиглера, Ф.Махлупа, Дж.Нейсбита, М.Пората, Т.Стоуньера, Д.Тэпскотта, Т.Умесао, И.Масуды, К.Эрроу, Дж.Стиглица, М.Мэлоупа, Ф.Фукуямы. Особую значимость имеют фундаментальные работы Д.Стиглица, К.Эрроу, Ф.Махлупа.Ряд аспектов информационной экономики нашли свое рассмотрение в работах российских экономистов. Это работы Д.С. Львова, В.Л. Макарова, В.Л. Иноземцева, А. Дятлова, А.Н. Костюка, P.M. Нижегородцева, Т.П.Николаевой, Р.А.Цвылева, А.Н. Клепача, Е.З. Майлинаса и др.Сегодня анализом феномена «новой экономики» активно занимаются А.А. Пороховский, Ю.В. Осипов, В.М. Кульков, А.В. Бузгалин, Ю.В. Яковец, Е.В. Ав доку шин и др.Проблемам сохранения и развития человеческого капитала посвящены работы отечественных )^еных: В.С.Автономова, А.И.Добрынина, Г.П.Журавлевой, Р.И. Капелюшникова, М.М.Критского, В.И.Марцинкевича, Р.М.Нуреева, Б.В. Ракитского, и др.Работы, связанные с развитием образовательной сферы в основном посвящены проблемам экономики, менеджменту и маркетингу учреждений образования, а также измерению эффективности образования. Это работы Г.Струмилина, Е.В. Жильцова, А.Я. Савельева, В.П. Щетинина, B.C.Рябушкина и др. В настоящее время выходят работы, где анализируется специфика рыночного механизма в образовательной сфере, роль образовательных услуг в системе общественных отношений, направления модернизации образования в РФ. Это, прежде всего, труды П.А.Владиславлева, Г. Ковалева, А.В.Полетаева, Ю.В. Рубина, И.М. Савельевой, В.Г. Онушкина и др.Следует признать, что концептуальные основы «экономики знаний» пока еще не созданы. Процесс формирования в России экономической системы, опирающейся на образовательный комплекс, только начинается.Вместе с тем изменения, вызываемые в экономике развитием информационных и образовательных технологий, протекают стремительно.Это придает особую значимость своевременности теоретических и эмпирических обобщений и выводов.Возникновение и развитие рынка образовательных ресурсов, формирование эффективной образовательной системы поставили перед образовательными структурами России и, в частности, высшими учебными заведениями, ряд проблем теоретического и практического значения, обусловленных необходимостью адаптации к конкретным рыночным условиям. Это требует теоретико-методологических проработок тенденций развития рынка образовательных ресурсов, роли государства в модернизации системы образования в условиях становления «экономики знаний».Таким образом, недостаточная теоретическая разработанность, актуальность и возрастающая значимость проблем, связанных с рынком образовательных ресурсов, определили выбор темы диссертационного исследования, цель и постановку задач.Цели и задачи исследования. % ^ Целью диссертационной работы является разработка теоретико-методологических основ и анализ макроэкономических закономерностей и тенденций развития рынка образовательных ресурсов для совершенствования практики функционирования системы образования в РФ. Объект и предмет исследования.Объектом исследования в работе выступает рынок образовательных ресурсов как сложная социально-экономическая подсистема в структуре экономики знаний, процессы формирования и развития рынка ^ образовательных ресурсов. % ^ Предметом исследования выступают экономические отношения, отражающие процесс становления и развития рынка образовательных ресурсов в условиях формирования «экономики знаний».Методологические, теоретические и информационные основы исследования.Сегодня ни одна из существующих экономических теорий не в состоянии всесторонне и непротиворечиво объяснить изменения, происходящие в экономической системе. Поэтому необходима интеграция и взаимодополнение различных теоретических подходов к исследуемым явлениям и процессам. Методологической и теоретической основой исследования явились теоретические разработки крупнейщих представителей основных школ экономической мысли о месте и роли образовательных » : Ш ресурсов в экономическом и социальном развитии, а также труды зарубежных и отечественных ученых по проблемам инвестирования в человеческий капитал, формирования институтов рынка, циклического развития и применения инновационных технологий в образовательной сфере.При проведении исследования были применены следующие общенаучные подходы и методы: теоретико-эмпирический, структурно-функциональный, абстрактный, ретроспективный, диалектический, сравнительного анализа и синтеза, экономико-статистический инструментарий.Информационной основой исследования послужили нормативные материалы Правительства РФ и Министерства образования РФ, Указы Президента РФ, материалы Госкомстата РФ, статистическая отчетность регионов и образовательных учреждений, материалы, полученные из информационной сети Интернет, а также материалы, опубликованные в научной и периодической печати.Научная новизна исследования.Установлены факторы, сдерживающие интеграцию фундаментальной науки и образования. • Выработаны и предложены меры государственного регулирования сферы образования, в числе которых: разработка и поэтапное выполнение комплекса мер по сбалансированной поддержке ^ фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным 1 ' щ направлениям НТП; стимулирование инновационного процесса в области информационных технологий; поэтапный переход к непрерывному образованию, совершенствование инновационной инфраструктуры научно-образовательной сферы. Это позволит ослабить негативное влияние противоречивого характера формирования российского рынка образовательных услуг.Теоретическая и практическая значимость работы.Выполненное диссертационное исследование развивает мало S' разработанное в отечественное экономической теории научное направление, расширяет его методологический и методический аппарат. Выводы, к которым пришел автор в результате диссертационного исследования, уточняют и дополняют ряд положений по проблемам «экономики знаний», рынка образовательных ресурсов, модернизации образования в РФ. В диссертации развивается важнейшее в отечественной экономической науке направление исследования рынка образовательных ресурсов во взаимосвязи с формированием макроэкономических основ «экономики знаний».Расширяя методологический и теоретический аппарат, исследование имеет практическую значимость, поскольку направлено на решение крупной научной проблемы - обоснование макроэкономических тенденций и путей развития образовательных ресурсов, как ключевого фактора обеспечения хозяйственного развития в системе отношений «экономики знаний».Выводы и результаты исследования доведены до уровня практических рекомендаций, направленных на проведение модернизации образовательной системы в РФ, повышения эффективности государственного регулирования образовательной сферы. Результаты исследования могут быть использованы при чтении курсов «Общая экономическая теория », «Макроэкономика», «Микроэкономика», а также спецкурсов «Государственное регулирование национальной экономики», «Образовательная политика России на современном этапе», «Человеческий капитал: теория и практика использования», «Информационная экономика».Апробация результатов исследования.Основные положения и результаты диссертационного исследования получили апробацию на различных международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях, симпозиумах и семинарах, прошедших в 1996-2003 гг. В их числе: Международная научная Конференция развития естественных и общественных наук на Западном Урале (г. Пермь, 1996 г.); Всероссийская научно-методическая конференция «Проблемы качества образования» (г. Москва, 2000 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Образование в информационную эпоху» (г. Москва, 2001 г.); Всероссийская конференция «Анализ качества образования» (г, Москва, 2001 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в открытом образовании» (г.Москва, 2001 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Оценка качества подготовки выпускников экономических и юридических вузов профессиональным сообществом» (г. Саратов, 2002 г.); Международная научно-практическая конференция «Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве» (г. Пенза, 2003 г.); Всероссийская научно-практическая конференция «Наука и инновационные технологии для регионального развития» (г.Пенза, 2003 г.); Международный симпозиум «Перспективы развития регионов в условиях глобализации: экономика, менеджмент, право» (г. Самара, 2003 г.).Наиболее существенные положения и результаты исследования нашли отражение в публикациях автора объемом 53,3 п.л., в том числе 2-х авторских монографиях и 4 брошюрах.Объем и структура работы Работа состоит из введения, шести глав, пятнадцати параграфов, заключения, библиографии. Во введении обоснована актуальность темы, степень её разработанности в научной литературе, определены цели и задачи исследования. В первой главе представлены теоретико-методологические основы исследования рынка образовательных ресурсов, особенности становления и развития экономики знаний, возрастание роли образования в экономическом развитии. Во второй главе анализируется содержание и функции рьшка образовательных ресурсов, показывается роль и место рьшка образовательных ресурсов в межсистемных отношениях и взаимодействиях с другими рынками.Выделяются общесистемные и специфические принципы развития рьшка образовательных ресурсов. Анализируется влияние экзогенных и эндогенных факторов на формирование рьшка образовательных ресурсов. Третья глава посвящена анализу цикличности как формы функционирования экономических систем (подсистем), дается теоретическое обоснование образовательных циклов и основные тенденции циклической экономической динамики. В четвертой главе исследуется институциональная среда формирования рынка образовательных ресурсов. Рассматриваются теории функционирования институциональных структур рынка образовательных ресурсов. Приводится институциональная структура рынка образовательных ресурсов, и определяются модели развития университетских комплексов в России. В пятой главе выясняются характер и специфика образовательных инноваций в системе рыночньк отношений.Образовательные инновации рассматриваются как товар особого рода, анализируется рыночная инфраструктура инновационного взаимодействия в научно-образовательной сфере. Шестая глава посвящена проблемам государственного регулирования рынка образовательных ресурсов. В заключении представлены результаты исследования, выводы и конкретные рекомендации.
Просмотров: 165 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30