Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 24 » Скачать Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке. Клочкова, Елена Сергеевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
15:17
Скачать Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке. Клочкова, Елена Сергеевна бесплатно
Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке

Диссертация

Автор: Клочкова, Елена Сергеевна

Название: Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке

Справка: Клочкова, Елена Сергеевна. Лингвопрагматические особенности электронного гипертекста на немецком языке : диссертация кандидата филологических наук : 10.02.04 / Клочкова Елена Сергеевна; [Место защиты: Сам. гос. пед. ун-т] - Самара, 2009 - Количество страниц: 180 с. ил. Самара, 2009 180 c. :

Объем: 180 стр.

Информация: Самара, 2009


Содержание:

Введение
Глава 1 Электронный гипертекст как особый тип текста
11 Лингвистика текста как теоретическая основа описания электронного гипертекста
111 Различные подходы к изучению текста
112 Текст как объект лингвистического исследования
113 Основные свойства текста
114 Связность и ее виды
1141 Когезия и когерентность как виды связности
115 Основные способы реализации связности
1151 Повтор как средство выражения референциальных связей в тексте•
1152 Лексические средства реализации категории связности
1153 Изотопия как средство создания семантических структур текста
1154 Концепт как основа смысловой непрерывности текста
1155 Тематические прогрессии как основа коммуникативно-смысловой структуры текста
116 Диалогичность как основное свойство текста
12 Электронный гипертекст как особый тип текста
121 Основные этапы развития идеи гипертекста
122 Виды гипертекстовых документов
123 Онтологические свойства гипертекстов
1231 Нелинейная организация информации
1232 Использование компьютера и интерактивность
124 Структура гипертекста
Выводы
Глава 2 Особенности реализации категорий связности и диалогичности в электронном гипертексте
21 Особенности реализации категории связности в электронном гипертексте
211 Веб-сайт как среда функционирования электронного гипертекста
2132 Классификация гиперссылок по частям речи
22 Субстантивные гиперссылки как средство создания единой смысловой структуры электронного гипертекста
221 Внутритекстовые субстантивные гиперссылки и их функции
2211 Субстантивные внутритекстовые ссылки как средство расширения тезауруса и создания ассоциативного поля
2212 Субстантивные внутритекстовые гиперссылки как средство репрезентации тематической структуры гипертекста
222 Внетекстовые субстантивные гиперссылки как средство формирования форических кореференциальных связей в гипертексте
223 Внетекстовые субстантивные гиперссылки как средство репрезентации единой коммуникативной структуры гипертекста
23 Гиперссылки как средство выражения диалогичности электронного гипертекста
231 Гиперссылки как средство реализации когнитивной функции структурирования знания
232 Гиперссылки в функции метакоммуникативного комментария
2321 Субстантивные и глагольные внетекстовые гиперссылки в роли метаинформационного комментария
2322 Глагольные гиперссылки как сигнал смены коммуникативной функции
233 Гиперссылки как средство создания метафоры целостного пространства электронного гипертекста
Выводы
Закл ючение

Введение:

Настоящая работа посвящена исследованию лингвистики текста.
Актуальность избранной темы определяется увеличением роли информационных процессов в жизни общества, центральным из которых является широкое внедрение и использование гипертекстовых систем и технологий в информационном пространстве современного общества, в межкультурной и профессиональной коммуникации.
С появлением и распространением всемирной компьютерной сети Интернет как ещё одного коммуникативного канала передачи данных прошло уже несколько десятков лет. К началу XXI века эта сеть превратилась в средство массовой коммуникации, что привело к «появлению не только глобальной информационной среды, но и особых виртуальных миров, сетевых сообществ, сетевой культуры и сетевого языка, обслуживающих этот, появившийся не столь давно, сегмент социальной реальности» [Горошко, 2001:223]. Постепенно из явления технологического Интернет превратился в явление социальное, охватывающее все большее количество пользователей в разных странах. И эта новая реальность столь масштабна, разнообразна, интересна и непредсказуема в своем развитии и влиянии, что целый ряд ученых, представляющих самые разнообразные гуманитарные дисциплины, приступили к изучению Сети. По своей значимости и влиянию на развитие мировой цивилизации и научно-технического прогресса Интернет стал символом нашей эпохи — эпохи информационного общества и культуры постмодерна [Голышко, 2001 http://www.hse.ru/pressa/vestsv/2002061 .htm].
В этой новой социальной среде текстовый компонент выдвигается на передний план, поскольку коммуникативные и когнитивные процессы здесь опираются главным образом на текст, чем объясняется закономерный рост интереса лингвистов к Интернету как новой среде функционирования языка.
Разноплановость способов и форматов коммуникации в Интернете породила различные виды речевых практик (синхронная и асинхронная коммуникация, электронная почта и др.), однако преобладающей формой существования языка в Сети признается гипертекст, который формирует информационную составляющую Сети - Веб, или WWW.
Несмотря на оживленные дискуссии, в которых специалисты различных гуманитарных областей, и в первую очередь лингвистики, обсуждают различные аспекты феномена гипертекста, явление это до сих пор остается малоизученным. Отсутствует целостная лингвистическая концепция, которая позволила бы описать гипертекст как языковое явление. Кроме того, неопределен и статус гипертекста как речевого произведения.
Идея гипертекста не является новой, однако широкое распространение гипертекстовые структуры приобрели с появлением компьютерных сетей, и в настоящее время электронный гипертекст является преобладающей формой проявления феномена гипертекстуальности.
Как отмечает B.JI. Эпштейн [Эпштейн, http://www.ipu.ru/publ/epstn.htm], нелинейная форма знаний является традиционной для религиозных писаний, широко использующих многочисленные сноски, ссылки, комментарии и комментарии на комментарии. Примером может служить Библия, состоящая из Книг Старого Завета и Книг Нового завета. Книги разбиты на "стихи", перенумерованные в пределах каждой Книги без повторений. Каждый стих является целостной сверхфразовой единицей, раскрывающей некоторую микротему. Многие стихи сопровождаются ссылками на другие стихи этой же или других книг Библии, что позволяет читать Библию "нелинейно", выбирая ту или иную последовательность чтения по ссылкам в зависимости от умонастроения и возникающих в процессе чтения очередного стиха ассоциаций.
Элементы гипертекстуальности присутствуют также в ряде произведений художественной литературы, в частности, в дилогии про Алису Льюиса Кэрролла и в «Декамероне» Боккаччо.
В начале 20 в. новое течение постмодернизма стало философской основой идеи гипертекста. Так, в рамках философии деконструктивизма и постструктурализма появляется мысль о декомпозиции текста и преодолении его линейности. По мнению В.А.Емелина [Емелин, 1999 http://emeline.narod.ru/hipertext.htm], «в принципах организации гипертекста находят воплощение практически все основные мировоззренческие установки постмодерна — плюрализм, децентрация, фрагментарность, интертекстуальность».
Так, идеи деконструктивизма, в частности понятие «архива», введенное М.Фуко [ср.: Фуко, 1996], согласуются с дискретной, фрагментарной структурой гипертекста.
Интерес философов постмодернизма к языку стал методологической основой исследований текста в социологии и социолингвистике. Так, И.Р. Купер осмысляет текст как «самостоятельную социальную структуру, которая согласуется с состоянием общества и характером социальных связей» [Купер, 2000: 37-59]. Поскольку современное общество является функционально дифференцированным, базирующемся на множестве автономных подсистем, текстовые структуры как социальные системы приходят в движение, образуют новые связи и сферы коммуникации. Тексты, циркулирующие в различных сферах коммуникации, подчиняются центробежным тенденциям и стремятся к распаду. Распад происходит на уровне единичного текста и на уровне межтекстовых связей. Текст перестает быть автономным образованием, он строится из предыдущих текстов в процессе постоянной переработки и реинтерпретации. Таким образом, текст «выходит из своих пределов и становится гипертекстом» [Купер, 2000: 43].
Гипертекст как новая текстуальная парадигма может рассматриваться как способ коммуникации в обществе, ориентированном на множественные, одновременные потоки информации. Коммуникация перестает быть последовательной и становится одновременной, параллельной, следовательно, нарушается основной принцип традиционного текста - его линейность.
До появления Интернета это новое явление нелинейности послужило основанием множества литературных экспериментов (например, Р.Кено, И.Кальвино) и стало особо изучаться в литературоведении и анализе печатных литературных текстов.
Гипертекстуальность печатных текстов проявляется в наличии системы ссылок и комментариев. Так, Н.А.Шехтман определяет гипертекст как «нелинейно организованный объем политематических комментариев, интегрирующих непересекающиеся линейные ресурсы, между которыми при необходимости могут быть установлены перекрестные ссылки» [Шехтман, 2005: 107].
С появлением Интернет термин гипертекст получает принципиально иной статус, и область его изучения перемещается из сферы литературоведения в сферу изучения электронной коммуникации, где центральной особенностью признается именно наличие электронной среды функционирования дискурса и изучается воздействие этой среды на язык.
В развитии идеи и технологии гипертекста можно выделить две составляющие - техническую и гуманитарную. Следует отметить, что гуманитарное осмысление этого феномена далеко отстает от технического взгляда на проблему. В последние годы увеличивается количество работ зарубежных исследователей об особенностях функционирования языка в виртуальной электронной среде, и в частности об особенностях построения и восприятия гипертекстовых систем. Однако большая часть этих работ имеет психолингвистическую и социолингвистическую направленность, тогда как чисто лингвистическим вопросам уделяется мало внимания. На это указывают, в частности, такие исследователи как Е.И.Горошко, О.В. Дедова, И.Р. Купер, Н.Ф.Ковалева [Горошко 2007:225; Дедова 2006:4; Купер 2002: 37; Ковалева 2004: 3].
В отечественной лингвистике существует ограниченное количество исследований, направленных на изучение гипертекстовых систем. Дисбаланс между значимостью виртуальной электронной среды и электронных гипертекстовых систем в формировании информационного пространства современного общества и степенью изученности их гуманитарных аспектов определяет высокий уровень актуальности и возрастающий интерес к подобного рода вопросам.
Объектом настоящего исследования является электронный гипертекст на немецком языке. Ввиду того, что электронный гипертекст является поликодовым, то есть использующим различные семиотические системы, мы ограничиваем сферу исследования только текстовой составляющей.
В качестве предмета исследования рассматривается реализация свойств текста в электронных гипертекстовых системах немецкоязычных тематических Веб-сайтов и сетевых энциклопедий. Выбор предмета исследования обусловлен необходимостью определить лингвистический статус гипертекста как связного речевого произведения, обладающего коммуникативной целеустановкой.
Цель настоящей работы заключается в исследовании текстовых свойств связности и диалогичности в электронных гипертекстовых системах и выявление особенностей их реализации средствами современного немецкого языка.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Описать онтологические свойства электронного гипертекста и выявить его особенности по сравнению с линейным текстом.
2. Выявить текстовые свойства, наиболее существенные для характеристики электронного гипертекста как лингвистического феномена.
3. Выявить и описать языковые особенности реализации структурной и смысловой связности в электронном гипертексте.
4. Определить средства проявления , диалогичности в электронном гипертексте.
5. Выделить типы гиперссылок в соответствии с их языковым оформлением. Определить роль гиперссылок в обеспечении связности и диалогичности электронного гипертекста.
6. Проанализировать функции выделенных типов гиперссылок и определить их влияние на лингвопрагматические характеристики электронного гипертекста.
Научная новизна работы заключается в том, что в результате исследования предпринята попытка анализа электронной гипертекстовой структуры с позиций лингвистики текста, в результате чего
• описано влияние особых онтологических свойств электронного гипертекста на проявление в нем текстовых свойств,
•выявлены языковые особенности реализации связности в электронном гипертексте,
• предложена классификация гиперссылок в соответствии с их языковым оформлением,
•определена роль ссылочного аппарата как нового механизма реализации категории связности в электронном гипертексте, рассмотрены механизмы и языковые средства обеспечения смысловой связности гипертекста,
• определены способы реализации диалогичности как взаимодействия автора и адресата текста,
• определен статус электронного гипертекста как целостного речевого произведения.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть использованы в дальнейшем изучении вопросов лингвистики текста и гипертекста, в разработке вопросов психолингвистического характера о закономерностях восприятия и способов прочтения электронных гипертекстов, а также в когнитивных исследованиях гипертекстовых структур.
Практическая значимость работы определяется как возможность использования результатов исследования при разработке практических рекомендаций по созданию гипертекстовых систем для Веб-сайтов и усовершенствованию их ссылочного аппарата. Кроме того, сделанные выводы могут быть использованы при практической разработке стратегий поиска информации в сети Интернет, а также в дидактических целях для обучения пользованию электронными ресурсами, выработке информационной компетенции учащихся и навыков веб-конструирования.
Методологической и теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных лингвистов в области лингвистики текста (И.Р.Гальперин, З.Я.Тураева, О.И.Москальская, Т.М.Николаева, О.Б.Воробьева, Н.А. Шехтман, К.Бринкер, Р.-А.Богранд, В.Дресслер, Х.Фатер), общей семантики (И.В.Арнольд, В.Г. Гак, А. Греймас), медиалингвистики (А.Шторрер, Р.Кулен, О.Хубер, У.Шмиц), лингвопрагматики (Е.В.Падучева, Дж.Серль), когнитивной лигвистики (Е.С.Кубрякова, В.В.Красных).
В ходе исследования были использованы следующие эмпирические и теоретические методы: метод компонентного анализа, сравнительносопоставительный метод, статистический анализ, метод анализа словарных дефиниций, понятийный и интерпретативный анализ свойств текста.
Материалом исследования послужили электронные гипертексты на немецком языке, размещенные на Веб-сайтах в,домене «.de» сети Интернет, а также гипертексты немецкоязычных статей сетевой энциклопедии Википедия (www.de.wikipedia.org). Общий объем проанализированного материала составил 3245 гиперссылок, установленных на страницах 20 тематических Веб-сайтов и в 30 электронных энциклопедических статьях, в сумме составляющих 507 условных страниц текста.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Электронный гипертекст - это лингвистический феномен, который, несмотря! на дисперсность структуры, обладает смысловой и структурной целостностью. Онтологические свойства электронного гипертекста (нелинейность, мультимедийность и интерактивность) определяют особенности его лингвистического оформления.
2. Нелинейная структура электронного гипертекста накладывает ограничение на функционирование языковых средств реализации его связности. Это ограничение компенсируется развитием механизма гиперссылок.
3. Интерактивность электронного гипертекста проявляется в особенностях выражения диалогичности как глубинного свойства текста.
4. В зависимости от типа и языкового оформления гиперссылки выполняют следующие функции в электронном гипертексте:
• функцию реализации структурной и смысловой связности;
• когнитивную функцию структурирования знания;
•функцию расширения тезауруса и создания^ ассоциативного информационного поля;
•функцию сигнала о смене коммуникативных ролей; -функцию метакомммуникативного комментария;
•функцию создания метафоры целостного пространства электронного гипертекста.
Апробация работы. Основные положения исследования докладывались на научных конференциях «Языковые коммуникации в системе социально-культурной деятельности» (Самара, 2005), «Актуальные проблемы лингвистического образования» (Самара, 2006), «Дискурсивный континуум: текст — интертекст — гипертекст» (Самара, 2006). По теме диссертации опубликовано 8 работ общим объемом 3 печатных листа.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав и заключения. К диссертации прилагаются списки использованной научной литературы, словарей, исследованных источников и приложения. Работа содержит 20 таблиц и рисунков. Основная часть диссертации составляет 156 страниц. Общий объем работы вместе с библиографией и приложениями составляет
Просмотров: 155 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930