Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Лингвокультурная образовательная среда как фактор динамичного развития образования в Республике Казахстан. Цветкова, Ирина бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:44
Скачать Лингвокультурная образовательная среда как фактор динамичного развития образования в Республике Казахстан. Цветкова, Ирина бесплатно
Лингвокультурная образовательная среда как фактор динамичного развития образования в Республике Казахстан

Диссертация

Автор: Цветкова, Ирина Владимировна

Название: Лингвокультурная образовательная среда как фактор динамичного развития образования в Республике Казахстан

Справка: Цветкова, Ирина Владимировна. Лингвокультурная образовательная среда как фактор динамичного развития образования в Республике Казахстан : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Чимкент, 2006 155 c. : 61 06-13/2442

Объем: 155 стр.

Информация: Чимкент, 2006


Содержание:

Введение
Глава
I Культурно-образовательное пространство Казахстана как педагогическая проблема
11 Система образования Республики Казахстан: становление, современное состояние и тенденции развития Роль и функции образования в условиях гетерогенного общества Сущностные характеристики лингвокультурной среды в контексте поликультурного образования в Республике Казахстан
Глава
II Содержание, методы, средства образования и воснитания молодежи в лингвокультурной среде Республики Казахстан
21 Основные подходы к обновлению содержания образования в национальной гимназии Республики Казахстан Языковая подготовка учащихся национальной гимназии как средство совершенствования лингвокультурной среды Казахстанско-российская лингвокультурная среда как фактор интеграции образования в контексте глобализации
23 Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность нсследовання Формирование нового позитивного восприятия поликультурности в Республике Казахстан как источника динамичного развития, как импульса познания других культур способствует собственному культурному самоопределению. Сохранение лингвокультурного разнообразия Казахстана как исторически сложившейся основы многонационального государства невозможно в современных условиях глобализации без развития общенациональной гражданской идентичности. В данной связи возрастает роль и институциональная ценность системы образования как основы лингвокультурной самоорганизации этнических сообществ, как источника поддержания жизнеспособности национально-территориальных общностей и как информационно- коммуникативного механизма эффективного включения этносов в процессы глобализации и в международный культурный обмен. Включение детей и молодежи, их семей в поликультурное образовательное пространство Республики Казахстан с использованием инновационных образовательных технологий и этнохудожественных форм творчества является фундаментальным условием социализации личности, обеспечивающего социально-позитивную направленность ее этнической и гражданской идентификации. Историко-педагогическая наука в Казахстане получила ряд важных теоретических достижений, во многом сохраняющих свою значимость и актуальность. Особую роль играют анализ и внедрение в современный этап образования и воспитания молодежи богатого педагогического наследия таких ученых педагогов Казахстана, как Абай Кунанбаев, Ыбырай Алтынсарин, Чокан Валиханов, Спандияр Кобеев и др. Однако вопросы истории образования и современной казахской педагогики требуют сегодня дополнений и уточнений, восстановления реальной картины пропитого.восполнения пробелов, новых концепций и идей развития современного образования в Республике. При оценке содержания и направленности историко-недагогических исследований XX века следует особо обратить внимание на то, что они определялись социалистической системой, поэтому отличались некоторой фрагментарностью, осторожностью в выборе исследовательских тематик и проблем. Поэтому сегодня перед исследователем, выбравшим историкопедагогическое направление своей работы, возникает ряд актуальных задач, связанных с необходимостью современного освещения процессов образования и воспитания молодежи в свете исторического культурноязыкового наследия. Большое внимание этно-педагогическим, социально-педагогическим, культурным, языковым вопросам просвепцения, образования и воспитания казахского народа уделялось в работах видных ученых, основоположников современной школы, учеников и продолжателей идей Ы. Алтынсарина А. Байтурсьшова, М. Жумбаева, М. Дулатова, Н. Кулжановой, Кобеева, Донентаева, Г. Балгымбаева и др. РЬучению педагогического наследия основоположников казахской педагогики и внедрению его в систему современного воспитания молодежи занимаются К. Жарыкбаев, Калиев, Кобесов, Муканов и др. [53; 65; 69; 97] Возрождению наследия национальных педагогических традиций с учетом современных тенденций развития образования в Республике Казахстан и мировых тенденций посвящены работы А.Е. Абылкасымовой, А.Н. Ильясовой, К.К. Кунантаевой, Т.С. Садыкова, А. Узакбаевой, Г.М. Храпченковаи др. [60; 85; 156; 169; 170] Однако современные условия развития образования в Республике Казахстан, характеризующиеся расовой, культурной, нарастанием тенденций этноцентризма, религиозной и языковой поляризации, диктуют основания для разработки педагогических концепций, основанных на анализе принципов равенства, диалогичности, толерантности, культуросообразности для всех этносов казахстанского общества. Поэтому особый интерес вызывают работы Ю.Ю. Дешериевой, М.С. Кагана, А.А. Нурмагамбетова, В.В. Сафоновой, З.К. Тарланова, Н.В. Щиголевой [47; 62; ИЗ; 132; 133; 151; 178], связанные с теоретическим осмыслением социокультурного контекста развития образования, диалога культур и цивилизаций. Казахские, российские, зарубежные исследователи проблем формирования личности в условиях многоязычия и поликультурности (А.Ю. Белогуров, Н.Е. Буланкина, Д. Вайсберг, Д.Ю. Диканбаева, Ж. Ищанова, Н.М. Лебедева, Г.Б. Мулдашева, К.Б, Нуанова, Д. Спадолини, Л.Л. Супрунова, А.Н. Татарко, Т. Хюсен) [16; 26; 29; 49; 105; 179; 98; 142; 145; 171] рассматривают проблемы уважительного отношения к этническому разнообразию и культурной самобытности различных социумов, подготовки педагогов к работе в условиях этнокультурной специфики. Однако комплексных исследований, посвященных связи целей, задач, содержания образования, технологий обучения и воспитания с развитием личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства Республики Казахстан, способного к самоопределению в условиях мировой цивилизации, пока недостаточно. Преодолению трудностей в коммуникативных и других формах взаимодействий в условиях многоязьиия и поликультурности образования посвятили свои работы российские исследователи (А,А, Барболина, А,С, Герд, И,Л, Набок, Т.П, Петрова, А,В, Салихов, Л,И, Федорова) [13; 41; 102; 121; 130; 162], уделившие внимание развитию языков и культур национальных меньшинств, населяющих Российскую федерацию, ученые Республики Татарстан (Г,В, Мухамедзянова, 3,Г, Нигматов, Р,А, Пизамов, Ф.Г, Ялалов) [100; 109; 183; 184], рассмотревшие роль и функции татарского языка в развитии национального образования, западные исследователи (Ю. Хабермас, Д,К, Хаймз) [165; 166], занимающиеся проблемами этнолингвистики в условиях глобализирующегося мира.Образовательное пространство Республики Казахстан, его языковой и культурный потенциал, к сожалению, в меньшей степени представлен для научно-теоретического России и других стран. Таким образом, актуальность исследования определяется следующими противоречиями: Между нарастающим влиянием глобализации на образовательную систему, требующей определенной языковой и культурной ассимиляции и процессами самоопределения, языкового и культурного плюрализма осмысления педагогической общественностью национальных образовательных систем; Между значимостью накопленного Республикой Казахстан опыта в организации образования в поликультурном и многоязычном сообществе и недостаточным его освещением в российской и зарубежной педагогической науке и практике. Между потребностью современной казахской школы в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса создания образовательной лингвокультурной среды и недостаточностью необходимых исследований по данной проблематике Указанные выражены противоречия на теоретико-методологическом уровне в форме научной проблемы: каковы ведущие тенденции совершенствования лингвокультурной образовательной среды Республики Казахстан как фактора развития этнолингвистической модели. Актуальность разработанность исследования: рассматриваемой послужили проблемы, для ее недостаточная темы образовательной основанием определения среда «Лингвокультурная образовательная как фактор динамичного развития образования в Республике Казахстан». Объект исследования культурно-образовательное Республики Казахстан пространство Предмет исследования лингвокультурная образовательная среда в Республике Казахстан. Цель исследования определить степень влияния лингвокультурной образовательной среды на развитие образования в Республике Казахстан и обосновать возможности лингвокультурного сотрудничества России и Казахстана в области образования. Для достижения поставленной цели намечено решение следуюш;их задач исследования: 1. Проанализировать становление образовательной системы Казахстана и охарактеризовать современные тенденции ее развития в условиях полкультурности социума. 2. Определить основные тенденции современной национально- языковой политики в поликультурном обществе Республики Казахстан и обосновать формирование этнолингвистической образовательной модели. 3. На основе анализа роли и функций образования сущностные характеристики лингвокультурной среды, определить обозначив субординацию между языковой, культурной, образовательной средами в контексте этнолингвистической модели образования в Республике Казахстан. 4. Обозначить основные подходы к обновлению содержания образования в национальной гимназии Республики Казахстан, раскрыть их сущность. Обосновать первостепенность социокультурного подхода при организации языкового образования гимназистов. 5. Рассмотреть языковую подготовку как средство совершенствования лингвокультурной среды учащихся, так и в контексте организации и совершенствования образовательной лингвокультурной среды национальной гимназии Республики Казахстан. 6. Раскрыть роль казахстанско-российской лингвокультурной среды в интеграции образовательных систем на этапе глобализации Методологической философский, основой исследования и были выбраны культурологический лингвокультурологический, общепедагогический подходы с опорой на идеи: В.А. Сухомлинского, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, И.И. Зарецкой, В.А. Караковского, В.В. Краевского, Л.И.Новиковой [146; 154; 158; 159; 160; 161; 57; 37; 78], раскрывающие природу и механизмы взаимодействия личности и воспитательной среды; B.C. Библера, Е.В. Бондаревской, А.С. Запесоцкого, В.М. Розина [20; 21; 23; 56; 128], детерминирующие развитие культуры и общественных ценностей; М.М. Бахтина, Л. Вайсгербера, Ю.М. Лотмана, Э. Сепира, Б. Уорфа [15; 30; 87; 88; 138; 157; 181], развивающие концепцию самобытности, национально-субъективного характера языка, его семантической сущности; А.В. Мудрика, Н.В. Никандрова, А.А. Орлова, В.А. Сластенина, А.П. Сейтещева, Н.А. Шайденко [95; ПО; 117; 140; 134], синтезирующие теорию и практику педагогической деятельности, ценностного отношения к ней; Ф. Акгуры, Н.А. Бердяева, Н.К. Мамырова, B.C. Соловьева, А.И. Субетто, Э. Фромма [172; 18; 19; 141; 144; 164], основанные на целостном мировосприятии. Методы исследования: аналитический (теоретический анализ исторической, философской, педагогической, культурологической, социологической литературы на казахском, русском, английском и французском языках); сравнительный (обобщение и сравнение опыта организации учебновоспитательной работы в национальных гимназиях Республики Казахстан с учетом исследуемой проблематики); эмпирический (включенное наблюдение во время работы в учебных заведениях Республики Казахстан, при организации музейно-экскурсионной деятельности учащихся, культурно-массовых мероприятий). Исследовательской базой явнлнсь: Южно-Казахстанский педагогический университет, Южно-Казахстанский университет им. М. Ауезова, Казахско Узбекский инженерный Педагогический Университет, Открытие Гуманитарные Южно-Казахстанские университет, Южно- Казахстанский университет «Мерос», национальные гимназии Чимкентской области. Этапы и организация исследовательской работы: Первый этап (2000-2002 гг.) информационно-ноисковый. Теоретическое исследование, отбор и анализ научной литературы, учебнонрограммной документации, оригинальных источников в библиотеках Республики Казахстан и России; изучение передового общеобразовательных школ и национальных опыта работы Республики гимназий Казахстан. Разработка концептуального замысла исследования, определение его эмпирической базы. Второй этап (2002-2004 гг.) выявление стержневой проблемы научного поиска и реализация теоретической концепции исследования. Третий этап (2004-2006 гг.) публикация основных положений исследования, его литературно-техническое оформление. Обосновапность нсследовапня результатов и научная достоверность проблемы обеспечены теоретическим обоснованием адекватным логике и объему исследования; взаимосвязанностью целевых и методологических установок; многообразием фактического материала и реальной Казахстан. Научпая повизна исследовання: определены основные тенденции современной национальной языковой политики Республики Казахстан; раскрыты основные особенности этнолингвистической образовательной модели; сформулированы сущностные характеристики лингвокультурной практикой развития образовательной системы Республики образовательной среды; охарактеризован феномен национального гимназического образования в Республике Казахстан с точки зрения социокультурного подхода; обоснована роль языковой подготовки в формировании и развитии лингвокультурной среды национальной гимназии в Республике Казахстан; обозначены пути развития образовательной интеграции Казахстана и России на современном этапе через совершенствование казахстанско- российской лингвокультурной среды. Теоретическая значимость исследован и обобщен вклад отдельных казахских педагогов и исследователей в основание и развитие образовательной системы Казахстана; расширены возможности применения лингвокультурного подхода к анализу национальных образовательных систем; аргументировано поликультурном обществе; обосновано значение языкового образования для формирования и развития лингвокультурной среды; выявлена значимость регионального аспекта интеграции в области языка и культуры между странами СНГ для развития образования в условиях глобализации; введены в научный оборот неизвестные широкому кругу российских исследователей материалы. Практическая значимость нсследовання: разработан факультативный курс «Нравственное воспитание аутентичные научные, публицистические, фольклорные модельное разнообразие образования в учащихся и студентов в лингвокультурной среде на материале русской и казахской кухни»; внедрен в педагогическую практику теоретический и практический материал по воспитанию учащихся средствами лингвокультурной среды учебного заведения; выводы и обобщения, полученные на основе исследования, представляют интерес при подготовке преподавательских кадров в вузах и педагогических колледжах. Материалы исследования могут быть использованы при чтении лекций и проведении тематических семинаров в процессе повышения квалификации работников образования Республики Казахстан. Апробация материалов исследования: Результаты исследования обсуждались и получили одобрение на заседаниях Ученого Совета ЮжноКазахстанского педагогического университета (2002.15.03.) и Экспертного Совета по экспериментальной работе в учебно-методических учреждениях ЮПКУ, на ежегодных межвузовских научно-практических конференциях (2000-2003 гг.), на конференции «Молодые ученые» ЮГЖУ, ЮКГУ им. М. Ауезова (2004-2006 гг). Основные ноложення, выносимые на защиту: 1. Образование в Казахстане развивалось под влиянием культурных традиций народов, населяющих территорию Республики, в связи с чем национальная образовательная стратегия учитывает полиэтничность казахстанского общества, специфику его социальной и демографической структуры. Ведущими тенденциями развития образовательной системы Республики Казахстан на современном этапе являются: поликультурная направленность образования, основанная на принципе мультикультурализма, создание лингвокультурной образовательной среды, способствующей формированию практических навыков общения школьников в условиях социокультурного многообразия, развитие национальной школы, наиболее полно удовлетворяющей этнокультурные потребности учащихся, направленной на формирование и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального государства. 2. Национально-ориентированное образование и воспитание, основанные на концепциях многоязьгаия и диалогичного взаимодействия культур, прогресса. способны вывести казахстанское общество на новый виток Следуя историко-педагогическим традициям, а также общемировой тенденции повышения роли родного языка в развитии национальных систем образования, образовательная практика конца 90-х годов XX начала XXI века направлена в Казахстане на возрождение и развитие языков титульных этносов, что привело к распространению этнолингвистической модели национального образования, направленного на формирование многоязыковой личности. 3. Лингвокультурная образовательная среда Республики Казахстан характеризуется как: часть микросреды казахского общества; часть макросреды универсального общества; как духовно-нравственная атмосфера, отношения людей, основанные на традициях и обычаях поколений, широких межнациональных контактах, полилингвальности; как продукт деятельности педагогического микросред сообщества, преобразующего и влияние окружающих на посредством культуре обучения воспитания, основанных С традиционной межэтнического общения. учетом поликультурности и многоязычности казахского общества лингвокультурная образовательная среда является одним из ведущих факторов развития образования в Республике Казахстан. 4. Для совершенствования содержания образования в национальных гимназиях Республики Казахстан используются деятельностный, социокультурный этническую культурологический, подходы, педагогика личностно-ориентированный, сотрудничества. Это обеспечивает самоидентификацию личности посредством расширения функций родного языка и превращения его в основной функциональный язык. Современная национальная школа Казахстана как институт, открытый для других культур знакомит учащихся с историей, религией, языком иных народов, в процессе обучения доказывая, что культурная среда есть ценностная характеристика общества. На основе выщеуказанных подходов в стенах национальной гимназии формируется и разнообразными способами лингвокультурная среда школьного микрокосма. совершенствуется такой Результатом деятельности является, как развитие самой системы образования Республики, так и всего общества в целом. 5. Социокультурный подход к обучению и воспитанию учащихся национальной гимназии, реализуемый средствами языка, предполагает языковое соизучение. В данном контексте каждый язык, предусмотренный гимназической программой, рассматривается как инструмент общения, средство межкультурного взаимодействия, кросс-культурного образования, обобщения достижений материальной и духовной культуры человеческой цивилизации, составляющих ее социальных сообществ и этносов. Взаимодействие различных культур в лингвокультурной среде гимназии, адаптация к иным 1сультурным ценностям важная составная часть современного образования средствами языка. 6. Казахстанско-российская лингвокультурная среда является фактором динамичного развития образования Республики Казахстан, поскольку обеспечивает вхождение образовательной системы страны в международное языковое и культурное пространство.
Просмотров: 156 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031