Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Художественная система бурятских пословиц и поговорок. Шаракшинова, Елена Константиновна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:04
Скачать Художественная система бурятских пословиц и поговорок. Шаракшинова, Елена Константиновна бесплатно

Художественная система бурятских пословиц и поговорок

Диссертация

Автор: Шаракшинова, Елена Константиновна

Название: Художественная система бурятских пословиц и поговорок

Справка: Шаракшинова, Елена Константиновна. Художественная система бурятских пословиц и поговорок : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.09 Иркутск, 1984 155 c. : 61 85-10/269

Объем: 155 стр.

Информация: Иркутск, 1984


Содержание:

Введение
Глава I Пословицы и поговорки как фольклорный жанр
1 Определение жанра
2 Происхождение пословиц и поговорок
3 Источники пословиц и поговорок
4 Связь пословиц и поговорок с другими жанрами фольклора
Глава П Образный строй бурятских пословиц и поговорок
1 Образы пословиц и поговорок эпохи первобытнообщинных отношений*
2 Образы пословиц и поговорок эпохи патриархально-феодальных отношений
3 Образный мир пословиц и поговорок советского периода
Глава Ш Поэтический строй пословиц и поговорок
1 Композиционное, строение пословиц и поговорок
2 Изобразительно-выразительные средства

Введение:

В богатой сокровищнице бурятского устного народного творчества видное место занимают пословицы и поговорки, именуемые бурятами "онькон, хошоо угэнууд".
Пословицы и поговорки представляют собой своеобразный памятник устной поэзии, свод народной мудрости, социально-исторического, жизненного опыта бурятского народа. Они создавались на протяжении долгой истории народа, появлялись как выводы из наблюдений над природой, хозяйственной жизнью, как отклик на какой-либо исторический факт, на события социально-экономической и культурной жизни. В них выразилась коллективная мудрость многих поколений. Вкладывая в них опыт своего сложного и трудного бытия, народ из поколения в поколение передавал свои светлые мечты о будущем, утверждал высокие нравственные и гражданские принципы.
Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью духовной культуры народа и представляют собой большой научный интерес.
Актуальность темы. В бурятской фольклористике проделана большая работа по собиранию и публикации народных пословиц и поговорок. Благодаря усилиям любителей народной словесности 19 века (Б. Норбоева , Н.С. Болдонова (Харбасарова) , Ш.-Л.
I Норбоев Б. Бурятские пословицы и поговорки. - Забайкальские обл. ведомости, 1867, № 7-10.
Z Болдонов Н.С. Образцы бурятской народной литературы. Р$ ШОН СО АН СССР, Инв. № M-I-385 , 419 с.
Базарова-1), учителей К.В. Баталова ), писателей (Х.Н. Намсараева^, И.Н. Мадасона^), фольклористов (Ц.Ж. Жамцарано^, С.П.
Балдаева , Н.О. Шаракшиновой, С.С. Бардахановой ) и сотрудников рукописного фонда БИОН Щ СО АН СССР (Ц.-А. Дутар-Ни-маева, Б.Д. Даксановой, Р.Ж. Жалсановой)^ собран и частично опубликован огромный материал, дающий возможность всестороннего исследования этого жанра.
Изучение бурятских афористических произведений началось в прошлом столетии. К ним обращались лингвисты, историки, этнографы и фольклористы в целях изучения явлений языка, исто
10 II рии и быта народа. Такие ученые как Г. Гомбоев , А. Орлов ,
1 Базаров Ш.-Л. Пословицы агинских бурят. Тр. Троицко-савско-Кяхтинского Отд. РГО, 1903, вып. I, т. УТ, с. 2140.
2 Багинов К.В. Архив Гослитмузея, ф. 3, ед.хр. I/I, инв. № 3.
3 Намсараев Х.Н. Еурят-монголой оньЬон угэнууд. Улан-Удэ, 1947, 45 с.
4 Мадасон И.Н. Бурят арадай онькон, хошоо угэнууд. Улан-Удэ, I960, 401 с.
5 Жамцарано Ц.Ж. Архив ЛО ИВ АН СССР, ф. 62, on. I, ед.хр. 2, с. 309; ед.хр. 3, с. 281-284.
6 Балдаев С.П. Устное народно-поэтическое творчество бурят. Улан-Удэ, I960, с. 275-285.
7 Шаракшинова Н.О. Бурятский фольклор. Иркутск, 1959, с. 62-98; Бурятское народное поэтическое творчество. Иркутск, 1975, с. 87-109.
8 Бардаханова С.С. Малые жанры бурятского фольклора. Улан-Удэ, 1982, с. 21—76.
9 ОньЬон угэ оностой. Под ред. Соктоева А.Б., Дугар-Нимае-ва Ц.-А.Н. Улан-Удэ, 1979, 220 с.
10 Гомбоев Г. О древних монгольских обычаях и суевериях, описанных у Плано Карпини. - Тр.Вост. Отд.Арх.об-ва, ч. 1У, вып. I, СПб., 1857, с. 252.
11 Орлов А. Грамматика монголо-бурятского разговорного языка. Казань, 1878.
А. Руднев , A.M. Позднеев использовали мудрые изречения как материал, подтверждающий теоретические положения в их этнографических и лингвистических исследованиях.
Неоценимый вклад в исследование пословиц и поговорок внес известный востоковед Ц.Ж. Жамцарано, оставивший ценные замечания о происхождении, 'бытовании и идейном содержании этого жанра^.
К сожалению, исследования дореволюционных ученых носили отрывочный, случайный характер.
Систематическое, подлинно научное изучение мудрых изречений началось в советское время, с 50-х годов нашего столетия. В этой области заметны исследования бурятских фольклористов М.П. Хамаганова, Н.О. Шаракшиновой, Ц.Б. Дудаева, А.И. Уланова, С.С. Бардахановой. Ими рассмотрен широкий круг проблем: выявлены тематическое многообразие содержания и особенности поэтики, проблемы генезиса, основанные на анализе богатого фактического материала.
Две главы своей работы "Очерки афористической поэзии бурят"^ посвящает М.П. Хамаганов исследованию пословиц и поговорок. В них автор затрагивает некоторые проблемы происхождения и развития мудрых народных изречений, анализирует их тематику и особенности художественной формы. Проблемы содержа
1 Руднев А. Материалы для грамматики монгольского разговорного языка. - Зап. Вост. Отд. Арх. об-ва, СПб., 1902, т. Х1У, вып. I, с. 036-042.
2 Позднеев A.M. Образцы народной литературы монгольских племен. - СПб., 1880, с. 1У.
3 Жамцарано Ц.Ж. Архив JI0 ИВ АН СССР, ф. 62, ед.хр. 3, с. 281-284. "
4 Хамаганов М.П. Очерки афористической поэзии бурят. Улан-Удэ, 1959, с. 12-119.
• б ния исследуются ученым в тесной связи с вопросами истории и быта бурятского народа. В работе были высказаны важные, правда не всегда бесспорные, выводы о специфике жанра мудрых изречений, о жанровой самостоятельности пословиц и поговорок,
0 периодизации афористических жанров, имеющие большое значение при дальнейших исследованиях.
Содержательная сторона бурятских пословиц и поговорок исследована в работах Н.О. Шаракшиновой. В своих выводах она отметила необычайное богатство пословичного материала и широту охвата ими явлений действительности. Автором подробно рассмотрены вопросы происхождения отдельных изречений из легенд, преданий, устных рассказов, обычаев бурят. Цроанализировав поэтическую форму пословиц, она указывает на их стихотворную и повествовательную форму, вьщеляет наиболее характерные художественно-изобразительные средства и кратко анализирует их. Изучению древних пословиц и поговорок посвящена небольт шая глава в книге А.И. Уланова "Древний фольклор бурят". В ней автор указывает на органическую связь мудрых изречений с древними воззрениями народа.
Структурно-грамматический, синтаксический строй пословичных изречений рассмотрен Т.А. Бертагаевым в статье "Об о устойчивых фразеологических выражениях" , где автор относит пословицы и поговорки к фразеологическим речениям, вобравшим в себя особенности народной речи.
Большая работа по подбору и систематизации адекватных
1 Уланов А.И. Древний фольклор бурят. Улан-Удэ, 1974, с. 1825.
2 Бертагаев Т.А. Об устойчивых фразеологических выражениях.-Сб. трудов по филологии. Улан-Удэ, 1949, вып. П, с. 64пословиц и поговорок разных народов проделана Ц.Б. Будаевым^.
Анализу художественно-изобразительных средств в некоторых афористических жанрах посвящает свою статью М.П.Хомонов . В ней исследователь рассматривает ритмическую организацию пословиц, поговорок и благопожеланий, роль параллелизма, аллитерации в них.
Одной из последних работ, в которой исследованы пословицы является монография С.С. Бардахановой, изданная в 1982 году. Автор, анализируя богатый архивный материал, наряду с проблемами генезиса, содержания пословиц уделяет особое внимание изучению их поэтики. Она подчеркивает, что вопросы художественной формы пословиц являются наименее изученными.
Несмотря на то, что в бурятской фольклористике сделано немало в изучении мудрых образных изречений приходится констатировать, что жанр исследован еще недостаточно.
Исследователей интересовали, главным образом, проблемы генезиса и эволюции жанра, толкование прямого и переносного смысла и анализ их идейного содержания. Хотя вопросы художественной формы, поэтической структуры, система образных средств бурятских пословиц и поговорок затрагивались и изучались учеными, но однако до сих пор они не стали предметом специального исследования. Между тем на современном этапе развития фольклористики чрезвычайно важным и актуальным является изучение поэтики, художественной системы в ее жанровой
1 Будаев Ц.Б. Словарь русско-бурятских адекватных пословиц и поговорок. Улан-Удэ, 1959; Его же: Адекватные пословицы и поговорки разных народов. Улан-Удэ, 1968.
2 Хомонов М.П. Художественно-изобразительные средства в бурятских пословицах, поговорках, благопожеланиях. - В кн. ?оль фольклора в коммунистическом воспитании. Улан-Удэ, 1967, с. 203-215. т специфике . Каждый конкретный фольклорный жанр обладает своей неповторимой художественной системой. По справедливому замечанию Б.Н. Путилова, ". поэтика фольклора всегда жанровообусловлена и жанрово реализована. До известной степени она р жанрово замкнута" . Исследование поэтики важно потому, что без уяснения художественных особенностей жанра, без глубокого проникновения в художественную структуру фольклорных произведений не могут быть в достаточной степени раскрыты ни идейно-эстетическое богатство, ни национальное своеобразие, ни специфика не только того или иного жанра, но и вообще устной народной поэзии в целом. Именно этим определяется актуальность темы диссертации.
Малая изученность, актуальность данной проблемы послужили основанием для выбора темы предлагаемой диссертационной работы.
Цели и задачи работы. В диссертации поставлена цель -продолжить работу, начатую фольклористами Бурятии по изучению пословиц и поговорок, привлекая не только ранее опубликованные тексты, но и образцы, хранящиеся в архивных фондах, а также записанные нами во время экспедиционных поездок.
• исследовать художественную систему бурятских пословиц и поговорок в тесном единстве с их идейным содержанием и выявить ее своеобразие.
Для решения этой цели автор ставит следующие задачи:
• опираясь на достижения современной советской фолькло
1 Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977.
2 Путилов Б.Н. Современные проблемы исторической поэтики фольклора в свете историко-типологической теории. - В кн. Фольклор. Поэтическая система. М.: Наука, 1977, с • 17 • ристики выявить и осветить наименее изученные и спорные теоретические вопросы по интересующему нас жанру: определение пословиц и поговорок как жанра, их генезис, связь с другими жанрами фольклора.
• исследовать предметно-образный строй бурятских мудрых изречений, показать, что в образном строе отражается своеобразие материальной и духовной культуры народа, его история, быт, нравы; богатство художественных образов и проследить их эволюцию.
• исследовать ритмико-композиционное строение пословиц и поговорок, систему изобразительно-выразительных средств и выявить их специфические жанровые особенности, определить функции и роль каждого из них в мудрых изречениях.
Методологическая основа исследования. Методологическую базу нашей диссертационной работы составляют труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ-ХХУ1 съездов КПСС, постановления Пленумов ЦК КПСС.
В нашей работе мы опирались на труды и теоретические обобщения известных фольклористов 19 века: Ф.И. Буслаева, В.И. Даля, А. Потебни, советских ученых М.А. Рыбниковой, В.И. Чичерова, В.П. Аникина, С.Г. Лазутина, Б.Н. Путилова, Г.Л. Пермякова, а также бурятских исследователей: Ц.Ж. Жамцарано, М.П. Хамаганова, Н.О. Шаракшиновой, А.И. Уланова, С.С. Бардахановой.
Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым опытом систематического анализа поэтики бурятских пословиц и поговорок. В работе впервые в бурятской фольклористике глубоко и всесторонне исследуется сложный поэтический мир мудрых изречений на основе анализа его отдельных взаимосвязанных компонентов: предметно-образного строя, рит-мико-композиционного строения и системы изобразительно-выразительных средств. Изучение поэтики основано на содержательной специфике изречений, в результате чего в сложное единство связываются форма и содержание пословиц, поговорок.
Теоретическое и практическое значение диссертации. Теоретическое значение диссертации состоит в том, что исследование художественной системы бурятских пословиц и поговорок будет способствовать выяснению некоторых других проблем жанра, например, проблемы пословичного историзма, жанровой природы пословиц, а также выяснению функций мудрых изречений в произведениях художественной литературы и т.д.
Выводы наших изысканий имеют не только теоретическое, но и практическое значение, они могут быть использованы при исследованиях проблем поэтики других жанров бурятского фольклора, так и фольклора генетически-родственных народов. Диссертация может быть использована в качестве материала для спецкурса "Афористическая поэзия бурят", учебного пособия для студентов-филологов, также рекомендована учителям, учащимся средних школ.
Апробация работы. Диссертация была обсуждена на заседаниях кафедры советской литературы Иркутского госуниверситета имени А.А. Щцанова, отдела фольклора Института языка и литературы имени А.С. Пушкина Академии Наук Узбекской ССР. Отдельные вопросы, выдвигаемые в работе, были изложены в докладах на Всесоюзной конференции в Якутске (июнь, 1977), региональной конференции по проблемам социально-экономического и политического развития стран Востока в Иркутске (1982), на первой конференции молодых ученых ИГУ (1983). По теме диссертации опубликованы учебное пособие "Пословицы и поговорки бурят" и 4 работы в научных сборниках и материалах конференции.
Структура работы. Характер, содержание темы и поставленные задачи определили следующую структуру работы. Диссертация состоит из введения, 3 глав, заключения и списка использованной литературы.
Просмотров: 352 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031