Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 3 » Скачать Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: понятие, структура, содержание : На примере Республики бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:16
Скачать Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: понятие, структура, содержание : На примере Республики бесплатно
Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: понятие, структура, содержание : На примере Республики Мордовия

Диссертация

Автор: Синдянкин, Николай Николаевич

Название: Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: понятие, структура, содержание : На примере Республики Мордовия

Справка: Синдянкин, Николай Николаевич. Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации: понятие, структура, содержание : На примере Республики Мордовия : диссертация кандидата юридических наук : 12.00.02 Саранск, 2004 206 c. : 61 05-12/779

Объем: 206 стр.

Информация: Саранск, 2004


Содержание:

120002 - конституционное право; муниципальное право
Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук
Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент
АР ЕРЕМИН
Саранск
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1 Правовая природа института высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
11 Понятие и структура института высшего должностного лица
12 Становление института высшего должностного лица Республики Мордовия
Глава 2 Конституционные основы выборов
Главы Республики Мордовия
21 Легализация и легитимация высшего должностного лица российского субъекта
22 Избирательный процесс по выборам
Главы Республики Мордовия
Глава 3 Содержание конституционно-правового статуса Главы Республики Мордовия
31 Общая (статусная) характеристика высшего должностного лица Республики
32 Функциональная составляющая статуса
Главы Республики
33 Государственный контроль за нормотворческой деятельностью Главы Республики Мордовия
34 Ответственность высшего должностного лица Республики

Введение:

Актуальность темы диссертационного исследования.
Совершенствование федеративных отношений в современной России является одной из актуальных задач, решение которой предопределяет так же и развитие демократических процессов, обеспечение единства государства, с одной стороны, и укрепления самостоятельности субъектов Федерации, - с другой. Важное значение в процессе строительства взаимоотношений органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ имеют взаимоотношения органов в системе исполнительной власти. Центральное место в этой системе занимают высшие должностные лица субъектов Федерации. Их лидирующее положение в системе органов государственной власти субъекта РФ влияет в значительной степени на выработку общегосударственной политики в области федеративного строительства.
Высшее должностное лицо субъекта РФ обладает значительными полномочиями, которые он может использовать для позитивного влияния на политические, социально-экономические процессы в регионе. Но глава субъекта может способствовать и появлению негативных или стагнационных тенденций в силу отсутствия у него необходимых управленческих навыков, неумения сформировать команду управленцев, ориентацию на устаревшие формы и методы управления. Поэтому должна существовать такая система «взращивания» региональных политиков, которая бы позволяла приводить к власти наиболее подготовленных к этой деятельности людей. С другой стороны, должна быть создана система сдержек и противовесов в самой системе органов государственной власти субъекта РФ, которая бы объективно «работала» на достижение цели - формирование политико-экономического регионального менеджмента во главе с достойным, уважаемым, авторитетным лидером.
Институт высшего должностного лица субъекта РФ появился относительно недавно, что делает актуальным его детальный анализ, как с позиций теории, так и практической реализации полномочий, принадлежащих этому лицу. Дискуссионным является вопрос о структуре и содержании самого института главы субъекта РФ, понятии и содержании его конституционно-правового статуса. Существование значительного числа субъектов Российской Федерации неизбежно ведет к появлению особенностей правового положения руководителей высших органов исполнительной власти в зависимости от региона, что дает дополнительный материал для сравнения и сопоставлений.
В последние годы федеральный законодатель предпринял значительные шаги по пути унификации правового статуса высшего должностного лица субъекта РФ, значительно сократив возможности регионального законодателя по закреплению его правового положения. Вместе с тем конституционно-правовой статус высшего должностного лица отдельного субъекта имеет свои особенности, изучение которых может быть полезно с позиций накопления опыта в отдельно взятом регионе, что требует соответствующих обобщений.
Этот опыт, безусловно, должен быть востребован и при дальнейшем реформировании рассматриваемого института. Инициированное Президентом РФ В.В. Путиным изменение существующего порядка занятия должности главы субъекта РФ свидетельствует о продолжающемся поиске наиболее оптимальной модели построения системы органов государственной власти в субъекте Федерации1. Невозможно идти вперед, не оценивания того, что было
1 См. выступление В.В. Путина на расширенном заседании Правительства РФ // Российская газета. 14 сентября. 2004 г. накоплено в течение нескольких лет сложного, а порой и драматичного, становления институционной системы власти в регионах России.
Развитие института Главы Республики Мордовия имеет уникальную историю. В 1991 году в Республике был введен пост президента1, а спустя Л полтора года он был решением республиканского парламента упразднен . В начале 90-х годов прошлого века сложившаяся ситуация привлекала пристальное внимание политиков всей страны своей необычностью и правовой коллизионностью. Можно с большой долей уверенности предположить, что она оказала влияние на развитие федерального законодательства в части правового закрепления стабильности функционирования органов публичной власти.
Несомненно, что современный статус Главы Республики Мордовия имеет исторические корни, что представляет определенный интерес для исследователей. Выявление особенностей статуса Главы Республики Мордовия в контексте общетеоретических вопросов и активного участия республиканских органов власти в процессе приведения республиканского законодательства в соответствие с федеральным также является достаточно актуальным.
Степень научной разработанности проблемы. Вопросы конституционно-правового статуса органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации были предметом рассмотрения многих ученых. Причем в большинстве случаев они рассматривались в контексте организации исполнительной власти как комплексного института. В 1996 году в столице вышло учебно-методическое пособие «Исполнительная власть в Российской Федерации», подготовленное коллективом авторов Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (отв. редакторы А.Ф. Ноздрачев и Ю.А. Тихомиров). Под редакцией С.А.Авакьяна изданы материалы научно-практической конференции «Организация государственной власти и местного самоуправления в субъектах
1 Советская Мордовия. 1991. 5 ноября.
2 Советская Мордовия. 1993. 13 апреля.
РФ» (М., 1996). Значительное число работ было посвящено рассмотрению правового положения исполнительных органов государственной власти краев и областей, отдельных субъектов РФ. Отдельных аспектов правового статуса высших должностных лиц субъектов Российской Федерации касались в своих кандидатских диссертациях В.М. Ануфриев («Система органов государственной власти и местное самоуправление в областях - субъектах Российской Федерации» - М.,1999 г.), С.Н. Кухтик («Конституционно-правовые основы системы органов государственной власти в субъектах Российской Федерации» - М., 1998 г.), Э.В. Малиенко («Правовой статус органов исполнительной власти краев, областей Российской Федерации» - М., 1999),
A.Н. Мещеряков («Институт президентства в республиках в составе Российской Федерации» - М., 2002 г.), Р.А. Сахиева («Конституционно-правовой статус высшего должностного лица республики - субъекта Российской Федерации (на примере Республики Татарстан)» - Казань, 2004), (Д.В. Шумков («Система органов исполнительной власти республик -субъектов Российской Федерации» - М., 1999 г.) и другие. Вопросы статуса глав субъектов РФ были предметом рассмотрения в докторских диссертациях
B.В. Гошуляка («Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации» - М., 2000 г.), В.А. Лебедева («Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации» - М. 2000 г.), А.Ф. Малого («Организация органов государственной власти области как субъекта Российской Федерации» - М., 2000 г.), Д.Л. Суркова («Законодательная и исполнительная власть субъектов Российской Федерации в конституционном праве России. Сравнительно-правовое исследование» - М., 1999 г.). Вместе с тем, законодательство, касающееся правового статуса органов исполнительной власти субъектов РФ, настолько стремительно развивается, что его изучение, а также анализ практики его применения в отдельно взятых регионах России дает возможность открывать все новые аспекты исследуемой проблемы. Работ же, посвященных институту Главы Республики Мордовия до сих пор не было.
Теоретическую основу диссертационной работы составили труды С.А.Авакьяна, М.И.Байтина, М.В.Баглая, Д.Н. Бахраха, А.А. Белкина, Н.А.Богдановой, Н.С. Бондаря, Н.В.Витрука, Т.Д. Зражевской, В.Т.Кабышева, Е.В.Колесникова, Е.И.Козловой, Н.М.Конина, А.Н.Кокотова, В.М.Корельского, О.Е.Кутафина, В.В.Лазарева, А.А.Ливеровского, О.В.Лучина, А.В.Малько, Н.И.Матузова, В.И.Новоселова, А.Ф.Ноздрачева, А.С.Пиголкина, И.Н. Сенякина, В.Н.Синюкова, Ю.А.Тихомирова, Н.К.Филиппова, В.Е.Чиркина, Б.С.Эбзеева и др.
В основу исследования правового статуса главы субъекта Российской Федерации положены труды А.А. Андриасян, К.С. Вельского, В.В. Гошуляка, Б.П. Елисеева, А.Р.Еремина, Б.Л. Железнова, Н.А. Игнапока, А.А. Жученко, В.В. Комаровой, В.Н. Лысенко, Л.М. Лысенко, В.А. Лебедева, А.Ф. Малого, И.А. Миронова, М.С. Саликова, Д.Л. Суркова и других.
Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе становления и функционирования института Главы Республики Мордовия. В объект исследования включены и исторические аспекты становления рассматриваемого института, поскольку они оказали существенное влияние на его формирование.
Предметом диссертационного исследования выступают нормы права, закрепляющие и регулирующие отношения, возникающие в связи с формированием и деятельностью высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, а также практики реализации норм права, закрепляющих конституционно-правовой статус высшего должностного лица Республики Мордовия.
Методологической основой исследования являются теория познания, диалектический, системно-структурный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, функциональный, статистический методы. Теоретической основой исследования послужили работы по общей теории права, науке конституционного права, а также системному подходу, в которых рассматриваются вопросы, относящиеся к теме диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в отечественной науке рассмотрены вопросы правового статуса высшего должностного лица Республики Мордовия. В процессе анализа исторической составляющей института главы Республики Мордовия, а также содержания его правового статуса сформулированы:
• концептуальные положения, раскрывающие содержание и структуру статуса применительно к главе республики в составе Российской Федерации, дано определение статуса главы субъекта РФ;
• положения, раскрывающие содержание института главы республики, основания вычленения элементного состава данного института и их обоснование;
• выводы об особенности правового положения главы отдельно взятого субъекта РФ; предложения по совершенствованию республиканского законодательства, определяющего статус главы республики.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Институт высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представляет собой сложную юридическую конструкцию, включающую не только собственно конституционно-правовой статус, но и порядок избрания гражданина на высшую должность в республике. Обоснование такого вывода базируется на изучении специальной литературы, судебных и административной практики.
2. Существуют различное понимание структуры и содержания правового статуса применительно к различным субъектам правоотношений. Сравнение правового содержания категорий «институт» и «статус» позволило дать определение институту публичного властвования, под которым автор понимает конструкцию, вобравшую в себя конституционно-правовые характеристики субъекта конституционно-правовых отношений, порядок замещения должности носителем властных полномочий и процедуру досрочного их прекращения.
3. На основе сформулированных в литературе подходов к выделению элементов правового статуса применительно к субъекту Российской Федерации, в работе предложена следующая структура статуса главы республики: постоянная (статическая) составляющая статуса, компетенционная (права и обязанности) составляющая статуса, ответственность высшего должностного лица как элемент правового статуса.
4. В работе впервые дан полный обзор и анализ событий, происходивших в Республике Мордовия в 1993 году, связанных с упразднением поста президента этой Республики. На этой основе делается вывод о том, что нынешнее наименование высшего должностного лица (Глава Республики), а также промежуточный этап его избрания Конституционным Собранием в 1995 году предопределены событиями начала 90-х годов.
5. Процесс избрания высшего должностного лица субъекта РФ в настоящее время достаточно унифицирован. Вместе с тем, некоторые исторические аспекты замещения высшей должности, в частности, в Республике Мордовия, дают основания для теоретического осмысления процедуры легитимации. Автор определяет легитимацию главы республики как процесс приобретения свойств легитимности, выражающийся в правовой законности, оправданности, справедливости.
6. Выделены и сформулированы четыре способа замещения гражданином должности высшего должностного лица субъекта РФ, имевших прежде правовую основу, а иногда и практику: а) назначение Президентом РФ на определенном этапе становления рассматриваемого института (только в отношении субъектов - не являющихся республиками); б) избрание специально созываемым представительным органом (Конституционным Собранием
Республики Мордовия); в) назначение парламентом; г) избрание всеобщим тайным голосованием.
7. Формулировки предложений, направленных на совершенствование республиканского законодательства, в том числе возрождение Конституционного суда Республики Мордовия.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенная автором концепция способствует более полному пониманию сущности института главы республики, позволяет выйти на новый уровень законодательного регулирования правового статуса Главы Республики Мордовия.
Автором обоснована необходимость внесения изменений в действующее республиканское законодательство. Результаты могут служить ориентиром для законодателя при разработке нормативных правовых актов Республики Мордовия.
Результаты исследования могут быть использованы при изучении курса Конституционное право России, спецкурсов, в том числе «Конституционное право Республики Мордовия».
Апробация результатов исследования.
Выводы автора докладывались в выступлениях на Всероссийской научно-практической конференции «Право и социально-ориентированная рыночная экономика (проблемы и перспективы)» (г.Саранск, Мордовский государственный университет, Волгоградский институт экономики, социологии и права, 25-26 ноября 1997 г.); научно-методическом семинаре «Нормотворчество муниципальных образований России: содержание, техника, эффективность» (г. Нижний Новгород, Нижегородская академия МВД России, 11-12 сентября 2001 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы права и управления: федеральный и региональный аспекты» (г. Саранск, Мордовский государственный университет, 29-30 ноября 2001 г.); Международной научно-практической конференции «Тенденции и противоречия развития российского права на современном этапе» (г. Пенза, Пензенский государственный университет, Приволжский дом знаний, ноябрь 2002 г.); научно-практической конференции «Органы юстиции и становление гражданского общества» (г. Саранск, Российская правовая академия Министерства юстиции РФ. Средне-Волжский филиал, 22 ноября 2002 г.); международной научно-практической конференции «Местное самоуправление в системе публичной власти: российский и мировой опыт» (г. Саратов, Поволжская академия государственной службы, 20-21 мая 2003 г.); на VIII - IX Сафаргалиевских научных чтениях (г. Саранск, Мордовский государственный университет, 29-30 июня 2004 г.), ежегодных научных конференциях «Огаревские чтения», конференциях молодых ученых, проводимых в Мордовском государственном университете.
Материалы исследования используются автором, коллегами кафедры в преподавании в Мордовском государственном университете и других вузах курсов конституционного права, спецкурса «Права и свободы человека и гражданина».
Структура диссертации.
Диссертация состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе восемь параграфов, заключения, списка использованных источников.
Просмотров: 162 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30