Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Иноязычие как фактор формирования личности : Методология разработки социально-философской концепции. Рябова, Марина Эдуардовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:40
Скачать Иноязычие как фактор формирования личности : Методология разработки социально-философской концепции. Рябова, Марина Эдуардовна бесплатно

Иноязычие как фактор формирования личности : Методология разработки социально-философской концепции

Диссертация

Автор: Рябова, Марина Эдуардовна

Название: Иноязычие как фактор формирования личности : Методология разработки социально-философской концепции

Справка: Рябова, Марина Эдуардовна. Иноязычие как фактор формирования личности : Методология разработки социально-философской концепции : диссертация доктора философских наук : 09.00.11 Саранск, 2005 331 c. : 71 06-9/86

Объем: 331 стр.

Информация: Саранск, 2005


Содержание:

ГЛАВА 1 ОННОЗИЦИЯ ИНОЯЗЫЧИЕ ЛИЧНОСТЬ: ИСХОДНЫЙНУНКТ ФОРМИРОВАНИЯ КОИЦЕНЦИИ
§1 Методологические основы исследования иноязычиякак научной и социально-философской проблемы
§2 Дуальная оппозиция: метод создания концепции
§3 Интерпретация в логике двойной детерминациидеятельности
ГЛАВА 2 ЛИЧНОСТЬ И ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕИЦИИ
§1 Усложнение общества как стимул формирования категорий
§2 Личность в контексте отношения "между"
§3 Категории диалога и дискурса в рамках концепции
ГЛАВА 3 НРОБЛЕМА ИОЛНОТЫ КОНЦЕПЦИИ
§1 Иноязычие в современных коммуникативных технологиях
§2 Текст: способ организации иноязычия
§3 Оппозиция "личность язык"
ГЛАВА 4 ПРЕОДОЛЕНИЕ ДВОЙСТВЕННОСТИ ИНОЯЗЫЧИЯ
§1 Личность в противоречивой коммуникативной среде
§2 Личность в условиях иноязычия как субъект развития общества
§3 Образование как механизм саморазвития личности

Введение:

Актуальность исследования. Современный мир становится всё болеесложным, динамичным, что может вызывать кризисные явления.Современная цивилизация, взятая в её простейшем понимании как всёсовокупное многообразие стран и народов, переживает колоссальные,глобальные эволюционные и революционные изменения. Можно с полнойуверенностью сказать, что качественные и количественные социальные,культурные изменения происходят, по существу, в каждый момент в каждойточке мирового сообщества. Скорость и глубина происходящих в различныхстранах социальных и культурных процессов неравномерна. Не равны какстартовые условия, так и последствия изменений.Это требует совершенствования методов познания, исследованиязначимых социальных процессов, оказывающих воздействие на динамикуобщества. Среди них важным является рост интенсификациикоммуникативных, информационных процессов, изменение языковойситуации, усиливающееся иноязычное влияние на проблематизацию жизни идеятельности личности. Усложнение указанных процессов побуждает ихисследование не только в рамках специальных наук, изучающихкоммуникативные процессы, но и как факторов, выделяющихся своимсущественным влиянием на общество в целом, что требует их рассмотрения вмасштабе общества методами социальной философии. Только таким образомможно понять многоаспектные, сложные связи новых процессов с развитиемличности, общества, их влияние друг на друга. Этот поворот включаетнеобходимость возрастающего внимания к отношениям целого и егозначимых частей, что усиливает актуальность анализа отношений междуцелым и его частями. Активизация интереса к усложнению обществавызывает усиление внимания к подходам формирования соответствующихтеоретических обобщений, делает актуальным и социально важнымосмысление и совершенствование требований к методологии социальнойфилософии, открывая тем самым новые возможности для целого понимания4сущности общества.Актуальность исследования обусловлена попыткой ответить на вызоввремени, делая определённый шаг в этом направлении в рамках социальнойфилософии. Эта потребность требует перехода от исследования отдельныхявлений к концептуальному осмыслению сложных связей, к формированиюспецифических концепций методами социальной философии. Следуетотметить, что в российской философии стали появляться такого родаисследования, которые можно рассматривать как построение специфическихконцепций социальной философии, где фокусом может быть множествосвязей между целым (обществом) и частями. Например, авторы одной изпоследних таких работ - Л.И. Новикова, И.Н. Сиземская [2004]. Обращает насебя внимание исследование возможности в российском обществевоплощения принципов хорошего общества, нацеленное на проектцелостного общества [Федотова В. Г. 2003].Актуальность работы определяется также необходимостью изучениятакого важного явления как иноязычие, т.е. возрастающего по важностифактора воспроизводства разнообразия культуры, общества, проблемности,стимулирующих рост творческого потенциала личности и через негопотенциала развития общества. Иноязычие рассматривается как формасоциокультурного воспроизводства массового творческого потенциала.Одним из важных аспектов процесса усложнения является экспансияиноязычия, давление на личность многообразия естественных языков, языковкультур, интенсификация их отношений. Изучение иноязычия, его влияния наразвитие личности, и наоборот, личности на общество, требует переносавнимания исследования на повышение роли активизации личности, так каквсе значимые процессы в обществе проходят через личность и, в конечномитоге, зависят от неё. Такой подход в значительной степени опирается наконцепцию развития личности, её способностей к новым решениям в новыхболее сложных ситуациях.Изучение проблемы формирования личности имеет многовековую5историю. Еще Протагор из Абдеры (ок. 490-420 до н. э.) начал свой трактат1% "Истина" словами: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что онисуществуют, и несуществующих, что они не существуют" [Диоген Лаэртский1979. 375]. В центре социального бытия стоит не абстрактное сообществолюдей, а человек, личность как единственный носитель и созидатель всех* форм общественной жизни, культуры, мировой цивилизации, как фокуссоциального целого. Это означает, что исследование иноязычия методамисоциальной философии характеризуется поиском взаимовлияния общества иличности.Общество и наука в целом находятся на перепутье, идет поискк^.4 альтернатив развития с помощью эмпирических и теоретических изысканийфилософов, социологов, психологов и так далее. В поисках идентификации ирепрезентации собственных состояний и изменений люди сталкиваются снеразвёрнутостью, недостаточной конкретностью философских оснований,• необходимых для понимания, объяснения этих процессов в их реальной ипотенциальной формах, несовершенством методологии изучения сложныхцелостных социальных процессов, что требует существенного теоретическогопрорыва в этой области. Особенно труден переход познания за рамкиповторений сложившихся циклов, ритмов, выход на новый уровеньпонимания качественных изменений, включая различные ритмы и циклы.Проблемы, связанные с обострением, противоречиями усложняющегосяобщества, могут, с одной стороны, приводить к возрастающему творческому^ потенциалу общества, и, с другой стороны, к взрывообразному социальномукризису, возможно, связанному с иноязычием. Особенно важно, чтокризисные ситуации в различных сферах жизни всегда проблематизируютмысль, жизнь личности. В этих условиях повышается значение, актуальностьнаучных исследований как самого процесса формирования личности, так ифакторов, которые влияют на его уснешность или не успешность.г^ Отсюда появляется необходимость установить конкретные каналыф взаимовлияния общества и языка, коммуникативных процессов, их динамики.6обусловленных внедрением коммуникационных технологий, интенсификациикоммуникативного обмена носителей различных культур и языковых кодов(для одной из сторон - это иноязычие), развитием форм установок, формноведения, ценностных ориентации, воспринимаемых коммуникантами какотличающихся от их собственных. Осознание "чужеродности", "инаковости",качественных изменений самого человека усиливает проблемность общества,его двойственность, противоречивость общения.Актуальность диссертации обусловливается также разработкойпредставления об иноязычии на обобщающем категориальном уровне.Заметим, что иноязычие до сих пор разрабатывалось преимущественно врамках конкретных наук (Л.П.Крысин). Однако сегодня, в связи с большиммасштабом иноязычного воздействия на личность, этот подход недостаточен,необходим анализ иноязычия как категории социальной философии.Интерпретация иноязычия как полюса социокультурных процессов междуним и обществом, между ним и личностью также стимулирует изучениеиноязычия в этом направлении. Осознание иноязычия на этой основе крайненеобходимо для понимания обостряющейся проблемности общества на всехуровнях, что имеет значение для более адекватного, критического отношениячеловека к своим познавательным, идеологическим, личностнымспособностям, как предпосылки их углубления, развития, как стимуласаморазвития человека. Иноязычие как предмет социальной философиирассматривается как важнейший фокус роста разнообразия, обусловленныйинтенсификацией взаимопроникновения языков (естественных и языковкультур), оказывающих возрастающее влияние на личность, общество вцелом. Сказанное означает, что изучение иноязычия методами социальнойфилософии должно акцентироваться на полюсах дуальной оппозициииноязычие - личность, на их взаимопроникновении, где личность являетсяфактором, определяющим развитие общества. Полюса этой оппозициипронизывают друг друга, оказывая большое влияние на общество в целом.Тем самым создаётся предпосылка преобразования этой дуальной оппозиции7в ядро авторской социально-философской концепции, нацеленной на анализ, многоаспектных, сложных связей новых процессов иноязычия с развитиемличности как субъекта общества.Следовательно, актуальность работы аргументируется развитием всовременном усложняющемся мире методологии социальной философии,• складывающейся, начиная с интеллектуальной революции XVII в., на основеавторских концепций, проработкой этого подхода при формированиисоциально-философской концепции, на основе возрастания ответственностиавтора за формирование предпосылок концепции, всего исследования, наоснове отказа от догматизма и бездумного повторения старых истин.^ Степень разработанности проблемы. Методология формированиясоциально-философской концепции основана на опыте развития социальнойфилософии с Нового времени, включая современность. Использованаметодология разработки авторских концепций, развившаяся за указанный• период. Узловыми пунктами этого процесса было отделение философии отнауки (XVI в), становление новой философии, включая её новуюметодологию, начиная с Ф.Бэкона, Р.Декарта, Г.Лейбница, Х.Вольфа. На этойметодологической основе формировалась социальная философия. Одним изпервых мыслителей, которых по праву можно причислить к социальнымфилософам, вступившим на путь нового мышления, создания социальныхтеорий, является Т.Гоббс. Начиная с него, политическая мысль пытаетсяобосновать идею государства при помощи идеи изолированного абстрактногоиндивида. У разных мыслителей такое обоснование выглядит от "войны всехпротив всех" до поиска общего интереса, однако во всех случаях обществомыслится как множество. Специфика авторских концепций социальнойфилософии заключалась прежде всего в том, что каждый из мыслителейформировал основу своей концепции - некоторый особый принцип,непохожий на другие. У Ж.-Ж.Руссо - "общественный договор", у О.Конта W определённые этапы развития общества, у К.Маркса идея классовой борьбы и8Неопозитивизм повернул методологию науки к идее, что все/у, общественные проблемы возникают в результате неправильногоиспользования языка, что способствовало осознанию возрастающегозначения интерпретации культуры, механизмов социокультурных изменений.Методология формирования общей теории социальной философии• является предметом исследования в концепции неомарксистов какдиалектико-гуманистического, (Г.Лукач, А.Грамши), так и сциентистскогонаправления (А.Альтюссер). К неомарксистам принадлежит такжеЮ.Хабермас, обосновавший теорию коммуникативного действия. Заметим,что в Европе строго не очерчена социальная философия, не всегда ясноij^ отделена от философии, социологии, политологии, истории, этики. Важныесоциально-философские идеи содержат концепции О.Шпенглера,выдвинувшего гипотезу существования в истории восьми зрелых культур;А.Тойнби, разработавшего теорию многообразия социальных форм• существования человечества. Следует отметить вклад в социальнуюфилософию Н.Я.Данилевского, его идею существования культурноисторических типов.Изменения в теоретическом мышлении сдвинули философскую мысльот заданности целостности к её поискам на основе диалектики анализа исинтеза путей формирования целого, точнее, переходом между множеством ицелым и обратно. Тем самым были подорваны основы средневековойфилософии, которая рассматривалась как результат некоторой априорной^ заданности, исходящей из богословия, от различных авторитетов, например,от Аристотеля. Философии в этих условиях отводилась роль конкретизации,интерпретации заданных авторитетом идей. Новая философия вопрекисредневековью формировала философию как синтез ранее расчленённой, такили иначе понимаемой реальности. Нроизошел отказ от заданности, ифилософы должны были сами разрабатывать собственные основания,щ используя их для последующего синтеза. Осознание целого как синтеза,ф возникшее в философии, перешло и в социальную философию, породив в ней9указанное различие.(у. Идея заданности господствовала в советское время как абсолютизацияидей "классиков" марксизма-ленинизма. В постсоветское время в Россииразвивается стремление к теоретическому синтезу, фактически развивавшемуидеи методологии новой философии. Возникновение синтетической^ методологии и теоретического мышления было не результатом абстрактнойпотребности в знании, а ответом человека на вызов усложнения общества, чтопотребовало новой концептуализации познания. На этой основе возникласоциальная философия, концентрируюш;ая своё внимание на выявлении вобществе значимых содержательных процессов, явлений, определяющих(4 структуры и функции общества, его движущие силы. Важнейшее значениездесь сыграла социальная философия К.Маркса, открывшаявоспроизводственную противоречивую деятельность людей как основусоциальной динамики. Идеи К.Маркса значительно углубили методологию• познания общества, построенную на общих принципах социальнофилософской теории, которые "сами являются абстракциями и не имеютпрямого аналога в конкретной эмпирической реальности" [Гобозов И. А. 2003. 41]. Последующее развитие социальной философии обогащалосьанализом новых, возникающих в обществе процессов, воплощённых в' ^ социально-философские категории, включая методологические. Происходилонепрерывное формирование теоретической и методологической базы длянеуклонного расширения предмета, теории социальной философии, составаеё категорий, использования разных методов её развития.Следовательно, в истории философии и социальной философииисторически сложилось два основных метода построения концепцийсоциальной философии. Метод, который идёт от развилки методов в началеНового времени, т.е. от методологии заданности предпосылок философии, иальтернативный метод концепций, где ответственность за предпосылки берётW на себя само философствование профессионала.^ Методология нового направления включает движение мысли от частей10к целому, к синтезу множества как единства, понимаемого как "богатая/у, совокупность, с многочисленными определениями и отношениями". В связи сэтим выделяются "некоторые определяющие абстрактные всеобщиеотношения" [Маркс К., Энгельс Ф. Т 12. 727], которые можнорассматривать как разрабатываемые социальной философией• социокультурные категории. Здесь используется метод восхождения отединичного к всеобщему, от абстрактного к конкретному. Этот метод развитЭ.Шьенковым, под которым он понимал "последовательное прослеживаниесвязи частностей (абстрактных моментов) друг с другом, объективновыделяющихся в составе целого. Это и есть движение от частного к общему —cj^ от частного, понимаемого как частичное, неполное, фрагментарноеотражение целого, к общему, понимаемому как общая (взаимная) связь,сцепление этих частностей в составе конкретно-определенного целого, каксовокупность объективно необходимых и объективно синтезированных• различных частей" [Ильенков Э. В. 1997. 234].В качестве "абстрактных моментов" Э.Ильенков рассматриваетотдельные, важные для соответствующей концепции социальной философиикатегории, которые подлежат последующему синтезу.К этому же методу формирования концепций можно отнести точкузрения А. А. Ивина: "Социальная философия как наука о социальномявляется попыткой интеграции имеющихся разносторонних знаний обобществе, сведения их в единую теорию функционирования и развития^ общества Материал для своего анализа социальная философия черпаетиз конкретных наук о культуре, стремясь, однако, к предельной общностисвоих рассуждений" [Ивин А. А. 2003. 7-10]. Акцент здесь переносится нена готовую заданную идею, а на её формирование, на синтез. Спецификаэтого типа социальной философии заключается в том, что содержание,характер целого является результатом творческого синтеза - результата)^^ деятельности профессионального философа.ф Возможны также повороты обратно к методологии заданности.11например, Г.Гегель экстраполировал принципы своей философии на/у, общество, задавая своей социальной философии готовую методологию.Однако основная масса концепций философии и социальной философиипошла по линии отказа от заданности, по линии синтеза результатовпредшествующего анализа.• Следует отметить современные методологические исследованиягенезиса теоретического знания от "частных теоретических схем"(В.С.Стёпин) к становлению "фундаментальных теоретических схем" черезвыделение абстрактных моделей, создание "парадигмальных образцов".Такие схемы открывают путь решению теоретических задач, что(^ соответствует последовательному формированию концепции социальнойфилософии. В. Стёпин показал, что "построение развитой теорииосуществляется как поэтапный синтез и обобщения частных теоретическихсхем и законов" [Стёпин В. 2003. 709].%23 Важное значение современной социальной философии заключается втом, что она сочетает стремление к познанию целого и, одновременно, егочастей, отношений между ними. Н.С.Савкин констатирует, что социальнаяфилософия "предполагает анализ функционирования общественной системыс точки зрения места, роли и значения каждого социального явления в' ^ производстве и воспроизводстве человека и общества. Их взаимосвязьраскрывается через показ взаимодействия, функционирования инепрерывного воспроизводства" [Савкин Н. 2003. 3]. Ориентация наанализ взаимоотношения конкретного социального явления ивоспроизводства общества в целом открывает возможность формированиясоответствующих концепций, рассматривающих взаимопроникновениеобщества в целом и особых его частей.Создание новой социально-философской концепции, предлагаемой внастоящем исследовании, требующей предварительного выделения изш общества как целого значимых факторов, методологически более тяготеет к^ методу нового времени, т.е. движению от анализа к синтезу, от абстрактного12К конкретному. Жизненная важность формирования концепций социальной/у, философии, имеющих дело не со статичным, но с усложняющимся обществом,заключается в том, что каждая из них, но сути, является методологическойосновой для выявления динамической, исторической связи общества как целогои любой из входящих в концепцию значимых аспектов общества, возможно^ выраженных через категории. Категории можно рассматривать как некоторыефокусы теории, концепции социальной философии. Методологическиблизкий подход характерен для В.Библера в его концепции взаимопереходапонятия и теории [Библер В. 2002. 1093].Формирование теории социальной философии требует определённыхrjk. предпосылок. Исторический опыт подсказывает, что любая социальнаяфилософия кроме определённого обобщения факторов, многие из которых вотдельности были известны науке и раньше, включает философскуюгипотезу, без которой не обходится ни одно общефилософское исследование.%23 Ее можно назвать генерализирующей гипотезой.Гипотеза данного исследования заключается в том, что1) иноязычие есть возрастающий по важности источник разнообразияпотоков инноваций, открывающих путь формированию вербальных иневербальных моделей коммуникации в обществе;2) иноязычие является фактором формирования личности через ростразнообразия, проблематизации жизни личности, стимулирования еётворческого потенциала;_ 3) иноязычие характеризуется двойственным потенциалом, влияющимна развитие личности, общества (негативным и позитивным):а) негативный потенциал возникает в процессе роста разнообразия какрезультата возрастающей сложности и обнаруживается в сниженииспособности принятия эффективных решений, в ценностной дезориентацииличности, сужении сферы её коммуникативных возможностей;^ б) нозитивный - в творческом развитии человека в результатеф стимулирования роста способностей решать всё более сложные проблемы.13что способствует становлению личности;/у, 4) исходным ядром концепции является дуальная оппозиция"иноязычие - личность", перерастающая на основе определённойметодологии в социально философскую концепцию;5) превращение этой исходной оппозиции в теорию, объясняющую^ важные процессы, требует рассмотрения её не изолированно, но в системеметодологических (дуальная оппозиция, перевод-интерпретация, отношение"между" и т.д.) и онтологических (интенсификация коммуникативныхпроцессов, диалог, дискурс, текст, разнообразие и т.д.) категорий;6) преодоление негативного потенциала иноязычия и интериоризация(^. позитивного позволяет освоить новые смыслы и развивать способностиличности принимать более эффективные решения.Объектом исследования является методология создания социальнофилософской концепции взаимоотношения общества (целого) и иноязычия• (части).Предметом исследования выступает иноязычие как особыйсоциокультурный институт, источник разнообразия, проблематизации жизниличности, его роль и последствия для развития личности, общества, какпредмет социально-философской концепции.Цель исследования состоит в разработке методологии созданиясоциально-философской концепции иноязычия как фактора формированияличности.Ф Достижение данной цели осуществляется через решение рядавзаимосвязанных задач:- проанализировать исторические истоки методологии формированияконцепций социальной философии, её переход к личностным концепциям,определить социальную роль иноязычия;- разработать методологию формирования концепции социальной^\, философии как двухуровневого теоретического синтеза перехода понятийф наук в систему категорий социальной философии;14- выявить специфику формирования категории "интенсификация/у коммуникативных процессов", категории отнощений между как результатаусложнения общества и других категорий;- показать диалогический характер освоения мира личностью;- обосновать необходимость включения в концепцию категорий,• раскрывающих узловые процессы функционирования общества в целом,опосредованных полем взаимопроникновения-взаимоотталкивания исходнойоппозиции "иноязычие - личность", что позволяет идти по путиформирования полноты концепции;- проанализировать способ организации иноязычия, реализованный(^^ через текст и формирующийся в ответ на усложнение общества; выявитьметодологическую значимость изучения усложнения текстов;- рассмотреть иноязычие как механизм развития культурногоразнообразия, творчества;^ - уточнить роль института образования как важнейшего механизмапреодоления двойственного характера иноязычия.Теоретико-методологические осиоваиия и источиики исследованияопределяются целью и задачей работы, т.е. созданием соответствующейконцепции социальной философии. В качестве центральныхметодологических оснований работы выступают:- метод восхождения от абстрактного к конкретному, восхождения кобщесоциальным обобщениям, неотделимым от метода движения мысли от^ конкретного к абстрактному;- воспроизводственный метод (методология) общественных процессов,рассматривающая общество в целом, все внутренние и внешние отношениякак результат творческой деятельности людей, как содержание этойдеятельности;- метод обобщения опыта истории формирования философских систем,уК' перешедших затем в формирование социальной философии. Этот метод%23 возник в Европе с нового времени (Р.Декарт, Г.Лейбниц и т.д.);15- метод конструктивных обоснований (В.С.Стёпин), созданный путёмсинтеза ранее достигнутых знаний, открывающий путь обобщающемутеоретическому знанию сложных, динамичных общественных явлений;- метод дуальных оппозиций, позволяющий описывать реальность какпроблему через выделение двух основных сторон противоречий как полюсовдуальных оппозиции, что позволяет перенести в центр исследованияпреодоление противоречий, путь конкретизации знаний, объяснениясоответствующих процессов;- информационный подход, объясняющий специфику иноязычия результата интенсификации разнообразия коммуникативных процессов какважнейшего источника проблематизации личности;- междисциплинарный подход, обусловленный необходимостьюсинтеза понятий разных наук для формирования концепции;- антропологический подход, характеризующийся в гуманитарныхнауках выдвижением в фокус рассмотрения представлении и мотивовповедения людей в связи со всеми интересующими исследователяэлементами общества, включая действия человека.Теоретической основой исследования послужили труды А.С.Ахиезера,В.В.Ильина, В.С.Стёпина, В.Г.Федотовой и т.д, нацеленные на формированиеобобщающих концепций, отвечающих на последствия усложнения проблем,стоящих перед человеком, что требует от последнего развития способностейадекватного освоения культуры, языка, диалогизации как противоречивогоединства организационных и культурных форм диалога. В диссертациииспользуются работы историко-культурной школы, философов,разрабатывающих логику культуры, начиная от К.Леви-Стросса доВ.С.Библера; идеи М.М.Бахтина о внутреннем и внешнем диалоге, носящемсоциокультурный характер.При написании диссертационного исследования автор обращался ктрудам отечественных и зарубежных мыслителей в разных областях наук,оказавщим влияние на формирование концепции диссертации: философии16(А.С.Ахиезер, Г.С.Батищев, М.М.Бахтин, Н.А.Бердяев, В.С.Библер, М.Бубер,/к А.А.Зиновьев, Э.В.Ильенков, В.В.Ильин, У.Куайн, М.К.Мамардашвили,К.Х.Момджян, М.К.Нетров, Ч.Нирс, Г.Рикерт, Н.Рикёр, Н.С.Савкин,В.С.Стёпин, В.Г.Федотова, М.Шелер, К.Ясперс и др.); философии языка илингвистики (А.Вежбицкая, В.Гердер, В. фон Гумбольдт, Л.Н.Крысин,• Е.С.Кубрякова, Э.Сепир, Ф. де Соссюр, Б.Уорф); культурологии исемиотики (С.С.Аверинцев, Н.С.Гуревич, Т.М.Дридзе, В.В.Иванов,Т.М.Каган, Э.Кассирер, Г.С.Кнабе, Ю.Лотман, М.Маклюэн, Г.Маркузе,Э.Фромм, И.Г.Яковенко); истории (Н.С.Бледнова, Л.Б.Вишняцкий,А.Я.Гуревич, Я.А.Шер, А.Тойнби, Т.Фукуяма); социологии (М.Вебер,rj^ Н.Бергер, Т.Лукман, В.А.Нисачкин, Ю.Хабермас); психологии(Б.Величковский, Л.С.Выготский, У.Джемс, Л.С.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев,Г.Олнорт, К.Нрибрам, О.К.Тихомиров).Научная новизна исследования заключается: а) в выявлении роли^ иноязычия в обществе, механизма его функционирования как возрастающегопо своей значимости источника разнообразия, необходимого длястимулирования творчества личности; б) в разработке методологиисоциально-философской концепции иноязычия, построенной на основекатегориального синтеза; в) в анализе логического механизма формированияспособности личности преодолевать нарастающую двойственностьиноязычия, повышая творческий потенциал саморазвития и тем самымпотенциал развития общества.^ Научная новизна диссертации состоит в следующих полученныхавтором результатах:1. Проанализированы исторические истоки методологии формированияконцепций социальной философии, начиная с возникновения послесредневековья личных концепций в философии. Рассмотрены социальныепредпосылки становления основных подходов и эволюция их развития кЩ;1 методологии формирования социальной философии. На нримере иноязычияф использована современная методология создания социально-философской17концепции. В соответствии с гипотезой автора, построенной как ответ на/V вопрос "каким образом коммуникативные процессы, динамика культурыформируют необходимые для творчества потоки разнообразия?" определенасоциальная роль иноязычия, характеризующегося двойственной природой.Иноязычие, с одной стороны, порождает противоречия, несоответствия^ между языками всех типов, но с другой стороны, ставит человека переднеобходимостью их преодолевать разными способами, в частности, на основеформирования культурных инноваций. Введена дефиниция иноязычия каквозрастающего по важности динамичного источника разнообразия - условиятворческого развития личности. Показано, что для анализа общества как(4^ целого необходимо изучение иноязычия и других институтов, процессов,производящих разнообразие.2. Впервые разработаны основы методологии развития авторскойсоциально-философской концепции в условиях усложняющейся реальности^ общества. Концепция опирается на имеющийся опыт решения поставленнойзадачи, начиная с новоевропейской философии. Речь идёт об отказе отзаданности предпосылок социальной философии, о методе исследованияотношения целого (общества в целом) с исследуемым значимым явлением(институтом, процессом, массовым движением и т.д.), в данном случае,иноязычием.Разработанные основы методологии формирования социальнофилософской концепции включают следующие методологические принципы:^ - концепция развивается как двухуровневый процесс перехода понятийнаук через интерпретацию в категории социальной философии;- в основу концепции кладется дуальная оппозиция, полюса которойсвязаны методологической категорией отношения меэюду (М.Бубер),нацеленной на анализ логических, познавательных процессов, протекающихмежду полюсами дуальной оппозиции, в данном случае, прежде всего,у'^' оппозиции иноязычие — личность.Ф - исходная оппозиция втягивает в себя как устоявшиеся, так и18разрабатываемые научные понятия, которые в концепции приобретают статускатегорий в результате двух этапов обобщений: а) в рамках отдельных наук;б) последующих обобщений в рамках формирующейся социальнофилософской концепции;- развитие категорий, а через него и углубление социальнофилософской концепции включает: а) интерпретацию содержания категории,имеющих важную общесоциальную значимость; б) перенос центра тяжестисодержания концепции на отношение между категориями, междусодержательными блоками концепции;- анализ отношения категорий, их систематизация;- переход понятий в категории есть результат выделения, согласноавторской гипотезе, понятий, имеющих высщую значимость, дляформируемой концепции, по крайней мере, в потенции. В итоге возникаетсвязь, принимающая характер некоторой системы. Статус категорийдействует лишь в рамках соответствующей концепции;- при интерпретации понятий в категории меняется их определение какобщесоциальных обобщений, возведённых на другой уровень абстракции,вплоть до переинтерпретации, до превращения в особую социальнофилософскую концепцию, ведущую к обобщению всеобщего. Второй уровеньобобщения меняет характер определения понятия, превращая его вобщесоциальную категорию;- количество категорий жёстко не фиксировано, может постоянноувеличиваться, корректироваться, что позволяет наращивать полнотукатегориального синтеза;- концепция рассматривается как открытая, то есть требующаяавторского поиска оснований для постоянного развития в соответствии сусложнением предмета, основной проблемы;- концепция, будучи результатом синтеза категорий, одновременноможет быть использована для анализа функционирования любой извошедших в неё категорий, её места в целом (обществе).193. Выявлен мощный потенциал повышения эффективности обществакак результата процесса усложнения общества, который отражается в рамкахконцепции в качестве категорий. Выявлена специфика категорииинтенсификация коммуникативных процессов, суть которой заключается вросте сложности и значимости системы коммуникаций, процессовсмыслообразования для развития культуры, трансформации условийформирования новых смыслов, культурных инноваций. Обосновываетсявключение в концепцию методологической категории отношений "между", тоесть представление о человеческой реальности, находящейся междуполюсами исходной дуальной оппозиции, где происходит множестворазнообразных логических процессов.4. Показан диалогический характер освоения мира личностью,стимулируемый потребностью разрешать нарастающие противоречия,проблемы. Отмечена общая тенденция личности втягиваться в ответственнуюдеятельность по саморазвитию, в деятельность, изменяющую окружающиймир, общество в целом. Рассмотрена возможность личности накапливатьспособности к диалогу, к диалогизации, связанных с дискурсом,фиксирующим специфику развития общества, роста диалогическихинститутов.5. Обосновано включение в концепцию категорий текст, разнообразие,раскрывающих узловые процессы функционирования общества в целом,опосредованных полем взаимопроникновения-взаимоотталкивания как путёмдостижения полноты концепции. Пополнение концепции категориями можетпродолжаться неопределенно долго, отвечая на каждый акт усложненияобщества. Необходимость включения новых категорий показывает сложнуюприроду иноязычия как противоречивого единства особого института идинамичного культурного текста культуры.6. Проанализирован способ организации иноязычия, реализованногочерез текст, формирующегося в ответ на усложнение общества. Выявленаметодологическая значимость изучения изменения текстов как20усложняющейся системы дуальных оппозиций, позволяющих описывать^ проблемы, создающие основу для их разрешения.7. Рассмотрено иноязычие как механизм развития человеческоготворчества. Показано, что двойственность иноязычия неотделима отдвойственности личности. Личность рассматривается, с одной стороны, как• субъект, чья способность принимать эффективные решения подавляласьусложнением, проблемностью иноязычия, но с другой стороны, личность поддавлением негативных обстоятельств приобретает стимул повышатьспособности как средство выживания в неблагоприятных условиях.8. Уточнена ведущая роль образования как механизма формированиял^ способности личности принимать эффективные решения на основепозитивного преодоления двойственности иноязычия с помощью развитиятворческого общения.Положения, выносимые на защиту:%23 1. Существенные масштабные социальные трансформации требуют ихобобщения на уровне специфической концепции социальной философии,формулирующей знание новых процессов, изменяющих общество как целое,влияние этого целого на разрешение всё более сложных проблемформирования личности. В центре рассмотрения находится увеличивающаяся' ответственность личности за развитие своей способности эффективноотвечать на нарастающие вызовы мира. Способность личности как субъектасаморазвития складывается в процессе проблематизации общества,обусловленной, в частности, ростом иноязычия. Проблематизация обществарассматривается как стимул творческого обогащения личности.Теоретическое и прикладное значение концепции заключается в осмыслениимеханизма влияния на целое (общество) на уровне категорий с учетом ростапроблемы иноязычия. Одновременно открывается противоположнаявозможность - анализ воздействия динамики целого на соответствующую-^^> категорию.ф В связи с вышесказанным в научный аппарат авторской концепции21ВВОДИТСЯ новая категория иноязычие, которая рассматривается как центрпроизводства разнообразия, проблематизации жизни личности, как факторобщесоциальной значимости. Иноязычие есть важнейший источникразнообразия, выступаюший условием творческого развития личности.Иноязычие интерпретируется как проблема, возникающая в результатенедостаточной способности субъекта решать проблему переводаинтерпретации, формировать новые смыслы, адекватные усложнениюпроблем. Перевод-интерпретация рассматривается как особая формаинтерпретации, реализуемая на грани языков, нацеленная на смысловойсинтез полюсов языковой оппозиции. Методологическое значение категорииперевода-интерпретации заключается в том, что она является предпосылкойдля снятия языковых барьеров всех типов, преодоления негативных аспектовиноязычия.В качестве общесоциальной категории иноязычие обогащаетсяпотенциалом социальной философии, что позволяет её характеризовать какнесущую двойственный характер. Иноязычие, с одной стороны, форма •человеческой деятельности, возникающая и существующая как отношениемежду конвенциональными знаковыми системами, складывающимися вразных культурах. С другой стороны, иноязычие есть средствосамоидентификации личности, что стимулирует её к экзистенциальномувыбору, преодолению двойственности иноязычия. Методологическоезначение изучения иноязычия заключается в совокупности иныхсоциокультурных установок для решения проблемы самопонимания.2. Возрастающее усложнение проблем, стоящих перед обществом,требует совершенствования методов их разрешения. Построение концепциисоциальной философии по определенной методологии создаёт предпосылкидля их разрешения посредством выявления связей между значимымифакторами общества, воплощенными в категориях, в их отношениях.Методология формирования концепции основывается на двух, переходящихдруг в друга уровнях обобщения. Первый из них осуществляется в рамках22конкретных наук, что приводит к созданию понятий. Второй требуетУ рассмотрения этих понятий как абстрактных моментов для формированияконкретного целого, в данном случае, как специфической концепциисоциальной философии. С философской точки зрения, это обобщениевсеобщего, так как направлено на выявление новых факторов, значимо^ влияющих на динамику целого (общества) и целого на части. Этот второйэтап обобщения включает в себя этапы, связанные с втягиванием вконцепцию отдельных категорий, соответствующих изменений, сдвигов вконцепции. Фокусная проблема концепции представлена через исходнуюдуальную оппозицию ииоязычие-личность и определяется сферой их'i^ взаимопроникновения - взаимоотталкивания.3. Постоянно накатывающееся на человека усложнение обусловливаетрассогласование коммуникаций, возможность обострения противоречий вкоммуникациях, различных катастроф, включая логические. Трансформация• общества приводит к интенсификации коммуникативных процессов, то есть кнеобходимости переноса рассмотрения языка с его как бы внешнеустойчивого состояния к выходу на первый план внутренней динамики,качественных сдвигов. Увеличение роли интенсификации коммуникативныхпроцессов позволяет интерпретировать соответствующее понятие каквыходящее за рамки отдельной науки в связи с его приобретением характеравсеобщей категории общественного целого. Для разработки этой категориинеобходимо её рассмотрение через отношение между - лабораторию^ формирования дуальных оппозиций - через дифференциацию ранеенерасчлененного и одновременно через дальнейшее обобщение ранееобобщённого. Отношение между есть лаборатория текстов какусложняющихся систем дуальных оппозиций, что влияет на развитиеличности, развертывая проблемное поле. Методологическое значениесодержания категории отношение между позволяет рассматривать общество\-i^ как постоянный напряженный поток дуальных оппозиций, где протекаютф множество пересекающихся диалогов, изменяющих (или не изменяющих)23обш;ество.у 4. Проблематизация жизни общества означает, что проблемы должнырешаться на основе и в связи с наиболее значимыми социальнымипроцессами. В результате усложнения проблем каждая личность становитсяцентром культурного, языкового разнообразия, стимулирующего творческий• потенциал. Формирование личности интерпретируется как способность иготовность человека идентифицировать себя в диалоге культур, диалогеязыков - внутреннем и внешнем. Чтобы подняться до уровня самопониманиякак самотворчества, необходимо рефлективное, исследовательскоеотношение к самому себе и окружающей среде. Переход внутреннего диалога>^ во внешний приводит к тому, что изменение личности в усложняющемсяобществе вызывает сдвиги в масштабе сообществ, общества в целом. Этотпереход - необходимая предпосылка и важнейший аспект диалогпзацииобщества, то есть формирование в истории институтов диалога.^ 5. Все значимые социальные процессы, циркулирующие внутриисходной оппозиции иноязычие-личность, требуют включения в поле своеговзаимопроникновения и взаимоотталкивания, в сферу формируемойконцепции других важнейших категорий. Решение этой задачи требуетработы над каждым понятием, необходимостью его дальнейшего возвышенияна обобщающий уровень, выявления в нём аспектов общесоциальнойзначимости, как непосредственной, так и опосредованной через другиекатегории. Авторская концепция формируется через общий синтез этих^ категорий. Само приобретение понятия статуса категории происходит впроцессе его втягивания, соответствующей интерпретации в ядро концепции.Этот статус действует лишь в рамках предлагаемой концепции.6. Появление новых видов коммуникационных технологий провоцируетконструирование иноязычия текстуальным способом. Текст понимается вшироком смысле как культурно-семиотический конструкт, позволяющийI j t описывать многоуровневый процесс производства и трансляции смыслов, какф единица общения. Рост масштабов текста превращает его в гипертекст.24ориентированный на множественные, одновременно иноязычные потоки(^ информации, что является важным аспектом усложнения познания,понимания, объяснения. Одновременно тексты, гипертексты предстаюттекстовым телом культуры, постоянно формирующимся как ответ наусложнение общества. Любой текст рассматривается как реально и^ потенциально бесконечно усложняющаяся система дуальных оппозиций.Значение этого усложнения текстов заключается в том, что оно, с однойстороны, стимулируется стремлением людей нейтрализовать противоречия,пытаясь охватить, обобщить противоречие единым текстом. С другойстороны, это создает предпосылки для дальнейшего усложнения.'^ Двойственность процесса усложнения приводит как к поиску новой логики,так и росту логических противоречий в тексте. Эта противоречивая динамикатекстов протекает через постоянное наращивание соответствующих текстовновыми оппозициями. То есть развитие текстов нейтрализует противоречияФ дуальных оппозиций и одновременно, наоборот, может их обострять.Движение мысли, следовательно, носит двойственный характер, что находитсвоё яркое выражение в формировании текстов через конструирование системдуальных оппозиций, фиксирующих это возрастающее множествопротиворечий.7. Саморазвитие человека, то есть выход его из статичного состояния,означает, что он является субъектом развития способностей адаптации ксложному миру. Отсюда методологическая необходимость изучения субъекта^ с точки зрения его внутренней динамики, совершенствования средств этогопроцесса. Иноязычие, как и другие факторы в изменяющемся обществе,создаёт не только опасности, но и благоприятные факторы для развитиятворческого потенциала личности, что в свою очередь стимулирует личностьк дальнейшему росту. Тем самым формируется постоянный механизмсаморазвития общества, где общество и личность взаимно стимулируют другф друга.ц 8. Специфика образовательных институтов заключается в25стимулировании позитивных аспектов иноязычия. Фокус образования должен^•у всё более смещаться в сферу развития людей в массовом масштабенаращивать свои способности, переходить к решению всё более трудныхпроблем, что в конечном итоге является необходимым условиемвыживаемости в современном мире.• Теоретическая значимость работы заключается в создании социальнофилософской концепции новой сферы исследований на основе наработанногоотечественного и западного социально-философского теоретическогопотенциала. Значимость работы находит отражение в доказательстве того,что в связи с усложнением общества проблемы должны решаться через^ формирование специфических концепций социальной философии. Построенасистема категорий, необходимая для формирования этой концепции.Раскрытие эвристического потенциала иноязычия позволяет по-новомуподойти к анализу внутренних механизмов формирования личности,%23 общества, обнаружить важную форму стимулирования инновационныхизменений.Практическая значимость. Идеи, материалы и результатыдиссертационного исследования могут быть использованы:- для обогащения социальной философии знаниями о двойственном,' • противоречивом характере культурных, информационных процессов, оразвитии личности прежде всего как развитии способности личностипреодолевать эту двойственность;-для осознания возрастающего значения институтов, развивающихразнообразие, для формирования личности, общества;- для углубления и теоретического осмысления целей и перспективобщественного развития, их изменений в процессе усложнения проблем;- для разработки новых спецкурсов, лекционных курсов, учебныхпособий по социальной философии, социологии культуры и другим научнымф дисциплинам, связанным с научно-познавательной деятельностью;^ - для формирования иных концепций социальной философии.26Результаты исследования показывают, что для дальнейшего углубления,^ социальной философии необходимо развивать возможность конструироватьконцепции социальной философии, формировать адекватные системыкатегорий для решения важнейших проблем общества по формуле "частьчерез целое, целое через часть".• Результаты исследования значимы для научных работников,преподавателей и студентов, политиков и практиков социальных технологий.Апробация работы. Основные результаты диссертационногоисследования опубликованы в монографии, статьях, научных докладах итезисах выступлений. Различные аспекты исследования проблемы(^ освещались автором на научных всероссийских и международныхконференциях, проходивших в 1990-2005 гг. в Саранске, Москве,Франкфурте/Майне (Германия), Щецине (Польша), IV российскомфилософском Конгрессе (Москва, 2005).%23 Структура диссертации подчинена логике исследования и включаетвведение, четыре главы (двенадцать параграфов), заключение ибиблиографию. Общий объём работы составляет 331 страница.
Просмотров: 166 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031