Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Информационно-социологическое обеспечение органов управления социальной сферой региона. Калабухова, Галина Валентиновна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
15:20
Скачать Информационно-социологическое обеспечение органов управления социальной сферой региона. Калабухова, Галина Валентиновна бесплатно

Информационно-социологическое обеспечение органов управления социальной сферой региона

Диссертация

Автор: Калабухова, Галина Валентиновна

Название: Информационно-социологическое обеспечение органов управления социальной сферой региона

Справка: Калабухова, Галина Валентиновна. Информационно-социологическое обеспечение органов управления социальной сферой региона : диссертация кандидата социологических наук : 22.00.08 Москва, 1996 191 c. : 61 96-22/49-8

Объем: 191 стр.

Информация: Москва, 1996


Содержание:

ГЛАВА
I НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННО-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРОЙ РЕГИОНА
§1 МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И КОНЦЕПЦИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА В РЕФОРМИРУЕМОМ ОБЩЕСТВЕ
§2 ПРИНЦИПЫ, МЕТОДЫ И ПРОЦЕДУРЫ РЕГУЛЯРНОГО СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕГИОНА
ГЛАВА
II ТЕХНОЛОГИЯ И ПРОЦЕДУРЫ МОНИТОРИНГОВОГО НАБЛЮДЕНИЯ И АНАЛИЗА ПРОЦЕССОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РЕГИОНА
§1 СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ и ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО МОНИТОРИНГА
§2 СОЦИАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Введение:

В настоящее время в нашем обществе происходят глубокие преобразования экономической, социальной, политической, культурнодуховной сфер. Эти преобразования порождают в то же время глубокие кризисные процессы во всех сферах жизни общества, в частности, резко снижается жизненный уровень широких масс населения. В связи с этим возникает необходимость повышения эффективности социальной защиты населения (СЗН), что предполагает оперативное и регулярное получение актуальной, полной и достоверной социальной информации о жизнедеятельности различных социальных субъектов и институтов.Экономические реформы в России устранили уравнительное распределение благ и услуг, предоставили возможность многим гражданам самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни. Вместе с тем социальное развитие в переходный период сопровождается обострением традиционных и появлением новых проблем. Среди них - нарастание имущественного расслоения населения, усиление дифференциации граждан по уровню доходов, расширение масштабов бедности, рост зависимости части населения от социальной помощи, предоставляемой государством, нарастание безработицы, наличие значительной задолженности по заработной плате, ухудшение демографической ситуации . В числе приоритетных в Программе Правительства названо усиление адресности социальной поддержки и, в первую очередь, поддержки слабо защищенных групп населения.Институциональные преобразования в экономике и формах собственности, дифференциация различных групп населения по уровню и См.: Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах. Программа Правительства Российской Федерации. Раздел 7. Социальная политика // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №21. - ст. 1966. з качеству жизни требуют от руководителей регионов применения современных методов анализа социальных явлений и процессов . Эта задача требует всесторонней теоретико-методологической разработки принципов и процедур информационного и программного обеспечения процессов автоматизированного сбора, хранения, обработки и анализа больших массивов социальной информации в органах управления СЗН на различных уровнях ее организации .Особое значение в современных условиях приобретают региональный и местный уровни управления социальной защитой населения. Одним из путей решения этой проблемы является создание типовых автоматизированных рабочих мест социологов, работающих в системе СЗН, которые обеспечивают регулярную обработку вновь поступающей информации, наглядное представление полученных результатов и их динамики в процессе наблюдения, что необходимо для обоснования и выработки административных и управленческих решений, выдачи социальных прогнозов.Такие процедуры, как сбор и обработка информации, анализ и прогноз социальных ситуаций невозможно осуществить без внедрения в работу органов СЗН современных средств вычислительной техники.Необходимы и соответствующее программное обеспечение, подготовка кадров социальных аналитиков и управленцев. Однако решение этих задач прежде всего предполагает научную разработку общей концепции См.: О неотложных мерах по стабилизации уровня жизни населения Российской Федерации. Указ Президента РФ №405 от 27 марта 1993 г. / / Российская газета. - 1993. - 3 апреля; О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Закон РФ №115-ФЗ от 20 июля 1995 г. // Российская газета. - 1995. - 26 июля.См.: Об информации, информатизации и защите информации. Закон РФ №24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. // Российская газета. - 1995. - 22 февраля. информатизации социальной сферы, а также создание соответствующего методического и технологического обеспечения.Актуальность проблемы исследования информатизации процессов управления социальной защитой населения региона, таким образом, обусловлена: во-первых, потребностью в разработке теоретико-методологических основ информатизации социальной сферы и социальной защиты населения, методов формирования в органах управления СЗН компьютерных банков данных по проблематике социальной сферы; во-вторых, необходимостью повышения эффективности научноинформационного обеспечения социальной политики в регионах, в части создания реальной и повсеместной системы адресной помощи, которая невозможна при отсутствии достоверной, оперативной и полной информации об условиях жизни различных слоев населения; в-третьих, отсутствием в настоящее время в системе СЗН специализированных автоматизированных рабочих мест (АРМ) и современных информационных технологий (СИТ), что не позволяет обеспечивать необходимую эффективность управленческой деятельности по социальной защите населения региона (республики, района, города); в-четвертых, потребностью перехода на современную, компьютеризированную основу реализации системного обзора, анализа и прогнозирования социальных процессов в заданном социальном пространстве. в-пятых, потребностью в научно-информационном обосновании и разработке типовых комплексных и целевых планов и программ развития инфраструктуры, а также управления процессами социальной защиты населения в регионе, наблюдения и контроля за этими процессами.Степень разработанности темы.Рассматриваемая тема охватывает область междисциплинарного взаимодействия наук, в частности, социологии, теории управления, социальной информатики, политологии, т.е. наук общественных, с одной стороны, и математики, кибернетики, с другой стороны. Учитывая комплексный характер использования научных подходов в исследовании поставленной проблемы, при разработке концепции и методического аппарата данной темы в диссертации мы будем опираться на положения указанных выше наук.Проблематика научного управления обществом всегда была актуальной. Теоретические разработки, внедрение их в практику работы промышленных предприятий, социальных учреждений дают возможность решать задачи стабилизации и оптимизации социальноэкономического развития общества с большей эффективностью. Общим проблемам информатизации и социального управления посвящены работы таких ученых как: Афанасьев В.Г., Афанасьев Э.В., Белецкий М.Е., Белов В.Г., Лебедев П.Н., Омаров А.М., Слепенков И.М., Удоденко А.А., Рутгайзер В.М., Северин Ю.П., Заславская Т.И., Сейдуманов СТ., Никуличев Ю.В. и других. Только в последние годы этой проблематике были посвящены многие монографии, научные работы, диссертационные исследования1.См.: Удоденко А.А. Социология региона: показатели и критерии. - Барнаул, 1992; Рутгайзер В.М. Социальная сфера: проблема планирования. - М.: Экономика, 1989; Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории социального управления. - М., 1990; Заславская Т.И. Новые данные о доходах россиян // Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения. - 1995 - №4. - 7-16; Ковалев В.Н. Социология социальной сферы.Учебное пособие. 4.1. - М.: Изд-во РГСИ "Союз", 1993; Сейдуманов СТ. Социологические службы в системе социального управления. Дис уч. степ, канд. социол. наук. - М., 1991; Никуличев Ю.В. Информатизация общества и социальное управление (социологический анализ). Дис уч. степ. канд. социРодоначальниками теорий информации и информатизации общества являются западные ученые: Н.Винер, К.Шеннон, М.Маклуэн, О.Тоффлер, Е.Масуда, Г.Поппель, Б.Голдстайн и другие . Безусловными лидерами в решении проблем создания постиндустриального инол. наук. - М., 1990; Лях П.П. Социальное управление новыми территориями (система человек-среда-потребности). Дис уч. степ. канд. социол. наук.Л.: Наука, 1976; Он же: Социальное управление. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982; Омаров A.M. Руководитель: размышления о стиле управления. - М.: Политиздат, 1987; Он же: Управление и человек. - М.: Политиздат, 1989; Сенченко В.И., Панченко Е.Г. Искусство управления. - Киев, 1988; Слепенков И.М., Аверин Ю.П. Основы теории управления. Учебное пособие для вузов. - М.: Высш. школа, 1990; Искусство управления. - М.: Экономика, 1977; Как работают японские предприятия. - М., 1989; Общая теория управления.Под ред. Н.П.Пищулина. - М., 1993; Общая теория управления. Курс лекций. - М.: Изд-во РАУ, 1994; Основы теории оптимального управления. - М., 1990; Проблемы управления развитием социальной инфраструктуры. - М.: Политиздат, 1990; Социальное познание и управление. - М.: Мысль, 1983; Управление социальным развитием региона. - М.: Политиздат, 1990.См.: Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. - М., 1963; Mcluhan M. Understanding Media. - N.Y., 1970; Тоффлер О. Будущее труда.Новая технократическая волна на Западе. - М., 1986; Masyda J. The information on Society as Post-Industrial Society. - Tokyo, 1980; Винер Н. Кибернетика. - M.: Наука, 1983; Поппель Г., Голдстайн Б. Информационные технологии миллионные прибыли. Пер. с англ. - М.: Экономика, 1990. формационного общества являются США и Япония, что подтверждается не только качеством и количеством выпускаемой электронновычислительной техники и средств коммуникации, созданием глобальных компьютерных сетей, но и кадровыми изменениями. Например, в США в 50-е гг. в сфере информации было занято около 17% всех работников, а к началу 80-х гг. их стало уже более 60% ; все развитые страны мира реализуют принятые концепции информатизации общества (Япония приняла такую программу в 1972, США и Франция - в 1978 г., Германия (ФРГ) - в 1988 г.).В последнее время в нашей стране быстро развивается новое научное направление, которое получило название "социальная информатика". Оно возникло на стыке нескольких научных дисциплин (информатики, социологии, психологии, философии), а его появление обусловлено необходимостью изучения процессов становления информационного общества и связанных с этими процессами социальных последствий'. В последние годы в России создана и функционирует Международная академия информатизации с отделением "Социальные технологии".В полном смысле информатизация как социотехнический и социотехнологический процесс развернулась лишь с появлением персональных компьютеров, существенно расширивших число пользователей и изменивших на основе новых информационных технологий характер их труда и даже жизнедеятельности.См.: Информатизация, государственное управление и право // Информатика и право: теория и практика буржуазных государств. - М., 1988.См.: Колин К.К. Социальная информатика - научная база постиндустриального общества/В сб. Социальная информатика. - М.: Изд-во ин-та молодежи, 1994. - 4.Информатизация не сводится, конечно, лишь к компьютеризации. Это не просто технический или даже технологический процесс становления инфосферы. Ведь сам процесс информатизации направлен на овладение информацией для решения задач социального развития .Тем более актуально применение и внедрение в практику работы информационных технологий в системе СЗН. В этой области информатизация призвана решать не просто технические, а социальноэкономические, социально-политические, социально-психологические и другие социальные проблемы, в избытке имеющиеся в нашем обществе.Концептуальные, методологические, методические основы информатики и информатизации в отечественной науке были заложены и разработаны видными учеными: А.Д.Урсулом, А. И. Ракитовым, Ю.М.Каныгиным, В.Н.Ивановым, Ю.И.Яковенко, В.И.Патрушевым, К.К.Колиным, В.Н.Михайловским, М.С.Джунусовым, И.М.Слепенковым и др.".См.: Урсул А.Д. Информатизация общества и социальная информатика / В сб. Социальная информатика. - М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990. - З. См.: Афанасьев В.Г., Урсул А.Д. Научное управление обществом. Под ред.М.: АОН, 1991; Ракитов А.И. Философия компьютерной революции. - М.: Политиздат, 1991; Каныгин Ю.М. Информатизация управления: социальные аспекты. - Киев: Наукова думка, 1991; Он же: Экономика и организация машинной информатики. - Киев: Наукова думка, 1984; Он же: Информатизация Проблемам использования математических методов в социологии посвящены работы Г.В.Осипова, Ю.Н.Толстовой, Е.П.Тавокина, В.И.Паниотто.Закон РФ №5485-1 от 21 июля 1993 г. //Российская газета. - 1993. - 21 сентября; Об архивном фонде Российской Федерации и архивах. Основы законодательства РФ №5341-1 от 7 июля 1993 г.//ВСНД. - 1993. - №33.С.2221-2224; О правовой охране топологий интегральных микросхем. Закон РФ №3521-1 от 23 сентября 1992 г. // Российская газета. - 1992. - 21 октября; Развитие реформ и стабилизация российской экономики. Программа Совета Министров-Правительства Российской федерации на 1993-1995 гг.; Об общепринятом классификаторе отраслей законодательства. Указ Президента РФ "2171 от 16 декабря 1993 г. // Собрание актов Президента и Правительства РФ - 1993. - №51; Об основах государственной политики в сфере информатизации. Указ Президента РФ №170 от 20 января 1994 г.//Российская газета.1994. - 29 января; О Комитете при Президенте Российской Федерации по политике информатизации. Положение. Утв. Указом Президента РФ №328 от 17 февраля 1994 г. // Российская газета. - 1994. - 23 февраля; Реформы и развитие российской экономики на 1995-1997 гг. Программа Правительства Российской Федерации. - М., 1995; Типовая региональная программа социальной защиты населения. - М., 1995 г.; Об информации, информатизации и защите информации. Закон РФ №24-ФЗ от 20 февраля 1995 г. / / Российская газета.1995. - 22 февраля; О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации. Закон РФ №115-ФЗ от 20 июля 1995 г. / / Российская газета. - 1995. - 26 июля. и "Социальная информатика", ежегодно проводимый под эгидой РАЕН на базе института молодежи (до 1991 г. - ВКШ при ЦК ВЛКСМ). В 1995 г. в Санкт-Петербурге состоялся Первый научно-практический конгресс "Информатизация регионов России: опыт, проблемы, перспективы".В то же время социальная политика, социальная защита граждан были предметом обсуждения на международных конференциях и симпозиумах: "Реформы в России и проблемы социальной защиты населения" (18-20 января 1993 г., Москва, Московский государственный социальный университет, далее - МГСУ), "Социальная политика и современность" (26-28 апреля 1994 г., Москва, Академия труда и социальных отношений), "Социальная история и социальная политика России и европейских стран" (26-28 сентября 1994 г., Москва, МГСУ), "Россия в поисках будущего"(23-23 октября 1995 г., Москва, МГСУ).Наряду с теоретической разработкой проблем информатизации получают все более широкое практическое применение в процессах общественной жизни разработка алгоритмов и пакетов прикладных программ по различным направлениям информационного обслуживания. Однако в данном случае речь идет чаще об узкоспециализированных программных продуктах. В этом случае при проведении, например, социологического опроса требовалось применение сразу нескольких из них: текстовых редакторов - при составлении текста анкет, статистических - при обработке и расчете основных характеристик, графических редакторов - при необходимости визуального представления результатов обработки и т.д. .См.: Лащинский В.Н., Муртозаев Н.Х., Сотников АН. Автоматизированное место социолога / В сб. Социальная информатика. - М.: ВКШ при ЦК ВЛКСМ, 1990. - 93-94; Комарова Э.С. Обработка анкет при помощи компьютерной системы "Социум". Практические работы. - М.: Изд-во МГСУ В области социальной защиты населения такая работа находится в самом начале. Потребность в совершенствовании технологии обработки информации в этой системе обостряется по мере усложнения исследовательских задач, и главным образом - использования методов пролонгированного наблюдения и анализа динамики социальных процессов в интересах управления последними. В основном это касается проблем повышения эффективности социальной защиты различных групп населения, функционирования социальных служб, начисления, перерасчета и выплат пенсий и социальных пособий, обслуживания инвалидов и т.п. В настоящее время актуальным вопросом является создание в органах социальной защиты населения России отраслевой автоматизированной системы обработки информации ОАСОИ "Защита" на основе концепции децентрализованно-смешанной обработки первичной информации в региональных и непосредственно в районных (городских) органах социальной защиты населения.Значительный практический интерес представляет утвержденная Министерством социальной защиты населения Российской Федерации Типовая региональная программа социальной защиты населения (январь 1995 г.) , в которой определены конкретные пути анализа и оценки социальной ситуации, разработки методов оказания социальной помощи различным группам и категориям населения с целью обеспечения условий их выживания, самообеспечения, реализации собственного потенциала. Типовая программа обеспечивает оценку социальной инфраструктуры, планирования и проектирования новых методов и институтов социального обслуживания. "Союз", 1995; Черенков А.А. Основы статистического анализа в программной системе SPSS. - М., 1994.См.: Типовая региональная программа социальной защиты населения. - М., 1995.Основной целью Программы на первом этапе кризисного развития экономики при переходе к рынку является обеспечение максимально возможного смягчения негативных последствий снижения жизненного уровня наименее защищенных категорий населения. На втором этапе реформы первоочередными задачами становятся оказание таким категориям населения социальной помощи для обеспечения надлежащего уровня жизни, соответствующего минимальному потребительскому бюджету (законодательно установленному минимальному стандарту жизни). На третьем этапе реформы должна быть гарантирована государственная социальная поддержка в требуемом объеме всем нуждающимся в ней группам населения. Как нам представляется, современная система информационно-социологического обеспечения управления процессами СЗН в регионах должна всецело основываться на принципах данной Типовой программы.Теоретическое обоснование и разработка новых методов систематического анализа и прогнозирования процессов социальной защиты населения на разных структурных уровнях государственных органов управления как единой и целостной системы, создание новой информационной модели для нужд управления социальной защитой населения стало предметом научного исследования временного научного коллектива "Сфера" при социологическом факультете Московского государственного социального университета . В основе предложенной участниками ВНИК концепции социального мониторинга лежит органическое сочетание и взаимодополнение статистических и социологических методов анализа ситуаций в социальной сфере, прогнозирование тенденций развития социальных процессов. Мониторинг представляет Руководитель ВНИК "Сфера" - кандидат исторических наук, профессор Осадчая Г.И., научный руководитель - доктор философских наук, профессор Ковалев В.Н. собой совокупность аналитических приемов и процедур, компьютерных программ, обеспечивающих регулярное наблюдение, фиксирование и исследование строго ограниченного стандартного набора социальных показателей с последующим анализом и оценкой на основе общепринятых критериев и нормативов .В целом же анализ уровня разработанности проблем информатизации социальной сферы региона в нашей стране позволяет констатировать, что многие теоретические, методологические и методические вопросы все еще ждут своего решения. Особенно необходим их углубленный анализ социологической наукой в целях оперативного решения аналитических задач в интересах социального управления. Актуальность, недостаточная разработанность и практическая значимость решения данной задачи предопределили выбор направления настоящего диссертационного исследования.Научная новизна диссертации состоит в том, что ею вносится теоретический и практический вклад в разработку концепции и конкретного технологического решения проблемы динамического анализа процессов социальной защиты населения региона посредством социального мониторинга на базе компьютерной программы - автоматизированного рабочего места "Социолог социальной сферы региона". Автор принимал участие в разработке, апробации и оценке функциональных возможностей социального мониторинга в составе ВНИК "Сфера".Непосредственной задачей диссертанта являлась разработка концепции АРМа, создание его программного обеспечения и практическое освоение.См.: ВНИК "Сфера". Научно-информационное обеспечение анализа и прогнозирования процессов социальной защиты населения российской федерации. Комплексное социологическое исследование (1993-1995). Отчет по результатам III этапа исследования. - М., 1995.В диссертации на основе материалов исследования: - дается концептуальное и теоретическое обоснование принципов информатизации процессов управления СЗН региона как научнометодической, социальной и организационно-технологической проблемы; - сформулировано понятие "социально-информационной модели", дана ее структурно-функциональная характеристика применительно к целям и задачам социальной защиты населения региона; - предложен системный подход к информационнотехнологическому обеспечению анализа процессов функционирования социальной сферы региона; - сформулированы научные требования к решению проблемы интеграции и совместного использования различных видов информации в аналитических службах органов социального управления; - создана и апробирована в органах социальной защиты населения опытная модель автоматизированного рабочего места социального аналитика (АРМ "Социолог социальной сферы региона"), обеспечивающего научно-информационную подготовку управленческих решений.Объектом исследования является информационное обеспечение управленческой деятельности органов СЗН региона.Предметом исследования было изыскание условий, методов и технологических приемов информатизации процессов управления социальной защитой населения региона, основанных на использовании вновь созданного пакета прикладных программ: АРМ "Социолог социальной сферы региона".Основная цель исследования состояла в разработке концепции, теоретических основ и методики использования современных информационных технологий в их применении к управлению процессами социальной защиты населения региона.Реализация поставленной цели предполагала решение следующих исследовательских задач а) теоретических: - анализ и обоснование концептуальных и теоретикометодологических подходов к информатизации процессов СЗН и развития социальной сферы на региональном уровне с учетом особенностей переходного периода к обществу рыночной экономики; - теоретико-методическое обоснование информационного обеспечения управленческих процессов в деятельности региональных органов СЗН. б) практических: - разработка и апробация программных средств, информационных технологий, обеспечивающих регулярный сбор, хранение, анализ данных, отражающих процессы функционирования региональной социальной сферы; - обоснование принципов и методов организации социального мониторинга региона; - описание программного обеспечения мониторингового анализа, разработка методики применения АРМа "Социолог социальной сферы региона" в практический деятельности органов СЗН. Теоретико-методологическую основу исследования составляют положения теории социального управления, информации и коммуникации, социальной информатики, математической статистики; теории социологического анализа прогнозирования и моделирования процессов социальной защиты населения в регионе, а также нормативные акты федерального и республиканского уровней функционирования социальной сферы.Методы исследования: - системный анализ; - статистический анализ; - сбор и анализ первичной социологической информации (опрос респондентов, анализ официальных и статистических документов, экспертные оценки); - моделирование информационных процессов; - динамический и комплексный анализ информационных моделей функционирования социальной сферы.Эмпирическую базу исследования составили результаты и выводы социологических исследований, проведенных временным научноисследовательским коллективом социологического факультета Российского государственного социального института (РГСИ) (с июля 1994 г.Московский государственный социальный университет - МГСУ), а также статистические данные о развитии Марийской АССР (республики Марий-Эл) с 1980 по 1993 годы и перечень основных показателей социально-экономического развития, принятых в органах Госкомстата России. Диссертантом, работавшим в составе ВНИК "Сфера", были использованы Московская область и республика Марий-Эл, где велась экспериментальная работа по созданию социальноаналитической службы при региональных органах социальной защиты населения.Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечиваются: - теоретико-методологическим обоснованием приемов и процедур информатизации социальных процессов в регионе; - применением надежных, научно-обоснованных социологических методик сбора и анализа первичных данных; - корректным применением математико-статистических методов обработки данных конкретных социологических исследований и методов построения прогнозных оценок коротко-текущих процессов; - опорой на достоверную и апробированную эмпирическую информацию.На защиту выносятся следующие положения: 1. Теоретико-методологическое обоснование концепции информатизации процессов управления социальной сферой региона.2. Принципы, методы и процедуры динамического анализа процессов управления социальной защитой населения региона на базе современных информационных технологий.3. Предложенная автором информационная технология мониторингового наблюдения социальной сферы региона с применением комплекса прикладных компьютерных программ, объединенных в автоматизированное рабочее место (АРМ "Социолог социальной сферы региона").4. Программа и методика обучения специалистов информационно-аналитических служб: социальных аналитиков и операторов работе с АРМом.Практическая значимость диссертационного исследования обусловлена: - созданием и апробацией нового прикладного программного продукта - автоматизированного рабочего места "Социолог социальной сферы региона"; - разработкой практических рекомендаций по внедрению современных информационных технологий в практику управления социальной защитой населения региона; - предложением комплексных методов анализа и прогнозирования статистической и социологической информации, отражающей функционирование и развитие социальной сферы региона; - созданием программ и методик обучения кадров социологических аналитических служб органов управления СЗН. Апробация работы.Основные положения диссертационного исследования апробированы: - в процессе комплексного социологического исследования "Научно-информационное обеспечение анализа и прогнозирования процессов социальной защиты населения Российской Федерации", проведенного ВНИК "Сфера" (1993-1995 гг.); - в докладах и научных сообщениях автора на социологических чтениях, организованных социологическим факультетом МГСУ (1994 г., 1995 г.), а также на Конгрессе Академии труда и социальных отношений РАН (апрель 1994 г.); - в разработанной с участием автора методике проведения деловой игры для студентов социологического факультета МГСУ. Структура диссертации.Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Просмотров: 168 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031