Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования. Репина, Ольга Николаевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:38
Скачать Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования. Репина, Ольга Николаевна бесплатно
Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования

Диссертация

Автор: Репина, Ольга Николаевна

Название: Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования

Справка: Репина, Ольга Николаевна. Формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Репина Ольга Николаевна; [Место защиты: Кузбас. гос. пед. акад.] Барнаул, 2008 244 c. : 61 08-13/1074

Объем: 244 стр.

Информация: Барнаул, 2008


Содержание:

Введение
Глава I Теоретические и практические предпосылки формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования
§11 Теоретическое обоснование проблем формирования правовой культуры педагогов
§ 12 Практические предпосылки формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования и ее структура
§ 13 Модель формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования
Выводы по I главе:
Глава II Опытно-экспериментальная работа по реализации модели формирования правовой культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений
§ 21 Организация и методика опытно-экспериментальной работы по формированию правовой культуры педагогов
§ 22 Педагогические условия и особенности реализации модели формирования правовой культуры педагогов дошкольных образовательных учреждений
§ 23 Результаты опытно-экспериментальной работы, их интерпретация и перспективы развития модели формирования правовой культуры
Выводы по II главе:

Введение:

Актуальность и постановка проблемы исследования. Происходящие в Российской Федерации экономические, политические и социальные преобразования, процессы демократизации общества ориентированы на построение правового государства, высшей ценностью которого является обеспечение законных интересов, прав и свобод граждан. Изменились место и роль государства, его правовой системы в жизни общества, взаимоотношения государства и личности, признаваемые и защищаемые государством ценности. В условиях нарастания системного мирового кризиса особую значимость приобретает инновационное развитие России в экономической и социальной сфере, обеспечение конкурентоспособности в мировом сообществе. Главными препятствиями в решении этих задач является неосвоенность динамично меняющегося законодательства и высокий уровень правового нигилизма населения, имеющие следствием высокий уровень преступности и неверия государственно-правовым и социальным институтам. Российское общество сегодня не может динамично развиваться не сформировав у населения уровень правовой культуры, адекватной современным экономическим и социокультурным задачам страны.
В связи с этим Президентом РФ Д.А. Медведевым в качестве приоритетной заявлена задача преодоления правового нигилизма в российском обществе. Тема исследования в силу вышесказанного является особенно актуальной.
Эффективность работы дошкольного образовательного учреждения во многом зависит от умелого использования знаний правовых основ трудового, гражданского, семейного, международного законодательства, хозяйственной деятельности, знаний нормативно-правовых актов и умений их применять на практике. Профессиональная деятельность в современном дошкольном образовательном учреждении практически невозможна без работы с правовой информацией и ее активного использования в образовательном процессе. Важно выработать особый тип правовой культуры педагогов дошкольного образования, основанный на современных правовых знаниях, этических ценностях и научном мировоззрении.
Анализ литературы дает возможность выявить, что в области философских, социологических, педагогических и юридических наук накоплен значительный опыт развития правовой культуры. Однако исследования проблем формирования правовой культуры педагогов ДОУ отсутствуют, хотя содержательные аспекты формирования правовой культуры освещались в исследованиях Е.В. Аграновской, А.К. Черненко, В.В. Боброва, В.В, Мищенко, А.П. Семит-ко, А.Д. Лопуха и др.
Анализ теоретических исследований правовой культуры дает основание утверждать, что существуют различные толкования самого понятия «правовая культура», ее структуры, функций и критериев развитости. Сложность определения понятия данного феномена обусловлена его многоплановостью. Правовая культура может рассматриваться как способ человеческой деятельности, средство социального управления, и как компонент культуры общества в, его правовой сфере.
Понятие «правовая культура» включает в себя две составляющие: «кульА тура» и «право». Связь права и культуры не так явна, как соотношение права и политики, права и рынка, права и справедливости, права и экономики, права и морали. По мнению B.C. Нерсесянца, она существует, поскольку право является весомой частью общечеловеческой культуры. Серьезное, ответственное, сознательное отношение к правовому регулированию общественной и частной жизни, стремление совершенствовать социальную действительность посредством правовых механизмов есть яркое проявление цивилизованности общества.
Анализ юридической, педагогической, философской литературы позволил нам прийти к выводу о том, что нет единого понятия ни самого термина «культура» вообще, ни правовой культуры, в частности.
Понятие «правовая культура» вошло в науку в начале XX века. Обобщающий анализ определений, представленных Е.А. Аграновской, А.Б. Вен-геровым, Е.А. Зорченко, В.П. Сальниковым, А.П. Семитко, А.К, Черненко и др., позволяет понимать правовую культуру как глубокие и формализованные знания источников права, правильное понимание принципов права и задач правового регулирования, профессиональное отношение к праву и практике его применения в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями. На связь между правовой культурой человека и его отношением к выполнению своих профессиональных и гражданских обязанностей обращалось внимание Н.М. Кейзеровым, В.Н. Кудрявцевым, В.Д. Попковым, Н.А. Придворовым, В.И. Ремневым, Ю.А. Розенбаумом, Ф.Т. Селюковым, А.П. Семитко, В.М. Чхиквадзе и др.
Современное состояние правовой культуры педагогов дошкольного образования характеризуется недостаточным уровнем правовых знаний, умений совершения юридически значимых действий, правовым нигилизмом, невысокой законопослушностью. Анализ состояния правовой культуры педагогов дошкольного образования позволяет выделить существенные противоречия:
• между необходимостью повышения уровня правовой культуры и недостаточной разработанностью теоретических и практических основ ее формирования в современных социокультурных условиях;
• между растущими требованиями государства и общества к правовой культуре педагогов дошкольного образования и недостаточной эффективностью существующих методов ее формирования.
Указанные противоречия составляют проблему диссертационного исследования, заключающуюся в разработке модели формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования в современных социокультурных условиях и предопределяют выбор темы диссертационного исследования.
Цель исследования заключается в исследовании сущности правовой культуры и конструировании модели ее формирования у педагогов дошкольного образования в современных социокультурных условиях.
Объектом исследования является: правовая культура педагога дошкольного образования.
Предметом - процесс формирования правовой культуры педагога в дошкольном образовательном учреждении.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования будет успешным, если:
• уточнены сущность и структура (правовые знания, правовая идеология, правовая психология, правосознание и др.) правовой культуры педагога дошкольного образования;
• оно осуществляется на основе сконструированной модели, включающей в их взаимосвязи теоретические, методические и процедурные аспекты деятельности субъектов данного процесса;
• созданы необходимые условия, обеспечивающие формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования;
• разработаны критерии оценки сформированной правовой культуры педагогов дошкольного образования и ее диагностика на основе методики экспертизы эффективности любых педагогических систем И.К. Шалаева.
В соответствии с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
• изучить развитие научных представлений по проблемам формирования правовой культуры, уточнить содержание понятия «правовая культура», выявить сущностные характеристики процесса ее формирования в дошкольных образовательных учреждениях;
• выявить уровень развитости правовой культуры педагогов и его соответствие требованиям современного дошкольного образования;
• разработать модель формирования правовой культуры и технологию ее реализации в педагогической практике дошкольных образовательных учреждений;
• выделить педагогические условия эффективности процесса формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования;
• разработать и внедрить научно-практические рекомендации для образовательных учреждений по формированию правовой культуры педагогов.
Методологической основой исследования являются:
• концептуальные идеи системного, структурно-функционального подходов в педагогике (Ю.В. Конаржевский, С.А. Маврин, Н.А. Шмырева, Д.В. Чернилевский, Б.С. Гершунский и др.);
• культурологический подход, позволяющий рассматривать формирование правовой культуры педагогов дошкольного образования как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры ( М.М. Бахтин, Е.В. Бондаревская, JI.C. Выготский, О.С. Газман, И.А. Ильин, Г.П. Щедровицкий и др.).
Теоретическую основу исследования составили:
• методы проблемно-логического анализа, теоретического моделирования и концептуального синтезирования (В.Г. Афанасьев, Б.С. Гершунский, М.С. Каган, Л.И. Новикова, Б.Г. Глинский, Э.Г. Скибицкий, А.Г. Шабанов и др-);
• технология управления процессом подготовки и переподготовки специалистов (С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, П.К. Одинцов, Ю.В. Сенько, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова);
• исследования в области правовой культуры (В.А, Беловолов, А.Б. Венгеров, Е.А. Аграновская, Е.А. Зорченко, А.Д. Лопуха, П.С. Самыгин, Е.А. Зубок, А.К. Черненко и др.);
• мотивационный программно-целевой подход к управлению подготовкой педагогов (И.К. Шалаев, А.Д. Лопуха, Ю.П. Березуцкая, В.Ф. Косинова и
Методы исследования определены его целью, логикой проведения и задачами. В работе использован комплекс теоретических и эмпирических методов, адекватных программе исследования. В качестве теоретических методов использованы: анализ научной и методической литературы по проблеме исследования, моделирование, экстраполяция, систематизация и обобщение педагогических фактов. В качестве эмпирических: беседа, наблюдение, опытно-экспериментальная работа, интервьюирование, фокус-групповая дискуссия, изучение документов.
Основные этапы исследования. Решение задач исследования и проверка его гипотезы осуществлялась в период с 2000 по 2008 год в три этапа.
Первый этап (2000 — 2002 гг.) — поисково-теоретический. В ходе него была изучена соответствующая литература, проанализированы нормативные документы, диссертационные исследования по проблеме, определены объект и предмет исследования, сформулирована его программа. Осуществлен констатирующий эксперимент, обобщены и проанализированы его итоги, внесены коррективы в исследовательскую программу.
Второй этап (2003 — 2006 гг.) — опытно-экспериментальный. На нем проведена апробация в экспериментальных группах разработанной модели формирования правовой культуры педагогов в ходе опытно-экспериментальной работы в дошкольных образовательных учреждениях. В ходе опытно-экспериментальной работы осуществлялась контрольная диагностика и выявлялись изменения, происходящие в экспериментальной и контрольной группах на этапе формирующего эксперимента.
Третий этап (вторая половина 2007 — 2008 гг.) — обобщающий. В ходе него обобщены, проанализированы и интерпретированы результаты опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы и рекомендации, проведено внедрение модели формирования правовой культуры в практику работы учреждений дошкольного образования Пуровского района Ямало-Ненецкого Автономного округа, проведена литературная обработка и закончено оформление текста диссертации.
Опытно-экспериментальной базой исследования стали Центр раннего развития «Белоснежка», Дом детского творчества «Надежда», детские сады «Березка», «Звездочка» п. Пурпе и Центр развития «Радуга» г. Тарко-Сале Пуровского района Ямало-Ненецкого Автономного округа. В исследовании приняло участие 86 педагогов дошкольного образования и 24 педагога дополнительного образования детей п. Пурпе, а также 75 педагогов дошкольного образования г. Тарко-Сале.
Научная новизна исследования состоит в том, что в современных социокультурных условиях:
• разработана модель формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования;
• сконструирована технология формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования;
• систематизированы методы, средства, организационные формы, обеспечивающие успешность в формировании правовой культуры педагогов дошкольного образования;
• сформулированы теоретические основы формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования на основе традиционных и инновационных форм и методов правового воспитания, обучения и саморазвития;
• определен и экспериментально проверен комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса формирования правовой культуры (наличие государственной правовой идеологии и ценностей, разработка оптимальной модели формирования правовой культуры, надежное управление формированием правовой культуры, создание мотиваций к самостоятельному повышению правовой культуры, индивидуализация процесса формирования правовой культуры).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• Уточнены применительно к дошкольному образованию понятия правовая культура, правовое воспитание педагогов дошкольных учреждений; расширено представление о возможностях применения мотивационного программно-целевого подхода в формировании правовой культуры.
• Разработаны: модель и технология формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в нем положения и выводы могут быть использованы для организации современной модели системы формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования в условиях Крайнего Севера. Подготовлена и 9 реализована программа формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях Пуровского района Ямало-Ненецкого Автономного округа. Разработана учебно-информационная база формирования правовой культуры педагогов, включающая электронную библиотечку из юридической, социально-экономической и гуманитарной литературы, электронные учебные пособия по основам права и доступ к ресурсам Интернета. Разработан факультативный спецкурс по основам права, подготовлено и издано учебное пособие по основам правовых знаний. Содержание диссертации может быть использовано в качестве спецкурса в системе подготовки и переподготовки кадров работников дошкольного образования.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: методологическим и теоретическим обоснованием его исходньрс положений; внутренней непротиворечивостью его логики; соответствием результатов цели, задачам и гипотезе исследования; использованием комплекса взаимодополняющих методов исследования, опытно-экспериментальной проверкой эффективности процесса формирования правовой культуры; репрезентативностью экспериментальных данных; воспроизводимостью результатов.
Основные положения, выносимые на защиту:
• правовая культура педагога дошкольного образования — это степень развитости его правовых качеств, определяющих глубокие знания норм отечественного и международного законодательства в области прав ребенка, гражданского, семейного и трудового законодательства, проявления гуманизма, высокой культуры и этики гражданско-профессионального поведения, реализующихся в правопослушной профессиональной деятельности и повседневной действительности;
• модель формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования как целостная система, включающая: цель, принципы, компоненты формируемой правовой культуры (эмоционально-рефлексивный, мотивацион-но-ценностный, гносеологический, практически-деятельностный), условия реализации, технологию, взаимодействия сторон процесса формирования правовой культуры, результат (мотивационно-личностные отношения к правовой культуре общества; педагогические и юридические знания и умения адекватные статусу педагога дошкольного образования; психологические установки к право-послушной деятельности; правопослушное профессиональное и бытовое поведение), критерии их оценки.
• обеспечены необходимые педагогические условия (наличие государственной правовой идеологии и ценностей, разработка оптимальной модели формирования правовой культуры, демократизация отношений, надежное управление формированием правовой культуры, создание мотиваций к самостоятельному повышению правовой культуры, индивидуализация процесса формирования правовой культуры, создание электронной юридической библиотеки и обеспечение доступа к правовым медиаресурсам, осуществление мониторинга правовых знаний педагогов и соответствия их юридически значимых действий нормам права, гуманизация воспитательной среды);
• содержание основных компонентов правовой культуры личности педагога дошкольного образования: гносеологический(правовые знания, мировоззрение), рефлексивно-оценочный (правовая психология, вера, совесть), мотива-ционно-ценностный (правовые сознание, ценности, идеология), практически-деятельностный (правовое поведение) и критерии оценки их развитости.
Личное участие автора в исследовании состоит в определении объекта и предмета исследования, формулировании его программы, теоретическом обосновании проблемы формирования правовой культуры педагогов дошкольного образования, разработке модели формирования правовой культуры, технологии данной деятельности, выявлении условий их эффективности и организации опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования правовой культуры педагогов в ряде дошкольных образовательных учреждений Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и выводы получили отражение в научных публикациях, докладах, тезисах докладов и методических рекомендациях, выступлениях на международных и региональных конференциях.
Результаты исследования получили одобрение на международных научно-практических конференциях: «Национальные и этнические приоритеты в решении социально-экономических проблем мировой культуры и цивилизации» (Новосибирск, 2006); «Педагогический профессионализм в современном образовании» (Новосибирск, 2008); «Совершенствование профессиональной подготовки педагогических кадров в условиях модернизации современного образования» (Костанай, 2008); «Евразийское пространство: состояние, перспективы развития» (Новосибирск, 2008). Региональной межвузовской научной конференции «Инновационные процессы и технологии в современном российском обществе» (Новосибирск, 2006). Соискатель выступал с докладами на научно-практических конференциях муниципального отдела образования Пуров-ского района Ямало-Ненецкого Автономного округа в 2004 — 2006 годах. По проблеме исследования издано 12 публикаций общим объемом 25 печатных листов, в том числе 3 - по перечню ВАК РФ.
Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 241 наименование (из них 6 на иностранном языке), 16 таблиц, 5 рисунков, 11 приложений. Общий объем диссертации составляет 244 страницы.
Просмотров: 170 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031