Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Формирование коммуникативной компетентности учащихся 5 - 9 классов в работе с учебно-научными текстами. Павлова, Антонина бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:52
Скачать Формирование коммуникативной компетентности учащихся 5 - 9 классов в работе с учебно-научными текстами. Павлова, Антонина бесплатно
Формирование коммуникативной компетентности учащихся 5 - 9 классов в работе с учебно-научными текстами

Диссертация

Автор: Павлова, Антонина Ивановна

Название: Формирование коммуникативной компетентности учащихся 5 - 9 классов в работе с учебно-научными текстами

Справка: Павлова, Антонина Ивановна. Формирование коммуникативной компетентности учащихся 5 - 9 классов в работе с учебно-научными текстами : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Павлова Антонина Ивановна; [Место защиты: Орлов. гос. ун-т] Орел, 2007 228 c. : 61 07-13/3041

Объем: 228 стр.

Информация: Орел, 2007


Содержание:

Введение
Глава 1 Проблема изучения учебно-научных текстов в концепции развивающего обучения
11 Формирование концепции развивающего обучения в психолого-педагогической литературе
12 Особенности развития интеграционных процессов в современной школе и их роль в личностно-ориентированном обучении
13 Учебно-научный текст как объект лингвистического и психологического исследования и методика работы с ним на уроках русского языка в основной школе
Выводы к 1 главе
Глава 2 Анализ уровня сформированности коммуникативной компетентности языковой личности учащихся общеобразовательной школы в учебно-научной сфере общения
21 Учение о языковой личности, её структуре и коммуникативно-деятельностных потребностях
22 Понятие «коммуникативная компетенция» учащихся в психолого-педагогической литературе и нормативных документах;
23 Диагностика исследования и результаты констатирующего эксперимента в школах города Орла
Выводы к 2 главе
Глава 3 Формирование коммуникативной компетентности языковой личности учащихся в ходе эксперимента
31 Методика организации учебной деятельности учащихся по анализу учебно-научного текста и овладению приёмами его осмысления на уроках русского языка в 5-7 классах
32 Развитие коммуникативной компетентности учащихся 8 — 9 классов на основе реализации надпредметной функции русского языка
33 Развитие коммуникативной компетентности учащихся в учебно-научной сфере общения на интегрированных уроках и элективном курсе
Выводы к 3 главе

Введение:

В настоящее время в Российской Федерации происходит смена образовательной парадигмы. Это предполагает изменение результата деятельности образовательных учреждений, который нацелен в современной школе прежде всего на ключевые компетенции: интеллектуальные, гражданско-правовые, коммуникационные, информационные и др. Понятие компетенции как цели образования выступает в последние годы одним из центральных понятий и в мировой образовательной практике, так как в нём заложена новая идеология интерпретации содержания образования, формируемого от результата. Новый тип образовательного результата ориентирован на решение реальных задач и не сводится к простой комбинации сведений и навыков.
В условиях перехода современной школы к формированию компе-тентностной личности, когда усиливается акцент на личностно-ориентированное развивающее обучение, одной из приоритетных задач становится формирование готовности учащихся к информационно-коммуникативной деятельности. Во второй половине XX века стремительно увеличилась роль информационных процессов в жизни общества и индивида, и это ощутимо повлияло на современное мышление: диалектическое единство познания и общения стало как никогда прежде очевидным. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения. В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, школ, направлений. Это необходимо для осуществления выбора наиболее эффективного пути обучения, развития понимания, которое стало чрезвычайно существенным звеном эффективной регуляции деятельности людей. В учебном процессе одной из важнейших является проблема понимания содержания текста. Разработка метода комплексного анализа текста является одной из насущных задач. Ее решение важно для обучения языку, для развития восприятия, памяти.
Наиболее актуальным на современном этапе можно считать обучение пониманию учебно-научного текста, который лежит в основе школьных учебников. Овладение учебно-научной речью происходит в процессе обучения на всех предметных уроках (истории, географии, естествознания и др.). Это способствует реализации надпредметной функции русского языка. О большой роли родного языка в формировании личности писал ещё К.Д. Ушинский. Он утверждал, что именно учитель русского языка должен научить ребенка учиться, приобщить его к самостоятельной работе с книгой, к самостоятельному умственному труду. Путь к этому, по мнению великого педагога, лежит через развитие мышления. Идеи К.Д. Ушинского о развивающей функции школьного обучения родному языку дальнейшую свою разработку получили в трудах В.П. Шереметевского, В.И. Чернышева, A.M. Пешковского, JI.B. Щербы и ряда других дореволюционных и советских методистов и ученых-лингвистов. Известный психолог JI.C. Выготский впервые научными методами установил закономерные связи между обучением и умственным развитием. В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин в основу концепции обучения положили гипотезу о ведущей роли теоретического знания и, в частности, содержательного обобщения в формировании интеллекта. В последнее время появляется значительное количество монографий и диссертационных исследований по изучению научных знаний в текстах школьных учебников (В.П. Бейлинсон, В.П. Беспалько, И.К. Журавлев, JI.B. Занков, Л.Я. Зорина, Д.Д. Зуев, И.Я. Лернер, K.M. Ушакова и др.). Проблемам работы с учебно-научным текстом посвящены работы Д.И. Тихомирова, А.Д. Алферова, Ф.И. Буслаева, В.В. Данилова, Н.С. Державина, Н.К. Кульман, A.M. Пешковского, И.И. Кулибабы, А.И. Власенкова, Е.А. Бариновой, Н.И. Жин-кина. В трудах учёных текст исследуется с самых разных точек зрения, но среди большого разнообразия работ мало исследований, рассматривающих лингвистический учебно-научный текст не только как ядро филологического образования, но и как основу понимания текстов других образовательных областей, например, естественнонаучного цикла.
Учебно-научный текст предоставляет большие возможности для развития коммуникативной компетентности, творческих способностей учащихся. Он содержит научные факты и является основой для практической деятельности человека. Однако в школьной практике недостаточно внимания уделяется его изучению на уроках и во внеурочное время. Отсутствует система методической работы с учебно-научным текстом, которая активно использовалась бы учителями не только на уроках русского языка, но и на других школьных предметах, и имела бы своей целью формирование общеучебных навыков. Можно считать, что это связано, прежде всего, с недостаточной оценкой роли учебно-научного текста в формировании коммуникативной компетентности учащихся в учебно-научной сфере общения и отсутствием определённой системы в применении общих методов познавательной деятельности на школьных уроках. Поиск решения этих вопросов приводит к развитию интеграционных процессов.
Интеграция учебных предметов и в целом интеграция образования представляет сложную научно-педагогическую проблему. На наш взгляд, в современных условиях наиболее актуальным является формирование личности ученика, способной к переключению с одного вида деятельности на другой, к одновременному и продуктивному выполнению разных операций. Для этого необходимо интенсифицировать обучение. Сокращение многопредмет-ности, устранение дублирования учебного материала вызывает большой интерес к интеграции. Необходимость модернизации общего образования, в частности, традиционной для нашей страны классно-урочной системы предметного обучения в средней школе, стремление перенять прогрессивный зарубежный опыт вызвали к жизни интеграционные процессы в образовании, направленные, прежде всего, на развитие ученика и его профессиональную подготовку. Важным звеном при этом в школьном учебном процессе становится интеграционная работа с учебно-научным текстом на уроках разных предметов.
Всё выше сказанное обусловило актуальность исследования, направленного на выявление методических условий, которые способствовали бы повышению уровня лингвистической подготовки школьников, развитию общеучебных навыков в работе с учебно-научными текстами разных школьных предметов, формированию коммуникативной компетентности учащихся в учебно-научной сфере общения. Среди методических условий особенно значимы уроки русского языка, интеграционные подходы к отбору текстов, методов познавательной деятельности, межпредметные (интегрированные) уроки и элективные курсы. Таким образом, не вызывает сомнений необходимость исследования методической работы с учебно-научным текстом в формировании коммуникативной компетентности языковой личности учащихся на основе современных психолого-педагогических воззрений, выявления условий, способствующих реализации надпредметной функции русского языка.
Проблема исследования заключается в разрешении противоречия между значением учебно-научного текста в развитии личности учащихся и недооценкой методов его анализа на уроках.
Данная проблема обусловила тему и цель исследования.
Цель исследования: совершенствование методики анализа учебно-научного текста на уроках русского языка, биологии, интегрированных уроках и на элективных курсах, которая должна быть направлена на развитие лингвистической, коммуникативной компетентности учащихся, повышение уровня общеучебных навыков.
Объект исследования: коммуникативная компетентность учащихся основной школы.
Предмет исследования: дидактические условия формирования коммуникативной компетентности учащихся 5 — 9 классов.
Гипотеза исследования.
Если реализовывать на школьных уроках разных образовательных областей надпредметную функцию русского языка, отрабатывать элементы комплексного анализа текста, создавать коммуникативные ситуации, то это позволит развить коммуникативную компетентность учащихся в учебно-научной сфере общения и повысить уровень их подготовки.
Задачи исследования.
1. На основе изучения психолого-педагогической литературы и школьной практики выявить особенности развивающего обучения в основной школе Российской Федерации.
2. Выявить особенности учебно-научных текстов, сущность понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативная компетентность» на основе данных педагогики, психологии и методики обучения русскому языку, опыта организации работы учащихся с учебно-научным текстом в основной общеобразовательной школе.
3. Определить методические условия, способствующие развитию коммуникативной компетентности на основе комплексного изучения учебно-научного текста, усовершенствовать методику анализа учебно-научного текста.
4. Разработать и экспериментально проверить методические приёмы использования элементов анализа учебно-научных текстов и применение коммуникативных ситуаций на предметах естественнонаучного цикла, интегрированных уроках и элективных курсах, выявить их роль в развитии коммуникативной компетентности и повышении уровня подготовки учащихся.
Для проверки гипотезы и реализации поставленных задач были использованы теоретические, эмпирические и социологические методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, нормативных документов;
• педагогический эксперимент, анализ, обобщение и апробация результатов исследования;
• педагогические наблюдения, беседы с учащимися и учителями, анкетирование, письменные проверочные работы, анализ ответов учащихся;
• качественный и количественный анализ результатов экспериментального обучения, их графическая обработка с помощью компьютерной программы Excel.
Общепедагогическую основу исследования составили теории развивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), личностно-ориентированного обучения (И.С. Якиманская). Исследования опирались на работы, посвященные языковой личности (Ю.Н. Караулов), формированию языковой способности учащихся (E.H. Пузанкова), проблемам изучения текстов научного стиля школьных учебников (В.П. Бейлинсон, В.П. Беспаль-ко, И.К. Журавлев, JI.B. Занков, Л.Я. Зорина, Д.Д. Зуев, И .Я. Лернер, Е.А. Реферовская, K.M. Ушакова), методики анализа учебно-научных текстов (В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, Л.П. Доблаев, С.И. Львова, В.Ф. Русец-кий).
Предмет и задачи позволили определить этапы исследования:
На первом этапе (1993 — 1995 г.г.) проведён теоретический анализ научной и методической литературы, разработана программа развития коммуникативной компетентности школьников. Проведён констатирующий эксперимент с целью определения состояния коммуникативной компетентности учащихся 5 — 9 классов, их общеучебных навыков. В эксперименте участвовало 637 учащихся школ г. Орла.
На втором этапе (1995 — 2004г.г.) проведён обучающий эксперимент в школе №18 города Орла с целью проверки влияния разработанной методики на уровень лингвистических умений и навыков учащихся и формирования их коммуникативной компетентности.
На третьем этапе (2004 — 2006 г.г.) разработана и опубликована программа элективного курса, которая прошла апробацию в школах № 3, № 10, № 13, №18 города Орла с целью проверки эффективности разработанной методики.
На защиту выносятся положения:
1) коммуникативная компетентность является потенциальным личностным качеством учащихся, характеризующимся системой лингвистических знаний и умений, готовностью применять их (в письменной или устной форме) в различных коммуникативных ситуациях;
2) для формирования коммуникативной компетентности учащихся необходимо комплексное использование дидактических условий: коммуникативная компетентность учителя, её развитие и совершенствование; подбор оптимальных методов обучения, при которых особое внимание уделяется соотношению формы языковой единицы и ее употребления, т.е. формы и функции; использование надпредметной роли русского языка как основы образовательных технологий; создание в учебном процессе коммуникативных ситуаций, при которых учащиеся осуществляют коммуникативное взаимодействие;
3) формирование коммуникативной компетентности учащихся происходит постепенно: от уровня неосознанной компетентности до уровня творческой компетентности. Определение уровневых показателей сформированно-сти коммуникативной компетентности учащихся — условие, способствующее реализации личностно-ориентированного подхода к обучению.
Научная новизна исследования заключается в определении роли комплексного анализа учебно-научного текста в формировании коммуникативной компетентности учащихся, реализации надпредметной функции русского языка.
Теоретическая значимость связана с выявлением дидактических условий и средств формирования коммуникативной компетентности в процессе обучения учащихся основной школы; с определением уровней и критериев сформированное™ коммуникативной компетентности; созданием алгоритма работы с учебно-научным текстом; с использованием обобщённых модельных представлений об интеграции.
Можно выделить четыре уровня сформированное™ коммуникативной компетентности языковой личности: нулевой уровень — неосознанная компетентность; первый уровень — репродуктивная компетентность; второй уровень — деятельностная компетентность; третий уровень — творческая компетентность.
Предлагаем считать критериями нулевого уровня отсутствие лингвистических знаний и умений, репродуктивную несамостоятельную деятельность, выполняемую с «подсказкой». Критериями первого уровня являются наличие лингвистических знаний при недостаточном умении их применить, самостоятельная репродуктивная деятельность, выполняемая по памяти или алгоритму. Критериями второго уровня являются владение лингвистическими умениями: методами анализа, синтеза, сравнения, обобщения; синтез лингвистических знаний и умений, используемых как инструмент познания. Для учащихся этого уровня характерна самостоятельная продуктивная деятельность, выполняемая по самостоятельно созданному алгоритму или типовому алгоритму, преобразованному в ходе самого действия. Критериями третьего уровня является самореализация компетентной личности, способной к самостоятельной творческой учебной деятельности на базе обретённых знаний, умений, ценностей и смыслов. Личность испытывает потребность в самоактуализации, самореализации, самосовершенствовании. Для учащихся этого уровня характерна продуктивная, творческая, результативная учебная деятельность, при которой добывается объективно новая информация; а также наличие личностных смыслов, ценностей, мировоззренческих установок.
Практическая значимость исследования состоит в выявлении и усовершенствовании приёмов анализа учебно-научного текста, внедрении их через интеграционные процессы в учебную деятельность учащихся на уроках не только гуманитарного, но и естественнонаучного циклов; в разработке и использовании коммуникативных ситуаций; в создании программы элективного курса, в подготовке к современному итоговому контролю в форме ЕГЭ. Основные идеи диссертации представлены в разработанной системе, которая может быть реализована в любой современной общеобразовательной школе, ориентированной на гуманистические ценности образования и осознающей значимость интеграции в учебно-воспитательном процессе.
Достоверность исследования подтверждена длительностью эксперимента, его повторяемостью, последовательностью и контролируемостью, междисциплинарными подходами, использованием методов педагогического исследования, адекватных поставленным задачам, анализом результатов обучения учащихся экспериментальных и контрольных классов, данными математической обработки итогов эксперимента.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные положения работы обсуждались и были одобрены на заседаниях кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета, на Всероссийских и международных научно-практических конференциях в г. Орле, на курсах повышения квалификации учителей русского языка при Орловском ИУУ, на семинарах межкурсовой подготовки в МНМЦ г. Орла, на заседаниях районных методических объединений учителей. Материалы исследования отражены в 10 публикациях. Разработана и опубликована программа элективного курса, которая прошла апробацию в школах № 3, № 10, № 13, №18 города Орла с целью проверки эффективности разработанной методики.
Структура диссертации определена поставленными задачами и логикой исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав (9 параграфов), заключения, библиографии (220 наименований), 5 приложений.
Просмотров: 159 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031