Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 22 » Скачать Формирование эстетических ориентаций студентов : На примере технического вуза. Стенина, Татьяна Львовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
14:49
Скачать Формирование эстетических ориентаций студентов : На примере технического вуза. Стенина, Татьяна Львовна бесплатно
Формирование эстетических ориентаций студентов : На примере технического вуза

Диссертация

Автор: Стенина, Татьяна Львовна

Название: Формирование эстетических ориентаций студентов : На примере технического вуза

Справка: Стенина, Татьяна Львовна. Формирование эстетических ориентаций студентов : На примере технического вуза : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Ульяновск, 2004 193 c. : 61 05-13/69

Объем: 193 стр.

Информация: Ульяновск, 2004


Содержание:

Глава 1 Эстетические ориентации личности: теоретическая экспозиция проблемы
11 Ретроспекция проблемы эстетического воспитания
12 Эстетические ориентации как педагогическая проблема: контекст «формирование»
13 Структурно-функциональная модель феномена эстетической ориентации личности
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование формирования эстетических ориентации студентов
21 Этапы педагогического проектирования процесса формирования эстетических ориентации студентов
22 Опыт реализации экспериментальной Программы формирования эстетических оринтаций студентов
23 Уровни сформированности эстетических ориентации

Введение:

Актуальность исследования обусловлена необходимостью повышения действенности мировоззренческой подготовки современных студентов, которая в эстетике и близких ей дисциплинах находит свою завершенность, превращая приобретаемые знания в области общественных наук в личные убеждения.Этот процесс непосредственно затрагивает и систему высшего образования, в которой потенциально формируется модель личности специалиста как профессионала-гуманиста.Однако, по данным социологических исследований и собственным наблюдениям, в последнее время тенденция снижения общекультурного уровня студентов технических специальностей приобретает массовый характер. Несформированность эстетического сознания проявляется в ослаблении интеллектуально-духовного развития, в распространении технократического снобизма.В то же время вхождение России в единое мировое сообщество предполагает такой вариант модели современного специалиста, который сочетал бы профессионализм с открытостью мировой культуре и ориентацией на отечественные культурные традиции и ценности. Сказанное иллюстрирует сложившиеся объективные противоречия, которые конкретизируются в следующих противоречиях общего и частного порядка: • между декларируемым социальным заказом на компетентного, разносторонне образованного, высококультурного специалиста и невостребованностью гуманитарной составляющей профессиональной компетентности в реальной трудовой деятельности по специальности; • между нормативностью учебной деятельности, востребованностью узкотехнического знания и потребностью самих студентов в разностороннем развитии как потенциале профессиональной успешности в быстро меняющихся условиях социума; • между стремлением студента к творческому самовыражению, потребностью в эстетических чувствах, эмоциональном отклике на окружающую действительность и приоритетным рейтингом технических дисциплин в профессиональной подготовке.Данное противоречие проявляется в отношении к гуманитарным дисциплинам в техническом вузе и, в конечном итоге, негативно сказывается на восприятии студентами гуманитарного знания, которое в массовом сознании зачастую воспринимается как «бесполезное». Иными словами, в техническом вузе заметна тенденция редукции гуманитарных ценностей и идеалов.Следовательно, особую актуальность приобретает педагогическая составляющая во внеучебной работе со студентами, разработка и реализация адекватных педагогических технологий, направленных на разностороннее развитие студентов технических специальностей, включая их эстетическое развитие.Выделенные противоречия позволяют акцентировать проблему исследования: как содействовать формированию эстетических ориентации студентов технического вуза? Изучение состояния научной разработанности проблем, близких по тематике, стало основой для теоретико-методологического обоснования нашего исследования.В отечественной системе современного высшего образования активизировался поиск наиболее эффективных и перспективных педагогических моделей гуманитарной подготовки специалистов (Н.А. Асташова, Г.Г. Коломиец, О.Н. Никитина, P.M. Рогова), уточняются социокультурные и психологопедагогические условия формирования профессиональной, социальной и коммуникативной компетентности на основе применения инновационных образовательных технологий (Н.А. Исаева, В.И. Земцова, Н.Ф. Маслова, Д. Поляков, В.Д. Симоненко, Н.Р. Юсуфбекова). Различные аспекты гуманизации высшего образования нашли отражение в публикациях А.А. Бодалева, Т.Н. Грининга, Н.И. Калакова, Л.Д. Лебедевой, Н.Н. Никитиной, A.M. Новикова, А.Б. Орлова и других.В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как эффективному средству формирования ценностного отношения к действительности и средству нравственного воспитания (А. Бартоломей, Д.Г. Левчук, Б.Т. Лихачев, В.Т. Лисовский, В.А. Разумный, О.П. Рудницкая), но при этом в меньшей степени изучен комплекс психологопедагогических условий, обеспечивающих в вузовский период обучения ценностно-осмысленное освоение искусства. Анализ современного состояния выделенной проблемы позволяет сделать вывод об актуальности исследования таких педагогических аспектов, как теоретическое обоснование феномена эстетических ориентации и специфики их формирования у студентов технического вуза, что и составило общую цель научной работы. Приоритетной задачей являлась актуализация эстетического воспитания на основе аксиологического подхода, создание гуманитарной среды, позитивно влияющей на становление эстетической культуры студентов.Объект исследования - процесс эстетического воспитания студентов.Предмет исследования - формирование эстетических ориентации студентов технического вуза.Гипотеза исследования: формирование эстетических ориентации студентов будет иметь положительную динамику, если: • определено место эстетических ориентации в системе научных понятий: ценности, эстетические ценности, эстетическое сознание и отношение (контекст «формирование»); • теоретически обоснована структурно-функциональная модель эстетических ориентации, аргументированы интегральные критерии оценки выделенных компонентов модели; разработана и реализована целевая комплексная программа воспитательной деятельности, включающая когнитивный компонент приобщения к ценностям искусства и эстетически развивающие воспитательные технологии, стимулирующие процесс присвоения личностью эстетических ценностей; • выделены показатели, критерии, уровни сформированности эстетических ориентации студентов как одной из составляющих профессиональной компетентности и социально-нравственной зрелости специалиста.Для реализации намеченной цели и проверки гипотезы определены следующие задачи.1. На основе анализа философской, эстетической, социологической, психолого-педагогической литературы выявить преобладающие тенденции и основные теоретические подходы к исследованию процесса формирования эстетических ориентации личности. Выявить сущность понятия «эстетические ориентации» в контексте составляющих его терминов: «эстетическое» и «ориентации», предложить рабочие определения исследуемых понятий.2. Разработать структурно-функциональную модель эстетических ориентации личности студента технического вуза и интегральные критерии оценки каждого из компонентов данной модели.3. Теоретически обосновать и апробировать в воспитательной работе со студентами технического вуза целевую комплексную программу формирования эстетических ориентации студентов с применением эстетически развивающих воспитательных технологий.4. Выявить комплекс социально-педагогических условий, способствующих эстетическому развитию студентов с опорой на внутренние ресурсы вуза и в контексте перспектив модернизации системы высшего образования, проследить динамику, аргументировать показатели и критерии, эмпирически определить уровни сформированности эстетических ориентации студентов.Теоретико-методологические основы нашего исследования составляют положения аксиологической педагогики (В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, З.И. Равкин, Н.С. Розов, В.А. Сластёнин, и др.) и недагогические концепции базовой культуры и творческого развития личности в процессе образования профессионально и социально компетентных специалистов (Ю.С. Богачинская, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Н.И. Калаков, Е.А. Климов, А.А. Прядехо, В.Д. Симоненко, В.А. Сластёнин, Е.Н. Шиянов и др.), творческое развитие студентов в процессе арт-терапии (Л.Д. Лебедева).Работы Ю.П. Азарова, Г.И. Железовской, Н.Б. Крыловой; В.Т. Лисовского, В.Н. Максимовой, Б.А. Столярова и других создали теоретическую и практическую базу для решения актуальных проблем повышения качества подготовки специалиста.В качестве философских оснований выделим: исследования становления и развития эстетики в трудах М.М. Бахтина, Ю.Б. Борева, А.В. Иконникова, М.С. Кагана, О.А. Кривцуна, Л.Н. Столовича, Е.Г. Яковлева.Психологические основы исследования составили: - аспекты восприятия искусства, раскрытые в трудах Л.С. Выготского, Г.В. Иванченко, В.Ф. Рябова, Ю.У. Фохта-Бабушкина; - деятельностный подход А.Н. Леонтьева; - психология процессов художественного творчества (О.А. Кривцун, Б.С. Мейлах, А.Н. Семашко; Е.Г. Яковлев); - теория поиска смысла, представленная в трудах Л.Н. Когана, А.Н. Леонтьева, Л.В. Сохань, В.А. Тихоновича, В. Франкла.Педагогическими основами исследования являются: - теория ориентации личности в мире ценностей, раскрытая в трудах B.C. Бакирова, А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, А.В. Кирьяковой, Г.А. Мелекесова, Л.Н. Столовича, Н.З. Чавчавадзе; - исследования проблем эстетического воспитания школьников (М.А. Верб; Б.А. Столяров) и студенческой молодежи: работы И.А. Зимней, И.И. Каревой, Н.И. Киященко, В.Т. Лисовского, Г.В. Мухаметзяновой, М.Ф. Овсянникова, Б.А. Ручкина, Е.Е. Чепурных; Методология исследования базируется на сочетании двух взаимодополняюших друг друга подходов. Структурно-функциональный подход к исследованию позволил выделить компоненты феномена эстетических ориентации и установить критерии оценки их развития. Аксиологический подход к эстетическому воспитанию позволил актуализировать ценностный потенциал творческой художественной деятельности студентов.Методы исследования.Теоретические методы: изучение научной литературы и документов, теоретический анализ (ретроспективный, сопоставительный), моделирование; логические методы анализа формирования понятий.Эмпирические методы: диагностические (беседа, анкетирование, тестирование, интервьюирование, методы самооценок и экспертных оценок, парное сравнение, ранжирование, контент-анализ и качественный анализ текстов), обсервационные (различные методы наблюдений). Педагогический эксперимент.Статистические: методы измерения и математической обработки экспериментальных данных, системный и качественный анализ, графическая интерпретация; ранжирование; метод углового преобразования Фишера (ф*критерий), критерий тенденций Джонкира; описание и вербальная фиксация исследовательского материала и полученных результатов.Эмпирическая база и основные этапы исследования.Исследование выполнено на базе Ульяновского государственного технического университета, проводилось с 1999-го по 2004-й год и состояло из нескольких этапов.На первом этапе (1999-2000 гг.) была определена проблема, проведен сопоставительный анализ научной литературы: философской, педагогической, а также публикаций по эстетике, теории искусства и социокультурным аспектам развития гуманитарной среды в высших учебных заведениях. Осуществлялось изучение передового опыта в контексте проблемы исследования, проведен анализ современных концепций воспитательной деятельности в высших учебных заведениях. Этот этап задуман как констатируюш,ий эксперимент. позволивший определить исходные характеристики работы, ее цель, предмет, гипотезу, методологию и методы исследования.На втором этапе (2001-2002 гг.) разрабатывалась комплексная программа формирования эстетических ориентации студентов в период обучения в вузе, проводился поисковый эксперимент, направленный на апробацию новых методик, технологических приемов в практике эстетического воспитания студентов, проверялась эффективность некоторых форм организации студенческого досуга и творческой художественной деятельности, разрабатывались критерии оценки уровней сформированности эстетических ориентации студентов.Данный этап экспериментальной работы сопровождался участием соискателя в научных и научно-методических конференциях, опубликованием ряда статей по теме исследования.Третий этап - формирующий (2002-2004 гг.) - включал реализацию экспериментальной целевой комплексной программы, направленной на формирование эстетических ориентации студентов, диагностику и оценку уровней сформированности исследуемой характеристики личности. Проведен анализ результатов экспериментов, их теоретическое осмысление в контексте рабочей гипотезы, обобщение экспериментального материала и собственного опыта организации воспитательной работы в техническом вузе (с акцентом на эстетическое воспитание), литературное оформление диссертации.Научная новизна исследования.Теоретически обоснована структурно-функциональная модель эстетических ориентации личности, включающая структурные компоненты (когнитивный, мотивационно-ценностный, эмоционально-чувственный, деятельностно-поведенческий и рефлексивный), которые функционально проявляются и доступны внешнему наблюдению через эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетический идеал, эстетически-ориентированную деятельность и поведение, самооценку. Предложены интегральные критерии уровня сформированности выделенных компонентов.Идентифицированы отдельные формы коллективной воспитательной и досуговой внеучебной деятельности студентов как эстетически-развивающие педагогические технологии; применен аксиологический подход к разработке экспериментальной целевой комплексной программы формирования эстетических ориентации студентов.Определены уровни (интуитивно-репродуктивный, сознательнореконструктивный, креативный) сформированности эстетических ориентации студентов технического вуза, построена классификация критериев и показателей выделенных уровней как индикаторов эстетического развития личности в целом.Теоретическая значимость исследования.Категория «эстетические ориентации» определена в понятийном поле аксиологии, в системе научных понятий: ценности, эстетические ценности, эстетическое сознание и отношение. Уточнено представление о сущности понятия «эстетические ориентации» в контексте составляющих его терминов: «эстетическое» и «ориентации» в педагогической интерпретации, предложено рабочее определение процесса «формирования эстетических ориентации», что составляет определенный вклад в теорию эстетического воспитания студентов Разработана и эмпирически апробирована педагогическая модель формирования эстетических ориентации через освоение ценностей искусства, адекватная задачам духовно-ценностного ра:?вития личности студента и формирования социально и профессионально компетентного специалиста, обладающего устойчивым ценностным отношением к искусству, культуре и самосовершенствованию личности в процессе самостоятельной творческой деятельности.Разработаны этапы педагогического проектирования процесса формирования эстетических ориентации студентов (целевой, содержательный, организационно-процессуальный, контрольно-оценочный). и в целом, результаты исследования могут служить теоретической базой для проектирования процесса формирования эстетических ориентации студентов в педагогической реальности технического вуза.Практическая значимость исследования.Материалы диссертации имеют практическую ценность для совершенствования процесса профессионального образования в контексте его гуманизации и гуманитаризации.Экспериментальная целевая комплексная программа формирования эстетических ориентации студентов, включающая социально-ориентирующие и воспитательные технологии, формирующие ценностное отношение к искусству, применима в практике работы других вузов, потенциально имеет прикладное значение для организации воспитательной работы преподавателей, кураторов и др.Комплекс диагностических методов и взаимодополняющих методик, а также пакет опросников и анкет, разработанный соискателем, позволяющий проследить динамику формирования эстетических ориентации студентов (восхождение личности к эстетическим ценностям) имеет общепедагогическую направленность и может быть внедрен в воспитательную работу со студентами как технических, так и гуманитарных специальностей.На основе данных, полученных в ходе исследования, проведен самоанализ состояния гуманитарной среды и воспитательной деятельности в Ульяновском государственном техническом университете.Достоверность и обоснованность полученных результатов обусловлена теоретико-методологической значимостью фундаментальных теорий и концепций отечественной и зарубежной науки по проблематике исследования, выбором комплекса научных теоретических, эмпирических методов и исследовательских процедур, адекватных логике и задачам диссертационной работы. Использование стандартизированных методик, отвечающих критерию валидности, лонгитюдный характер педагогического эксперимента, рациональное сочетание качественных и количественных методов, а также применение статистических методов (углового преобразования Фишера, критерия тенденций Джонкира), позволяет считать результаты диссертационной работы надежными, объективными, обоснованными.Достоверность исследования подтверждается также полученными данными, сравнимыми с результатами социологических исследований: «Петербургский студент - 2002», Лаборатории социологических исследований Московского энергетического института, социологических исследований российской системы образования, проведенных в 1995-2000 гг. Центром социологических исследований Министерства общего и профессионального образования РФ. Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на Международной научно-практической конференции «Роль университетской науки в региональном сообществе» в рамках IX Фестиваля гуманитарных наук (Оренбург, 1-3 сентября 2003 г.); научно-практическом семинаре «Университет, как фактор социально-культурного развития Средневолжского региона» (Ульяновск, 4-5 ноября 2003 г.); Всероссийском совещании «Формирование социально-психологического портрета будущего специалиста», (Ульяновск, 4-5 декабря 2003.); Всероссийской научно-практической конференции «Модернизация образования: проблемы, поиски, решения» (Оренбург, 4-6 февраля 2004); Международной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое совершенствование образования: поиск новых путей и технологий» (Ульяновск, 8-10 апреля 2004).Методическая разработка «Основные направления и организация воспитательной работы со студентами в Ульяновском государственном техническом университете» удостоена Диплома III степени Министерства образования Российской Федерации на «II Всероссийском конкурсе моделей и проектов организации воспитательной деятельности в высших учебных заведениях» (2003 г.).По материалам экспериментальной главы диссертации в Московском координационном центре инновационных технологий Министерства образования Российской Федерации была защищена дипломная работа на тему: «Формирование эстетических ориентации студентов в учебно-воспитательном процессе: аксиологический подход».Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях ректората университета. Ученом Совете, а также заседаниях Совета университета по воспитательной работе.Некоторые из разделов диссертации послужили темами семинаров в школе кураторов академических групп.Практически значимые материалы, оформленные в виде Программного документа «Основные направления воспитательной работы в Ульяновском государственном техническом университете», были применены в деятельности Центра культуры и досуга студентов УлГТУ и отдела по внеучебной воспитательной работе.Теоретические положения, практические разработки, результаты выполненных исследований отражены в 6 публикациях соискателя.На защиту выносятся следующие положения: 1. Структурно-функциональная модель эстетических ориентации, структура которой представлена когнитивным, мотивационно-ценностным, эмоционально-чувственным, деятельностно-поведенческим, рефлексивным компонентами, включающими, соответственно, эстетические знания, установку на эстетическое восприятие, эстетический идеал, эстетическиориентированную деятельность и поведение, самооценку и другие функциональные составляющие. В числе интегральных критериев выделены: теоретическая подготовка, направленность на освоение эстетических ценностей, готовность к восприятию и преобразованию Мира по законам Красоты, потребность в эстетическом саморазвитии и духовно-нравственном развитии в целом.2. Этапы педагогического проектирования процесса формирования эстетических ориентации студентов (целевой, содержательный, организационно-процессуальный, контрольно-оценочный) и целевая программа, включающая комплекс эстетически-развивающих технологий.Экспериментальная программа формирования эстетических ориентации студентов технического вуза отражает единство, взаимосвязь и взаимовлияние следующих составляющих: целенаправленного освоения культурологических знаний, системы организации культуротворческой эстетическиразвивающей деятельности студентов; самостоятельной работы (самообразование, саморазвитие и самовоспитание); диагностического комплекса, позволяющего отслеживать динамику развития эстетических ориентации каждого студента.3. Подход к определению уровней сформированности эстетических ориентации (интуитивно-репродуктивный, сознательно-реконструктивный, креативный), которые фиксируют достоверные различия в формировании эстетических ориентации студентов, отражают динамику этого процесса.Структура диссертационной работы.Диссертация объемом 193 страницы состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка (всего 277 наименований), пяти приложений. Основное содержание работы изложено на 152 страницах, включает таблицы и рисунки, общее число иллюстраций - 23.
Просмотров: 171 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031