Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе : Теорет. основы и практика. Беляева, Наталья Васильевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
15:27
Скачать Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе : Теорет. основы и практика. Беляева, Наталья Васильевна бесплатно

Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе : Теорет. основы и практика

Диссертация

Автор: Беляева, Наталья Васильевна

Название: Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе : Теорет. основы и практика

Справка: Беляева, Наталья Васильевна. Формирование читательского восприятия при изучении лирики в школе : Теорет. основы и практика : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 1997 238 c. : 61 98-13/88-5

Объем: 238 стр.

Информация: Москва, 1997


Содержание:

Глава 1 Теоретические основы формирования читательского восприятия при изучении лирики в школе
11 Психолого-педагогические основы читательского восприятия
12 Психолого-педагогическая возрастная специфика читательского восприятия '
13 Литературоведческие основы формирования читательского восприятия при изучении лирики в школе
14 Методические основы формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики
Глава 2 Система развития читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе
21 Принципы развития читательского восприятия при изучении лирики в школе
22 Методика опытно-экспериментальной проверки системы совершенствования читательского восприятия при изучении лирики в школе ^
23 Методика формирования читательского восприятия лирики у младших подростков (5-6 классы)
24 Методика формирования читательского восприятия лирики у старших подростков (7-8 классы)
25 Методика формирования читательского восприятия лирики у старшеклассников (9-11 классы)
26 Проверка результативности опытно-экспериментальной модели формирования читательского восприятия при изучении лирики в школе

Введение:

Актуальность темы исследования Совершенствование литературного образования в современной школе предполагает освоение нового содержания и поиск адекватных ему методов, форм и приемов обучения литературе. В методическом письме Министер'ства образования Российской Федерации «О преподавании литературы в общеобразовательных учреждениях» (97, 45) подчеркивается, что «сквозная задача курса литературы — подготовка каждого школьника к восприятию и самостоятельной оценке новых для него литературных произведений различных жанров», причем в начальных классах закладываются «основы читательской культуры» и, прежде всего, умение «осмысленно и выразительно читать», а на средней и старшей ступени «литература выступает как самостоятельный предмет» и на завершающем этапе изучается в «историко-литературном освещении».Сила воздействия литературы на учащихся определяется преимущественно глубиной и целостностью восприятия, причем проблема формирования читательского восприятия лирики, в отличие от восприятия эпоса и драмы, видится наиболее сложной и недостаточно изученной. Проблема углубления восприятия лирического текста учащимися в условиях альтернативного и вариативного обучения и введения образовательных стандартов, в условиях дифференцированного типологического подхода к читателю-ученику актуализируется в связи с выявлением состояния преподавания литературы в школе, недостаточным уровнем освоения лирических текстов учащимися и требует своевременного разрешения. Необходимость решения проблемы побуждает к поиску путей формирования читателей, способных к глубокому и самостоятельному восприятию, пониманию и интерпретации лирического текста.Совершенствование читательского восприятия при изучении лирики в школе становится производным от необходимости освоения учителем и учащимися самостоятельно прочитанных лирических текстов. Школьники Ш со сформированным глубоким читательским восприятием лирики становятся способны к пониманию любого художественного текста, становятся 1^ грамотными и профессиональными читателями, что, в конечном счете, ведет к решению проблем гуманитаризации образования, способствующей развитию интуиции, и мотивирует учащихся к гуманному, социально и эстетически значимому отношению к миру и к искусству.Развитие этих качеств особенно важно в школьном возрасте, в период особой восприимчивости и интенсивности формирующихся свойств.личноI [ сти. Высокая духовная значимость лирики, сложность ее адекватного вос' приятия школьниками, соотнесенность восприятия лирики с общим кульii турным уровнем читателя объясняет обращение многих исследователей к W проблеме формирования читательского восприятия. Но это говорит скорее о ее неисчерпаемости, о ее постоянной злободневности.В современной методической науке есть ряд исследований, посвященных изучению лирики в школе (Ермакова Л. Д., Карсалова Е.В., Коровина В. Я., Мадер Р. Д., Маранцман В. Г., Медведев В. П., Полковникова И. В., Рез 3. Я., Тодоров Л. В. и др.), особенностям восприятия произведений разных жанров, взаимосвязям восприятия и анализа (Браже Т. Г., Богданова О.Ю., Голубков В. В., Корст Н.О., Кудряшов Н.И., Курдюмова Т. Ф., Маранцман В. Г. и др.), развитию при анализе важнейших компонентов восприятия (Жабицкая Л. Г., Збарский И. С , Качурин М. Г., Мещерякова Н. Я., Молдавская Н. Д., Чирковская Т. В. и др.).Однако то, что по проблеме читательского восприятия школьников в дополнение к уже созданным монографиям и диссертационным исследованиям появляются все новые и новые работы, говорит, как уже сказано, не о ее исчерпанности, а о ее недостаточной изученности.Вариативность и гибкость как главные принципы современного школьного преподавания, сосуществование различных мнений и подходов в противовес незыблемости и однозначности оценок в школе недавнего прошлого дают возможность взглянуть сегодня на проблему формирования читательского восприятия с несколько иных позиций, чем раньше. Отсутствие роста читательской культуры школьников, снижение интереса к чтению и равнодушие подростков к лирике наводят на мысль о том, что школьный анализ лирических текстов недостаточно адекватен восприятию лирики учащимися разного возраста, что нужны более эффективные пути и приемы формиШ рования читательского восприятия при изучении лирики в школе.Необходимость подходов к изучению лирики в ее родо-жанровой спе'it цифике, в силу условности, лаконичности поэзии и при этом предельной i эмоциональной и смысловой насыщенности, побуждают к поискам смыслов лирического текста не столько во внешнем содержании, сколько в особенностях его художественной формы, где смыслообразующим становится каждый языковой уровень от фонологического до композиционного и текстовоI Многолетние наблюдения над процессом преподавания литературы в I школе показывают, что учителя литературы при изучении лирики нередко 1 игнорируют специфику этого литературного рода, что ведет к недостаточ™ ному пониманию лирического текста, поверхностным его интерпретациям и слабому эмоциональному воздействию на учащихся.Таким образом, актуальность исследования определяется двумя факторами: во-первых, теоретико-практической важностью проблемы, во-вторых, ее недостаточной методической разработанностью в связи с изменением содержания литературного образования и современными требованиями ^ системного изучения литературы в ее родо-жанровой специфике, к поискам . подходов, путей, методов, форм и приемов решения проблемы, теоретикоШ практического обоснования методической модели изучения лирики учащимися на разных возрастных этапах.Формирование читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе видится актуальным, важным и в достаточной степени новационным еще и потому, что исследование этой многоаспектной проблемы приобретает особую значимость, если оно связано с дополнительным культурологическим содержанием. Современность подобного подхода, те возК можности, которые он открывает перед методической наукой и школьной • практикой, определили выбор темы данной диссертации.Объект, предмет и цель исследования Объект исследования — это целостный процесс формирования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики. б Предмет, исследования — это методические условия и пути формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в щколе, теоретике-практические основы содержания, организации процесса изучения лирики, ориентированного на формирование читательского восприятия у учащихся.Решение данной проблемы определяет и цель исследования. Она состоит в том, чтобы сформулировать теоретическое обоснование и организовать опытно-экспериментальную проверку методических условий и путей формирования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики, определить содержание и специфику возрастных этапов этого изучения.Гипотеза исследования Формирование читательского восприятия учащихся средней школы на материале изучения лирических текстов будет осуществляться эффективнее при реализации следующих методических условий и путей педагогического воздействия: • при реализации личностно-деятельностного подхода, стимулирующего активность учащихся в процессе изучения лирики; • при реализации системного подхода, обеспечивающего преемственность в изучении лирики, единстве классной и внеклассной работы учащихся, эмоционально-положительной направленности учащихся на самостоятельную и творческую деятельность; • при создании ситуаций, способствующих развитию творческой активности учащихся, изучающих лирику; • если содержание, условия, пути, методы, формы и приемы формирования читательского восприятия при изучении лирики соответствуют возрастным возможностям, интересам учащихся и родо-жанровой природе лирики; • если для продвижения читательского развития учащихся выработаны специальные читательские умения, стимулирующие восприятие лирики школьниками разного возраста при усложняющихся задачах анализа; .4' • при определенной организации процесса обучения, активизирующего основные сферы восприятия (эмоции, воображение, постижение смысла поэтического текста при анализе содержания и художественной формы), которое помогает преодолеть трудности школьников в чтении поэзии, развивает их эмоциональную сферу.Задачи исследования Определение цели, объекта, предмета, гипотезы позволили выделить конкретные задачи исследования: 1. Проанализировать состояние школьной практики изучения лирики и теоретической разработки проблемы формирования читательского восприятия учащихся в процессе современного литературного образовалия.2. Дать характеристику социально-педагогическим условиям современного этапа развития литературного образования в школе в связи с формированием читательского восприятия в системе изучения лирики.3. Определить основные цели, задачи и возможности системного изучения лирики в формировании читательского восприятия учащихся.4. Определить психолого-педагогические, литературоведческие и общеметодические особенности системы формирования читательского восприятия.5. Раскрыть методические условия, обеспечивающие формирование читательского восприятия учащихся.6. Разработать методическую модель формирования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики.7. Осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности *^ предлагаемой методической модели формирования читательского восV приятия, у учащихся 5-11 классов при изучении лирики.8. Обобщить опыт работы учителей Тверской области по изучению лирики, выделяя оптимальные сочетания методических средств формирования читательского восприятия учащихся.Методологическая основа исследования Методологической основой исследования явились основополагающие труды по психологии, дидактике, методике преподавания литературы, литературоведению, эстетике. Для решения поставленных задач использовались методы теоретического (теоретический анализ и синтез, моделирование, изучение трудов по психологии, литературоведению, эстетике, методике преподавания литературы); диагностического (анкетирование, опрос, изучение результатов деятельности учителя и учащихся, изучение передового педагогического опыта); опытно-экспериментального (анализ контрольных срезовых работ, обучающий эксперимент и т.д.) планов.Этапы исследования Исследование проводилось в три этапа: • 1 этап (1986-1994 гг.) — изучение литературы по проблеме диссертации, определение гипотезы исследования, проведение констатирующего эксперимента с целью выявить особенности восприятия учащимися лирических произведений, установить уровень знания теоретико-литературных понятий о родо-жанровой специфике лирики, содержательности формы лирических текстов. • 2 этап (1994-1996 гг.) — обучающий эксперимент, который проводился на базе средней школы № 10 г. Твери. • 3 этап (1996-1997 гг.) — апробация разработанных рекомендаций в средней школе № 10 и гимназии № 44 г.Твери, средней школе № 8 г. Конаково и средней школе № 9 г. Ржева Тверской области, анализ полученных данных, оформление работы.Научная новизна исследования: • с опорой на психологическую, литературоведческую и методическую концепции теоретически обоснована возможность изучения, формирования и совершенствования читательского восприятия учащихся 5-11 классов при изучении лирики в школе с учетом родо-жанровой специфики лирических текстов; • разработана методическая модель формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе, экспериментально проверена эффективность этой модели, а также целесообразность определенных методов, форм, приемов анализа лирического текста для углубления читательского восприятия; • созданы методические модели уроков изучения лирики по темам, впервые включенным в школьную программу по литературе.' Практическая значимость, достоверность результатов и апробация материалов исследования Практическо,я значимость исследования состоит в том, что автором предложены теоретически обоснованные и проверенные в ходе экспериментальной работы методические модели изучения лирических текстов, впервые включенных в школьную программу, алгоритмы работы с лирическим текстом, направленные на углубление и совершенствование читательского восприятия школьников. Теоретическая и практическая части иссследования могут быть использованы и использовались при чтении лекций по методике преподавания литературы, при проведении практикумов, спецкурсов и спецсеминаров, посвященных изучению лирики в ее родо-жанровой специфике, при подготовке уроков классного и внеклассного чтения, во внеурочной работе по литературе, для проведения контрольно-проверочных работ по выявлению читательского восприятия и литературного развития школьников в условиях стандартизации литературного образования.Достоверность результатов исследования обеспечивается тем, что работа опирается на достижения психологической, литературоведческой, методической наук, а также на использование многоаспектной методики исследования. Разработанные автором методические рекомендации были ^ положительно оценены учителями-словесниками города Твери и Тверской in области. Выводы делались на основе анализа устных и письменных ответов учащихся, результатов срезовых работ, бесед с учителями и школьниками, экспериментальных открытых уроков, проведенных автором исследования, изучения эффективности курсовой подготовки учителей-словесников в Тверском областном институте усовершенствования учителей.Апробация материалов исследования осуществлялась в выступлениях в секции методики на XXIV зональной конференции литературоведческих кафедр университетов и пединститутов Поволжья (Тверь, май 1994 г.), на региональной научно-методической конференции «Актуальные проблемы литературного образования в школе» (Смоленск, сентябрь 1997 г.), в деятельности лаборатории «Освоение нового содержания и форм литературного образования» при кабинете литературы Тверского областного института усовершенствования учителей, с 1988 года в работе постоянно действующего семинара творчески работающих учителей-словесников Тверской области. Материалы диссертации в течение ряда лет использовались при чтении лекций и проведении практических занятий по вопросам формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе перед учителями Тверской области и студентами Тверского государственного университета. Результаты исследования нашли отргокение и в публикациях автора. J На защиту выносятся следующие положения: i t ' 1. Проблема формирования читательского восприятия учащихся При изучении лирики в школе требует поиска новых подходов к школьному ^jH анализу лирического текста. Учет родо-жанровой специфики, необходимость анализа учащимися смыслообразующих элементов содержа^ ния и формы лирического текста подготавливают школьников к более глубокому восприятию лирики и любого художественного произведения, что является эффективным средством совершенствования процесса литературного образования школьников.2. Теоретической основой разработанной методической модели формирования читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе стала интеграция психологической, литературоведческой и ме^ тодической концепций, исходящих из того, что проблема восприятия Щ и понимания художественного текста зависит от рефлексии, т. е. врожденной способности читателя интуитивно понимать художественный текст. Глубокое же восприятие и понимание лирического текста зависит от собственной рефлексии читателя, которую можно развить при И ^ учете в преподавании литературы родо-жанровых особенностей лирики и определении оптимальной совокупности методических подходов, путей, форм и приемов деятельности учителя по развитию и совершенствованию у учащихся 5-11 классов читательского восприятия при изучении лирики в школе.3. Формированию, читательского восприятия учащихся при изучении лирического текста способствует исследовательская деятельность школьников на уроках по изучению лирики, направленная на постижение «эмоций материала» и «эмоций формы» (Л. Выготский). Исследование художественной формы лирического текста учащимися развивает у них способность видеть на всех языковых уровнях лирического текста смыслообразующие элементы, что ведет к более глубокому пониманию, реализованному в адекватных ему интерпретациях лирических текстов школьниками, и сами интерпретации приобретают характер самостоятельно высказанной рефлексии и способствуют развитию читательской интуиции.4. При учете возрастных особенностей развития личности, специфики литературного развития в разные периоды школьного возраста и под воздействием специально организованного обучения возможно продвижение учащихся на более высокие перцептивные уровни.5. Формирование читательского восприятия учащихся при изучении лирики в школе зависит от культурологических оснований, биографических и историко-культурных реалий, содержащихся в лирических текстах, и способствует развитию гуманистических качеств личности, что особенно важно в современной ориентации образовательных процессов на гуманизацию и гуманитаризацию. ^
Просмотров: 152 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031