Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Эстетика интуитивизма Н.О. Лосского. Рукавишников, Андрей Георгиевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:00
Скачать Эстетика интуитивизма Н.О. Лосского. Рукавишников, Андрей Георгиевич бесплатно

Эстетика интуитивизма Н.О. Лосского

Диссертация

Автор: Рукавишников, Андрей Георгиевич

Название: Эстетика интуитивизма Н.О. Лосского

Справка: Рукавишников, Андрей Георгиевич. Эстетика интуитивизма Н.О. Лосского : диссертация кандидата философских наук : 09.00.04 / Рукавишников Андрей Георгиевич; [Место защиты: Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова] - Москва, 2009 - Количество страниц: 145 с. Москва, 2009 145 c. :

Объем: 145 стр.

Информация: Москва, 2009


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ФИЛОСОФИЯ ИНТУИТИВИЗМА НО ЛОССКОГО КАК ОСНОВА РЕШЕНИЯ ИМ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ ЭСТЕТИКИ
§ 1 Философское учение НО Лосского
§ 2 Критический анализ НО Лосским эстетических учений прошлого и современности (притяжения и отталкивания)
§ 3 Онтология красоты НО Лосского
ГЛАВА II ПРОБЛЕМЫ ИСКУССТВА В ЭСТЕТИКЕ НО ЛОССКОГО
§ 1 НО Лосский об общих вопросах искусства
§ 2 Красота «социальной личности» и красота отдельного человека в эстетике НО Лосского
§ 3 Разработка НО Лосским проблем эстетического и художественного восприятия

Введение:

Актуальность темы исследования.
Николай Онуфриевич Лосский (1870 - 1965) вошёл в историю русской мысли прежде всего как крупнейший философ-интуитивист, создатель оригинальной религиозно-философской концепции. Авторитетные представители самых разных направлений отмечали заслуги Лосского в разработке проблем гносеологии, логики, метафизики и философии ценностей. Благодаря работам Лосского русский интуитивизм оказал весьма существенное влияние на общее развитие культуры XX века, на философию искусства и эстетику.
Существенный интерес представляет жизненная судьба Лосского. В гимназические годы, будучи обвинённым в атеизме, будущий философ вынужден был покинуть Россию и продолжить образование за её пределами. Пребывание в Европе оказалось для будущего мыслителя недолговременным, но весьма плодотворным. Лосский успевает немного проучиться в Берне, пройти военную службу в Северной Африке, после чего снова возвращается на родину. Здесь он поступает в Петербургский университет, позже работает в нём уже в качестве преподавателя. После революции Лосский покидает Советскую Россию на печально известном «философском пароходе». После недолгих колебаний он решает остановиться в Чехословакии, где живёт с небольшими перерывами вплоть до окончания Второй мировой войны. После того, как советские войска заняли Братиславу, Лосский перебирается в Париж, а после в США. В Америке он занимается академической работой — преподаёт в Свято-Владимирской духовной академии (Нью-Йорк), пишет статьи, выступает с публичными лекциями.
Эта сухая биографическая справка ещё не даёт полного представления о том, насколько насыщенной была творческая жизнь мыслителя, а, кроме того - насколько она была продолжительной. Первая философская статья Лосского называлась «К идеалу» и вышла в
Литературном сборнике» 1896 года, а последняя его прижизненная публикация увидела свет в 1965 году в сборнике «На темы русские и общие» под заголовком «Идеал абсолютного добра как основа мировоззрения». Таким образом, активной научной деятельностью Лосский занимался почти семьдесят лет. В этом смысле равных ему среди русских философов XX века нет.
Наряду с С.Л. Франком, Лосский был крупнейшим представителем русской разновидности интуитивизма - гносеологического учения, базирующегося на принципе непосредственного знания. Идеи русского интуитивизма развивали также Д.В. Болдырев, С.А. Левицкий, ряд словацких философов (Й. Диешка, П. Гула), образовавших после второй мировой войны под прямым влиянием Н.О. Лосского интуитивно/ реалистическую школу. Все эти мыслители по-разному определяли сущность интуиции как средства познания мира, но их философские системы объединяло то, что здесь «последним основанием» бытия и познания признавалось «живое» отношение человека и мира, которое преодолевает расчленение реальности на субъект и объект. Рациональному познанию эти философы противопоставляли прямое постижение действительности при минимальном посредстве различных форм чувственного познания.
Лоссковский вариант философии интуитивизма был теснейшим образом связан с лучшими традициями европейской мысли. Будучи блестящим знатоком немецкого языка и переводчиком Канта, Лосский впитал в себя заложенные в них принципы. Обдумывая принципы построения своей собственной системы, он ориентировался на труды Лейбница, Канта, Гегеля, Шеллинга. Именно к Лосскому более чем к какому-либо другому из русских философов, применим эпитет «классический».
Глубиной и блестящим стилем изложения отличались историко-философские изыскания Лосского. Речь здесь идёт не только о его фундаментальной работе по истории русской философии1. Многие свои книги он предварял историческим экскурсом, справедливо полагая, что такой подход поможет застраховать читателя от ложных теорий и поспособствует более ясному пониманию излагаемой проблемы. Основательные знания в области истории философии позволяли Лосскому в большинстве своих работ смело оспаривать мнения авторитетных предшественников, аргументировано отстаивая при этом свою собственную позицию.
Со времён своего обучения на физико-математическом факультете Петербургского университета Лосский уделял значительное внимание вопросам естествознания. Это обстоятельство наложило в дальнейшем заметный отпечаток на его философскую деятельность, в которой он всегда руководствовался стремлением к строгости фактов и ясности изложения. Нередко в его работах (особенно дореволюционного периода) собственно философский материал иллюстрировался примерами из математики, физики, химии, биологии и других естественных наук.
Н.О. Лосский известен как человек необычайной широты интеллектуальных интересов, автор большого количества книг и публикаций. Он подвергал тонкому анализу проблемы из самых различных областей философского знания, а также общественно-политической мысли, психологии, логики, литературоведения.
Хотя в интуитивизме Лосского стремление к иррационализму проявилось, пожалуй, в минимальной степени, тем не менее, и он в какой-то мере поспособствовал тому кардинальному пересмотру ценностей и оснований европейской культурной традиции, который происходил в течение XX столетия. Одной из главных причин этого пересмотра был отказ от разума как начала, организующего вокруг себя весь познаваемый мир. Его следствием стало появление целого ряда тенденций, приведших, в конце концов, к постмодернизму.
1 Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Акад. проект, 2007. 5
Сложилась парадоксальная ситуация, одной из причин которой явилась как раз необычайно долгая творческая деятельность Лосского. На склоне лет Лосский был вынужден бороться с первыми проявлениями тех тенденций, в возникновение которых он сам внёс, пусть незначительную, лепту. Лосский был, по сути, единственным из основателей интуитивистской философии, который «пережил свою эпоху» и сумел вплотную столкнуться с весьма отдалёнными по времени следствиями «философии жизни» и интуитивизма.
Эстетика Лосского также по своей главной интенции классична. Она ориентирована на вечные ценности - Истину, Добро, Красоту, Любовь и по своим установкам решительно противостоит дегуманизации искусства, а также тем разновидностям художественной деятельности, которые характеризуются отсутствием каких-либо ценностных иерархий. В эстетике Лосского чётко прослеживается такая структура: главенствующее место занимает Бог и Царство Божие как средоточие глубокой духовной жизни, а подлинным искусством признаётся только такое творчество, которое направлено на совершенствование человека через осуществление его духовно-нравственных потенций. Предельно сближая сферы этики и эстетики, Лосский не приемлет проявлений абсурда, бессмысленности в работе художника.
Ученик Николая Онуфриевича С.А. Левицкий связывал кончину Лосского с концом русского религиозно-философского Ренессанса, давшего России и миру целую плеяду выдающихся мыслителей. Со смертью Лосского, пишет Левицкий, с русской культурной сцены ушёл «последний из могикан этой эпохи»1.
С учётом всего сказанного, достижения Лосского в трактовке философских и эстетических проблем, его взгляды на культуру приобретают особую актуальность. Их необходимо осмыслять, подвергая тщательному анализу.
1 Левицкий С.А. Последний из могикан русской философии // Новое русское слово. - 1965.-25 февраля. 6
Степень разработанности темы.
Творческое наследие Н.О. Лосского вызывает ныне в кругу исследователей русской философии большой интерес. В основном рассматриваются взгляды философа на проблемы гносеологии, метафизики и этики. А вот его эстетическая концепция всё ещё остаётся вне поля зрения учёных. Специального исследования проблем эстетики в интуитивизме Н.О. Лосского до сих пор не предпринималось. Нередко само словосочетание «эстетика Лосского» вызывает недоумение, воспринимается, как обозначение чего-то не существующего. При этом, как правило, ссылаются на широко известное высказывание В.В. Зеньковского, который в своей «Истории русской философии» писал: «Лосский справедливо признается главой современных русских философов, имя его широко известно всюду, где интересуются философией. Вместе с тем, он едва ли не единственный русский философ, построивший систему философии в самом точном смысле слова, — только по вопросам эстетики он пока (насколько нам известно) не высказался в систематической форме (курсив мой. - А.Р.), да по вопросам философии религии он коснулся в разных своих произведениях лишь некоторых — преимущественно частных вопросов»1.
Вплоть до 30-х годов XX века Лосский, действительно, не занимался специально вопросами эстетики. Его мысли этого периода о культуре и искусстве не собраны во всей своей совокупности в какой-то конкретной работе или работах. Они носят фрагментарный и несистематичный характер, рассредоточены по различным сочинениям, где тесно переплетаются с суждениями из прочих областей философского знания.
Впрочем, эту же тенденцию отчасти можно обнаружить и в творчестве Лосского 30-х — 60-х годов XX века, когда он уже написал специальные работы по эстетике. По замыслу философа, каждый элемент концепции должен быть зависим от других элементов, должен дополнять и
1 Зенъковский В.В. История русской философии. - М.: Акад. проект: Раритет, 1991. - С. 314. 7 обогащать их. Многочисленные суждения по проблемам эстетики, психологии, гносеологии, теории восприятия и т.д. содержатся в его работах них в едином комплексе.
Спустя всего несколько лет после того, как В.В. Зеньковский написал процитированные выше строки (1948 - 1950 гг.), Лосским были приведены в окончательную редакцию его собственно эстетические работы. В 1953 году увидела свет книга «Достоевский и его христианское миропонимание». Примерно в это же время в издательстве YMCA-press оказалась рукопись «Мир как осуществление красоты». В конце 50-х гг. была также издана книга «Характер русского народа» (1957), в которой Лосский, анализируя разнообразные черты русской культуры, затрагивает целый пласт нерассмотренных им ранее эстетических проблем.
Тем не менее, и после этого исследователи весьма избирательно подходили к его творчеству, останавливаясь в основном на проблемах теоретической философии. Почему, несмотря на наличие источников для исследования, эстетика Лосского до сих пор остаётся недостаточно изученной и не оцененной по достоинству?
Думается, что одна из причин кроется в весьма специфичном понимании Лосским красоты (кстати, именно вокруг этой категории им строится всё здание эстетики). Согласно Лосскому, красота — это фундированная ценность, которая возникает только как надстройка над какой-либо другой, более весомой положительной ценностью (или ценностями). Этика и эстетика вместе принадлежат к области аксиологии, нередко рассматриваются в тесной связи друг с другом; однако при определённого рода трактовке может сложиться впечатление, что эстетика всецело подчинена этике, не является самостоятельной частью философского знания и, следовательно, не заслуживает отдельного рассмотрения.
Ещё одним существенным препятствием для изучения эстетики Лосского является трудность её вычленения из совокупного состава философского знания. Как уже отмечалось выше, упоминания об 8 эстетических категориях, анализы того, что происходит в душе художника в процессе создания им произведения искусства и многие другие сходные темы молено найти не только в специальных эстетических работах Лосского, но и в тех его трудах, которые, казалось бы, к эстетике прямого отношения не имеют. Его умозаключения по поводу тех или иных эстетических проблем разбросаны по книгам разных лет. А если учесть то обстоятельство, что философское наследие Лосского довольно велико, то поиск эстетических проблем в его трудах может превратиться для исследователя в весьма непростую задачу.
Первые попытки анализа работ Лосского были предприняты ещё до революции и включали в себя в основном обсуждение его гносеологии на основании работы «Обоснование интуитивизма». Среди наиболее заметных членов «оппонентского круга» философа-интуитивиста можно выделить С.А. Аскольдова 1, Л.М. Лопатина2, H.A. Бердяева3, С.И. Поварнина4, В. Ивановского5, П. Мокиевского6. В целом, отношение к Лосскому у этих авторов доброжелательное. Они отмечают широкую эрудицию Лосского, объективный и адекватный разбор им философских учений прошлого. Это, впрочем, не мешает им высказывать своё несогласие с определёнными положениями его собственной теории познания. Первую попытку поместить Лосского в контекст истории у русской философии предпринял С.О. Грузенберг .
В советский период труды Лосского долгое время практически не изучались. По сути, единственным философским исследованием его о творчества до начала 1970-х годов была работа И.П. Чуевой . Позднее положение несколько изменилось к лучшему. В конце 80-х - начале 90-х
1 Аскольдов С.А. Новая гносеологическая теория Лосского // Журнал Министерства Народного Просвещения. - 1906. -№ 5.
2 Лопатин Л.М. Новая теория знания // Вопросы философии и психологии. - 1907. -№87.
3 Бердяев H.A. Об онтологической гносеологии//Вопросы Философии и психологии. - 1908.-№93.
4 Поварнин С.А. Об интуитивизме Лосского. - СПб., 1911.; Его же. Разбор «ответа» Лосского на мою критику интуитивизма. - СПб., 1912.
5 Ивановский В. О некоторых недоразумениях, вызываемых интуитивизмом Лосского. — Казань, 1913.
6 Мокиевскгш П. Обоснование интуитивизма Н.О. Лосского // Русское богатство. - 1907. -№19.
7 Грузенберг С.О. Очерки современной русской философии. - СПб., 1911.
8 Чуева И.П. Критика идей интуитивизма в России. - М., Л.: Изд-во АН СССР, 1963. См. также Чуева И.П. Критика теории познания русского интуитивизма // Вестник ЛГУ. - 1958. - №11. годов XX века работы о наследии Лосского стали появляться в СССР, а затем и в России. Среди авторов наиболее интересных публикаций - П.П. Гайденко, В.Я. Перминов, H.H. Старченко, В.А. Кувакин и М.А. Маслин, A.A. Овчаров, П.Б. Шалимов, В.П. Филатов, А.Г. Никулин1. Назовём также изданную в Белоруссии книгу Т.П. Короткой2.
Особого внимания заслуживают исследования по проблеме интуиции, предпринятые, начиная с 1960-х годов, В.Ф. Асмусом, М. Бунге, Я.А. Пономарёвым .
Добротному анализу подвергнуты работы Лосского в современных нам общих курсах истории русской философии (В.А. Кувакин4, А.Ф. Замалеев5, Л.Н. Столович6 и др.).
Из работ, вышедших после 2000 года, отметим статьи С.М. Половинкина, A.A. Ермичева, A.B. Усачёва, В. Л. Лехциера, О.
2 Короткая Т.П. В поисках новой рациональности. Религиозная философия в России конца XIX — начала XX вв.-Минск, 1994.
3 Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. - М.: Мысль, 1965; Бунге М. Интуиция и наука. - М.: Прогресс, 1967; Пономарёв Я.А. Основные звенья психологического механизма творчества // Интуиция, логика, творчество. — М.: Наука, 1987.
4 Кувакин В.А. Религиозная философия в России. -М.: Мысль, 1980.
5 Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии в 2-х ч. - СПб., 1994.
6 Столович Л.Н. История русской философии. - М.: Республика, 2005.
Карпаковой1, а также диссертационные исследования М.З. Хакимова и Н.В. Цепелевой2.
В среде русского зарубежья работы Лосского подвергались тщательному рассмотрению, наблюдалась оживлённая полемика о его месте в истории русской философии. О Лосском писали Б.В. Яковенко, С.А. Левицкий, В.В. Зеньковский, С.И. Гессен, Е. Спекторский, В.Н. Ильин3 и многие другие.
Выделим также некоторые работы самого Лосского. В своей «Истории русской философии» (1950)4 он излагает и осмысляет, в том числе, и своё собственное учение, а в «Воспоминаниях»5 вносит ясность в некоторые дискуссионные вопросы философии интуитивизма.
Единственная небольшая специальная статья по эстетике Лосского была написана И.А. Пузанским и опубликована в журнале, издаваемым на философском факультете УрГУ6. Можно также упомянуть работу Д.А.
2Хакилюв М.З. Структура теоретической философии Н.ОЛосского: Автореф. канд.философ.наук. — Саратов, 2006; См. также: Гасилин В.Н., Тепин Д.В., Хакичов М.З. Развитие мировоззрения всеединства: Н.ОЛосский, СЛ. Франк // Философия и общество. - М., 2007. Цепелева Н.В. Проблема добра и зла в учении Н.ОЛосского: Автореф.канд.философ.наук. - Саранск, 2005; Её же. Оригенизм в философии морали Н.О. Лосского // Философия реформ. - Новосибирск, 2006.
4 См. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Акад. прокт, 2007.
5 Лосский Н.О. Воспоминания. Жизнь и философский путь. - СПб.: Изд-во СПбГУ, 1994.
6 Пузанский И.А. Эстетика Н.О. Лосского как учение об осуществлении красоты // София. Рукописный журнал Общества ревнителей русской философии. - Екатеринбург. — 2000. -№1.
Цыплакова, в которой осуществляется попытка оценить степень влияния эстетики Гегеля на взгляды B.C. Соловьёва и Н.О. Лосского1.
Цели и задачи исследования.
Основной целью исследования является всесторонний анализ эстетической системы Лосского как целостного учения о красоте в мире и в искусстве. Исходя из этой цели, были сформулированы следующие задачи:
1. Выявить отношение Лосского к эстетическим концепциям прошлого и современности, проследить, чью традицию развивает он сам, кто из мыслителей и в какой мере повлиял на него.
2. Рассмотреть самобытное религиозно-философское эстетическое учение Лосского в его тесной связи с интуитивистскои теорией познания.
3. Проанализировать позицию Лосского относительно общих вопросов искусства, а также теории художественного восприятия.
4. Раскрыть понимание Лосским красоты отдельного человека и «социальной личности» (включая анализ ряда образов из произведений Ф.М. Достоевского).
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования.
Методология исследования определяется особенностями материала и спецификой избранной темы. В качестве методологических основ предпринятого исследования были использованы:
1. Конкретно-исторический метод, обеспечивающий подход к эстетике Лосского как к явлению, существующему и развивающемуся в определённом культурном контексте.
1 Цыплаков Д.А. Влияние эстетики Гегеля на онтологические и гносеологические основания эстетики В.С.Соловьёва и Н.ОЛосского // Духовно-нравственные основы российской культуры и образования. — Новосибирск, 2006.
2. Сравнительный метод, позволяющий сопоставить взгляды Лосского на вопросы искусства и эстетики с позициями других теоретиков искусства.
3. Системно-структурный метод, благодаря которому возможно рассмотреть элементы философии Лосского по отдельности, не нарушая при этом их внутреннего системного единства.
Адекватное изложение эстетических взглядов Лосского возможно только в контексте всей его философской системы. Такой подход потребовал привлечения к диссертационному исследованию широкого круга источников. В ходе работы для всестороннего изучения эстетической концепции Лосского диссертантом был осуществлён синтез достижений различных дисциплин: гносеологии, онтологии, этики, искусствознания, психологии.
Исследование проводилось по двум направлениям:
1. Анализ общефилософских работ Лосского с целью выявления в них эстетической проблематики.
2. Анализ и обобщение теоретического материала, содержащегося в собственно эстетических произведениях Лосского.
Научная новизна исследования заключается в том, что в нём:
1. Эстетика Лосского во всей своей совокупности рассматривается впервые в отечественной научной литературе и представлена как целостный компонент его философии.
2. В исследовании выявляется отношение Лосского к различным философским и эстетическим течениям - неоплатонизму, неолейбницианству, немецкой классической философии, неокантианству, интуитивизму Бергсона.
3. В работе раскрываются особенности трактовки Лосским понятия «идеал красоты», а также сопоставляются типы красоты на различных уровнях бытия.
4. Обстоятельному анализу подвергнуты взгляды Лосского на общие вопросы искусства, а также его понимание роли искусства в жизни человека.
5. Понимание Лосским красоты отдельного человека и «социальной личности» рассмотрено в исследовании, в соответствии с замыслом самого философа, на конкретных материалах. В первом случае речь идёт об образах из литературных произведений Ф.М. Достоевского, во втором — о выявлении Лосским характерных черт русского народа.
6. Выявлено отношение Лосского к различным теориям эстетического и художественного восприятия и проанализирована его собственная позиция по данному вопросу.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Философия Лосского представляет собой целостную систему, в которой эстетика тесно связана со всеми остальными отделами философского знания.
2. Эстетика Лосского в своей основной интенции классична. Она испытала на себе влияние, в частности, идей B.C. Соловьёва, представителей немецкой классической философии, русских неолейбницанцев (А.А.Козлов).
3. Своеобразный характер эстетики Лосского определяют: разделение сферы бытия на Царство Божие и психо-материальный мир; стремление философа к предельному сближению субъекта и объекта.
4. Ядром эстетической концепции Лосского является «онтология красоты».
5. Красота, по Лосскому, представляет собой совокупность всех ценностей, воплощённых чувственно.
6. Центральное понятие в философской эстетике Лосского — понятие личности. Подлинным мерилом красоты во всех сферах бытия является понятие чувственно выраженной индивидуальности субстанциального деятеля». Абсолютная красота возможна только в Царствии Божием.
Научно-практическая значимость диссертации.
Результаты исследования расширяют представление о богатстве идей и теоретических построений в русской эстетике XX века и содействуют более глубокому постижению философского учения Лосского в целом. Содержащиеся в работе материалы могут быть использованы в общих и специальных курсах по эстетике, истории русской философии, культурологии, искусствознанию.
Просмотров: 180 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031