Форма входа

Главная » 2014 » Июнь » 3 » Скачать Движение иудействующих в России : XVIII - начало XX вв.. Хижая, Татьяна Игоревна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:11
Скачать Движение иудействующих в России : XVIII - начало XX вв.. Хижая, Татьяна Игоревна бесплатно
Движение иудействующих в России : XVIII - начало XX вв.

Диссертация

Автор: Хижая, Татьяна Игоревна

Название: Движение иудействующих в России : XVIII - начало XX вв.

Справка: Хижая, Татьяна Игоревна. Движение иудействующих в России : XVIII - начало XX вв. : диссертация кандидата философских наук : 09.00.13 Санкт-Петербург, 2007 245 c. : 61 07-9/333

Объем: 245 стр.

Информация: Санкт-Петербург, 2007


Содержание:

1 Введение С
Глава
I Движение иудействующих в историко-культурном контексте С
11 Проблема происхождения движения иудействующих С
12 Субботники и евреи: влияние иудейской традиции на развитие движения иудействующих С
Глава
II Религиозные представления иудействующих С
21 Образ Христа и отношение к Новому Завету в мировоззрении иудействующих С
22 Эсхатологические и мессианские представления иудействующих Эсхатологическое движение конца XIX в и эмиграция субботников в Палестину С
Глава
III Раснространение движения иудействующих С
31 Заключение С
32 Приложения С
33 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность темы исследования. На протяжении последних двух тысячелетий религиозный поиск, связанный с восприятием и пониманием еврейской Библии в нееврейской среде, является постоянным и универсальным фактором человеческой истории, усиливаясь в определённые периоды. Понять природу этого поиска, основания его устойчивости, уяснить причины активизации в те или иные эпохи, особенности проявления в той или иной культуре серьёзная задача для историков, культурологов и религиоведов. Нееврейские религиозные группы, тяготеющие к иудаизму, конструирующие свои представления и практики на основе еврейской Библии, появляются на исторической сцене ещё в период эллинизма. С зарождением христианства число их значительно умножается. Они были известны на раннехристианском Востоке (мандеи, гипсистарии), в Северной Африке эпохи заката Римской империи (т.н. «небожители» или «страшащиеся небес»), в средневековых Византии (афингане), Болгарии («жидовствующие»). Западной Европе (пассагии и циркумцизии) и Древней Руси (московско-новгородские еретики). Религиозное брожение эпохи Реформации, усилившийся интерес к Ветхому Завету вызвали к жизни течения, в той или иной стенени отстунившие от христианских догматов и/или склонявшиеся к соблюдению обрядов иудейской религии (восточно- и западно-европейские иудействующие). В XX в. к их числу добавились т. н. «чёрные евреи» США, иудействующие Южной Америки, Японии, Индии и нроч. В России эпохи Нового времени религиозная ориентация на Ветхий Завет кристаллизовалась в движение иудействующих (субботничество). С одной стороны, это религиозное движение вписывается в общий поток известных иудействующих течений, обнаруживая черты, свойственные всем религиозным группам подобного рода. С другой стороны, зародившись и развиваясь в конкретном историко-культурном контексте, является отражением специфических российских реалий. В «таинственное» по причине неясных корней и XIX веке религиозно- психологических мотивов превращение части русского населения в иудеев приковывало внимание Церкви и правительственных кругов, дразнило любопытство этнографов и сторонних наблюдателей. До сих пор движение субботников XVIII-XX этап, остается захватывающей русского сектантства, столетий, а особенно его начальный и малоизученной страницей истории скрупулёзного внимания требующей исследователей. В современном обществе, нережившем процесс секуляризации, в условиях гражданских свобод, стирания конфессиональных границ все большее значение приобретает фактор личного религиозного выбора. Это обуславливает появление религиозных групп, стоящих вне привычных конфессиональных сообществ и подчас не имеющих организационных структур, четко сформулированного «кредо», синкретичных по вероучению и культовым практикам, аморфных по своему характеру. Организационная слабость подобных движений на фоне социальных потрясений предопределяет их недолговечность. Не исключение из этого правила и движение иудействующих. Трагические события русской истории XX века, репрессии против верующих, исчезновение крестьянства, главного социального носителя субботничества, нривели к практически полному (с конца 1980-х гг. начал осуществляться массовый отъезд иудействующих в Израиль) исчезновению этого феномена из жизни России. Тем более необходимо увековечить его на страницах научных исследований.Степень разработанности темы. В отечественной историографии отсутствуют труды, посвященные комплексному религиоведческому анализу движения иудействующих. Однако интерес к феномену субботничества возник давно. Первые отклики на появление нового течения в русском религиозном инакомыслии встречаются у авторов первой четверти XVIII в. митрополита Димитрия Ростовского, и. т. Посошкова, архиепископа Феофилакта Лопатинского Их сочинения носили исключительно полемическую направленность и содержали весьма скудные и неопределённые сведения о субботниках. Обличительный антистарообрядческий и антисектантский характер имел также изданный в 90-х гг. XVIII в. труд протоиерея А. И. Журавлёва, дающий краткую характеристику «жидовствующих»."* Серьёзное изучение русского сектантства начинается только с середины XIX столетия. С начала 1860-х гг. эта тема становится возможной для публичного обсуждения. Неоднозначное восприятие обществом данного явления породило разнообразие позиций по отношению к религиозным диссидентам. Внимание исследователей привлекло и движение приверженцев «ветхозаветной веры». Анализом этого феномена занимались, прежде всего, представители официального направления: церковные авторы и чиновники Министерства внутренних дел. Именно им принадлежит наибольшее количество работ по этой теме. Целью данных исследований и было раскрытие антихристианского, движения антицерковного антигосударственного характера Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский. Розыск о раскольнической брынской вере, о учении их, о делах их. М., 1824. Посошков И. Т. Зеркало очевидное. Редакция полная. Издал А. Царевский. Казань, 1898-1905. ВыпЛ-П; Он же. Сборники писем И.Т. Посошкова к митрополиту Стефану Яворскому. Сообщил В.И. Срезневский. СПб,, 1900. Труд Феофилакта Лопатипского «Обличение неправды раскольнической» цитируется П. И. Мельниковым. См.: Мельников П. И Письма о расколе Мельников П.И. (Андрей Печерский) Собрание сочинений в шести томах. М., 1963. Т. 6. 223. Журавлев А.И. Полное историческое известие о древних стригольниках и новых раскольниках, так называемых старообрядцах. М., 1890.иудействующих, что определило специфику «официального» сегмента отечественных трудов по истории субботничества. Целенаправленное изучение раскола и сектантства светскими исследователями в дореволюционный период осуществлялось под эгидой Министерства внутренних дел, одной из функций которого был контроль над конфессиональной ситуацией в стране. Чиновники министерства, занимавшиеся вероисповедными вопросами, стали первыми авторами работ по религиозному инакомыслию и анализу положения отдельных сект. Известный популяризатор истории и культуры старообрядчества и сектантства, связанный по службе в МВД с «раскольническими делами», П.И. Мельников в Не «Письмах будучи о расколе» с затронул проблему делами об «жидовствующих». знаком архивными иудействующих и с жизнью современных ему субботнических общин, П. И. Мельников пришёл к совершенно неосновательному выводу о том, что особой секты «Моисеева закона» «в русском народе нет и не бывало». Он утверждал, что название субботников неправомерно присвоено отчасти русским «мистикам», отчасти хлыстам, а главным образом, молоканамсубботникам, у которых он находил сходство с «западными социнианами». При этом исследователь отрицал столь очевидные факты, как совершение «жидовствующими» обрезания, соблюдение других ветхозаветных праздников и обрядов и ожидание пришествия Мессии. Рассуждения П. И. Мельникова свидетельствуют о том, сколь мало известным было движение «русских израильтян» даже образованному обществу середины XIX в. Фундаментальным исследованием истории правительственных распоряжений «по расколу» стал опубликованный в конце 50 начале 60-х гг. XIX в. труд чиновника особых поручений при министре внутренних дел Мельников П. И. (Андрей Печерский). Письма о расколе Собрание сочинений в 6 томах. Т. 6. М., 1963. С 193-252.Н.В. Варадинова. Автор извлёк из архивов МВД множество ценных материалов по истории иудействуюших, начиная с первых десятилетий XIX в., и пересказал их содержание.Хотя в книге преобладает описательный подход, Н. В. Варадинов предлагает читателю и свои размышления о субботничестве, в частности, о его генезисе. Он отвергает мнение о самостоятельном происхождении движения, полагая, что имеющиеся архивные источники не позволяют игнорировать еврейское влияние. Несхожесть верований и обрядов сектантов с иудейскими исследователь объясняет редкими контактами между евреями и субботниками, заставлявшими последних ограничиваться чтением Ветхого Завета. Опираясь на многочисленные документы министерства, автор называет ошибочными рассуждения об отсутствии в русском сектантстве течения иудействующих, о тождестве последних с молоканами. Возможно, это был ответ на «Письма о расколе» П.И. Мельникова, появившиеся в печати практически одновременно с трудом Н.В. Варадинова. Главное значение его работы заключалось в том, что он впервые ввёл в научный оборот массу источников, на которые ссылались впоследствии исследователи движения «жидовствующих». Но заказу МВД публицистом Ф, В. Ливановым был написан пятитомный труд о сектантах и старообрядцах «Раскольники и острожники», изданный в 70-х гг. XIX BJ Субботники не были предметом специального исследования автора, но в очерках, посвященных молоканству, он обращался и к теме иудействующих, прибегая к некоторым архивным следственным материалам. Ф.В. Ливанова, как и практически всех, кто писал о «ветхозаветниках», интересовал вопрос об истоках движения. Он считал, что субботники появились в результате перехода жидовствующих, сохранившихся в России с XV в., в Варадинов Н. В. История Министерства внутренних дел. В 8 т. СПб., 1858 1863. Ливанов Ф. В. Раскольники и острожники. В 5 т. СПб., 1871-1875.молоканскую секту. Но это суждение носило исключительно гипотетический характер. В 1885 г. вышло в свет сочинение Н. Дингельштедта, чиновника, служившего в судебном ведомстве, «Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту». Автор жил среди сектантов Закавказья молокан, нрыгунов, иудействующих и изобразил всё, лично им увиденное и услышанное. Он предупреждает, что предлагаемая им книга не претендует на анализ, представляя «ряд картин, списанных с натуры». Н. Дингельштедт описывает жизнь субботников села Еленовка: их занятия, быт, отношения с другими сектантами; передаёт содержание своих бесед с ними. Книга имеет ценность как источник сведений о последователях «Моисеева закона», их представлениях, религиозных практиках, отношениях с евреями, самоидентификации. К разряду ведомственных авторов следует отнести Д. Бондаря, написавшего очерк о сектантах, в число которых вошли и последователи «Моисеева закона». Эта работа появилась как результат целенаправленного изучения им сектантства в различных российских губерниях, куда исследователь был командирован в 1911-1912 гг. Министерством внутренних дел. Она содержит не только описание увиденного, но представляет попытку обобщения и систематизации информации о приверженцах выделяет «ветхозаветной веры». Д. Бондарь в движении «жидовствующих» три течения молокан«караимитов» и иудействующих и поочерёдно субботников, рассматривает каждое из них. Его интересует география расселения сектантов, особенности их «вероучения» и обрядовых практик, степень прозелитической активности, специфика ментальности и идентичности. Дингельштедт Н. Закавказские сектанты в их семейном и религиозном быту. СПб., 1885. Бондарь С Д. Секты хлыстов, шалопутов, духовных христиан, старый и новый Израиль и субботников и иудействующих. Пг., 1916.семейная жизнь. Выводы автора отличаются некоторой схематичностью, отчасти потому, что за рамками исследования остались такие важные очаги проживания субботников, как Сибирь, Закавказье и Астраханская губерния. Сам тон повествования правительственного чиновника не содержит обличительного пафоса, приближаясь к нейтральному, в чём можно увидеть веяние времени. После изменения государственной политики по отношению к религиозным диссидентам, связанного с провозглашением принципов веротерпимости в 1905 г., наблюдается либерализация в официальном направлении русского сектоведения. Начиная с 70-х гг. XIX последователей «Моисеева в., и вплоть до является 1917 г. движение внимания закона» объектом церковных авторов и миссионеров, и это вполне объяснимо. В последней четверти XIX начале XX вв. Церковь переживает пик миссионерской активности: почти во всех епархиях создаются миссионерские братства и союзы, проводятся публичные диспуты между сектантами и православными, издаются специальные миссионерские журналы. К этому времени относится обширная миссионерская литература, затрагивающая, в том числе, и проблему иудействующих. В статьях епархиальных миссионеров и свяш;енников т. п. «сектантских сёл», К. Попова,* М. Третьякова, Д. Боголюбова П. Богословского, А. Юницкого,* Парадизова, М., Головкина и др., анонимных авторов церковной печати Попов К. На молитвенных собраниях у субботников (Из дорожного дневника) Странник. 1887. Т. 2. 183-211. Третьяков М. Сектантство Тамбовской губернии. СПб., 1911. Боголюбов Д. Тамбовские жидовствующие Миссионерское обозрение. 1898. Май. 797-801. Богословский П., священник. Субботники в селе Каменки Тамбовские епархиальные ведомости. Приложение. 1878. К 7. 1-20. Юницкий А. Сектантские гнезда на Кавказе Христианское чтение. 1895. Ч. 1. 142-164. Парадизов С, священник. О деятельности миссионера среди молокан в селах Пришибе и Заплавпом Царевского уезда за время с 1880 по 1884 гг. Астраханские епархиальные ведомости. 1885. №4. 58-61.представлен богатый фактический материал об общинах «жидовствующих», локализующихся в различных губерниях России. Это информация о появлении субботников в данном регионе, их численности, вероучении, обрядности, отношениях с властями и православным окружением, контактах с евреями, уровне нравственности, течениях внутри сектантского социума и т. д. Представлены в литературе подобного рода и тезисы полемических собеседований духовенства с сектантами. Эти работы могут быть использованы в качестве нарративных источников. Они носят, главным образом, описательный характер, слабо структурированы; их характер обусловлен практической задачей, поставленной перед духовенством борьбы с «вредным» сектантским течением. Ценность этих исследований определяется, однако, тем, что их авторами являются не просто современники «жидовствующих», но люди, тесно контактировавшие с последними, порой в течение длительного срока. Кроме того, некоторые работы, не ограничиваясь повествованием, содержат элементы анализа: например, пытаются выяснить происхождение движения, установить критерии классификации течений внутри него. Ряд авторов ссылается не только на свои личные наблюдения, но и на письменные источники архивы местных церквей, духовных консисторий, рукописи субботников и даже на эпиграфику. Особенно интересны в этом отношении статьи астраханских священников К. Попова и М Тифлова. К. Попов даёт подробное описание некоторых религиозных практик иудействующих, цитируя имевшийся у него рукописный обрядник. М. Тифлов публикует интереснейший памятник воззвание субботника к своим единоверцам, написанное в период эсхатологического Головкин М. Вечер у субботников. Оренбург, 1897. "Третьяков М. Надгробные надписн субботников и молокан села Рассказова Тамбовского уезда Миссионерское обозрение. 1906. No3. 376-380. К. П. Обряд совершения брака у субботников, их моления нрн погребении умершего и "молебен за Царя и отечество" Киевские енархиальные ведомости. 1881. №12. 11-14. 10 движения, охватившего астраханских сектантов в последние десятилетия XIX в. Описанию этого феномена, а также эмиграции «жидовствующих» в Палестину специально посвящены исследования астраханского миccиoнepa. В целом, письменная деятельность «миссионерского» круга оказалась весьма продуктивной с точки зрения собирания эмпирического материала и его первичного анализа. Начало XX вв. было ознаменовано появлением церковно- миссионерских сочинений, в которых намечаются тенденции к обобщению и систематизации накопленного о многочисленных сектах материала. Ряд авторов В.М. Скворцов," Т.И. Буткевич, И. Айвазов, Н.И. Ивановский и др. уделили внимание и последователям «Моисеева закона». В трудах известного миссионера, чиновника особых поручений при Обер-прокуроре Синода В.М. Скворцова и харьковского профессора, протоиерея Т.И. Буткевича, а отчасти и специалиста по сектам И.Г. Айвазова, присутствуют попытки представить историю возникновения и развития движения «русских евреев», охарактеризовать различные направления внутри сообщества субботников, описать разнообразие их религиозных представлений и практик. В целом, эти работы представляют собой компиляцию и обобщение имевшейся на тот момент церковной и светской литературы о приверженцах «ветхозаветной веры». Выводы, к которым приходят авторы, страдают, однако, тенденциозностью и упрощённостью. Заключения, сделанные исследователями конкретных Тифлов М. Современное движение между субботниками Астраханские енархиальные ведомости. 1892. №21. 650-661. Он же. О нереселении сектантов жидовствующих в Палестину Миссионерское обозрение. 1904. 5. 530-537. Скворнов В. Записка о существующих в старообрядчестве и сектах толках и согласиях, с конснективным изложением существа учения и культа. РГИА. Ф. 796. Он. 190. Отд. 6. Ст. 3. Д. 146 а. Л. 101-209. Буткевич Т. И. Обзор русских сект и их толков. Пг., 1915. Айвазов И. Русское сектантство. М., 1915. Ивановский Н.Н. Руководство но истории и обличению старообрядческого раскола с присовокуплением сведений о сектах рационалистских и мистических. Ч. 1-2. Казань, 1909-1913. 11 сектантских общин в конкретный исторический период, экстраполируются на всё сообщество иудействующих. Так, например, представления, присущие определённым течениям или группам внутри субботничества, приписываются всем «жидовствующим» без исключения. В результате, движение характеризуется как имеющее ярко выраженный антихристианский, антигосударственный и антирусский характер. Оно описывается как полный отказ от родины и «национальности», как трансформацию «русского народа» в «еврейский народ». При этом авторы исходят из своих собственных воззрений, не принимая во внимание специфику крестьянской религиозности, того, что сектанты отождествляли себя с библейским «Израилем», не говоря уже о сложных отнощениях их с иудаизмом и иудеями. Мало учитывается фактор неоднозначности, многослойности, определённой «полифоничности» феномена субботников. С середины XIX в. проблема сектантства рассматривалась и в светской неофициальной литературе. Она привлекает внимание известного историка Н.И. Костомарова, который публикует в журнале «Отечественные записки» статью о молоканах, написанную в результате личного наблюдения автора за жизнью саратовских сектантов." Н.И. Костомаров характеризует религиозные представления местных молокансубботников, отличавшиеся значительным своеобразием. В это же время интерес к движению иудействующих возникает в отечественной этнографии. В «Отечественных записках» вышел очерк писателя и этнографа Максимова «За Кавказом», в котором он описал своё посещение села Привольного закавказской «столицы» субботников. Максимов оказался «первооткрывателем» расслоения сектантского движения на два «толка»: субботников и геров. Он попытался Костомаров Н. Воспоминание о молоканах Отечественные заниски. 1869. №3. 57-68. Максимов За Кавказом (из дорожных заметок) Отечественные записки. 1867. Май. 333-353. 12 выяснить различия между течениями, найти объективные основания для этого
Просмотров: 154 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30