Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов - психологов в процессе обучения. Поддубная, Татьяна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
12:25
Скачать Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов - психологов в процессе обучения. Поддубная, Татьяна бесплатно
Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов - психологов в процессе обучения

Диссертация

Автор: Поддубная, Татьяна Константиновна

Название: Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов - психологов в процессе обучения

Справка: Поддубная, Татьяна Константиновна. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов - психологов в процессе обучения : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.07 Белгород, 1998 175 c. : 61 98-19/128-5

Объем: 175 стр.

Информация: Белгород, 1998


Содержание:

Введение
Глава 1Теоретические основы исследования когнитивных компонентов профессионального самосознания будущих психологов
11 Процесс профессионализации, его сущность и этапы
12 Структура и уровни профессионального самосознания
13 Когнитивные компоненты профессинального самосознания практических психологов
Глава2 Организация и методика исследования
21 Психосемантический подход к исследованию профессионального самосознания
22 Диагностическая модель и методика исследования
ГлаваЗ Особенности развития когнитивных компонентов профессионального самосознания будущих психологов в процессе обучения
31 Содержательные и структурные параметры образа "Я" будущего психолога
32 Особенности образа "Клиента" в структуре профессионального самосознания будущих психологов
33 Сравнительный анализ особенностей когнитивных компонентов самосознания студентов по курсам обучения
34 Психолого - педагогические условия развития когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов

Введение:

Рост общественной потребности в психологических знаниях предполагает повышение требований к качеству образования психологов. Вопросы устранения разрыва между научной психологией и ее прикладными аспектами, перехода к интегрированному и личностно-ориентированному обучению в процессе подготовки практических психологов находят отражение в работах
A.Ф.Бондаренко, И.В.Дубровиной, И.А.Зимней, И.Б.Котовой, В.А.Лабунской, П.В.Лебедчук, В.Я.Ляудис, А.К.Марковой, Д.Б.Обориной, В.Ф.Петренко,
B.А.Петровского, Е.С.Романовой, Е.Е.Сапоговой и др.
Анализ литературы по проблеме развития профессионального самосознания психологов в студенческом возрасте, динамики когнитивных компонентов в его структуре показывает, что эта проблема относится к числу недостаточно изученных (Г.А.Берулава, А.Ф.Бондаренко, А.И.Зеличенко, Т.В.Кудрявцев,
A.Г.Лидерс, В.Я.Ляудис, М.В .Молоканов, Д.В.Оборина, В.Ф.Петренко, Г.И.Степанова). Она более изучена в отношении педагогов (И.Л.Баскакова,
B.Н.Козиев, Т.В.Кудрявцев, Н.В.Кузьмина, В.В.Белоус, С.Л.Белых, Е.В.Конева, Л.Н.Кулешова, П.В.Лебедчук, А.К.Маркова, Л.М.Митина, П.А.Просец-кий, М.А.Резниченко, Е.С.Романова, А.Т.Ростунов, В.А.Сластенин и др.).
Профессиональное самосознание практических психологов на этапе обучения в своем развитии детерминировано общими закономерностями процесса подготовки специалистов психолого-педагогического профиля, но имеет и свои особенности, связанные с развитием когнитивных компонентов в его структуре. Их исследование раскрывает процессуальный аспект персонализа-ции знаний, распредмечивания задаваемой в процессе обучения модели профессиональной деятельности, путь восхождения от "Я - не вполне сформировавшаяся личность, не профессионал" к "Я - начинающий специалист". Учет этих особенностей позволяет, на наш взгляд, решать вопросы доступности и соотнесенности информационной основы деятельности этапу обучения и уровню профессионального самосознания будущего психолога. Процесс осознания особенностей профессионального самосознания самими студентами, развивая их рефлексивные способности, способствует формированию конгруэнтности личностного и профессионального компонентов в структуре самосознания будущих психологов.
Учет основных тенденций развития когнитивных компонентов профессионального самосознания, расширяя технологические возможности обучения, является одним из условий индивидуально-ориентированного, центрированного на личности студента процесса обучения в вузе.
Возрастающая потребность в практических психологах, необходимость совершенствования технологий их подготовки, с одной стороны и недостаточность информации об особенностях развития профессионального самосознания и когнитивных компонентов в его структуре, с другой стороны, определили выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы особенности развития когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе обучения.
Объект исследования - процесс профессионализации практических психологов в условиях вузовского обучения.
Предмет - развитие когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе профессионализации.
Гипотеза исследования: профессиональное самосознание представляет собой динамичную структуру, характеризующуюся разной степенью осознанности, когнитивной сложности, интегрированности и конгруэнтности личностного и профессионального компонентов и она в своем развитии проходит ряд этапов, обусловленных как индивидуальными особенностями студентов, так и курсом их обучения.
В соответствии с гипотезой исследования выдвигались следующие конкретные задачи:
1. Определить сущность, особенности процесса профессионализации практических психологов на этапе обучения в вузе.
2. Изучить особенности динамики личностного и профессионального компонентов структуры профессионального самосознания будущих специалистов.
3. Выявить содержание и динамику основных ролевых диспозиций в структуре когнитивных компонентов профессионального самосознания.
4. Выделить этапы становления когнитивных компонентов профессионального самосознания в процессе обучения.
5. Разработать научно-практические рекомендации по оптимизации процесса обучения студентов-психологов с учетом динамики когнитивных компонентов профессионального самосознания.
Методы исследования:
• тест личностных конструктов Дж.Келли (ТЛК). В исследовании применялся вариант оценочной репертуарной решетки, заданные элементы, выявленные (в первой серии эксперимента) и заданные (во второй серии эксперимента) конструкты, семибальная шкала;
• свободный ассоциативный эксперимент;
• индивидуальная и групповая беседы со студентами.
В исследовании принимали участие студенты-психологи 1-5 курсов обучения, слушатели первого курса обучения спецфакультета, получающие второе высшее образование по специальности "психология" Белгородского государственного университета, всего - 270 человек.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Когнитивная подструктура профессионального самосознания является сложной, многофункциональной системой, личностный и профессиональный компоненты которой отражают особенности процесса профессионализации студентов-психологов и выступают в качестве одного из критериев его успешности. Существенными составляющими в структуре когнитивных компонентов профессионального самососознания являются образы "Я", "Психолог",
Личность", "Клиент".
2. В период обучения в вузе в когнитивных компонентах профессионального самосознания практических психологов происходят изменения, обусловленные как индивидуальными особенностями студентов, так и этапом их обучения.
3. Динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания проявляется в степени разработанности, осознанности, интегрированности образов "Я", "Психолог", "Личность", "Клиент".
4. Особенности развития когнитивных компонентов профессионального самосознания позволяют выделить два периода в процессе профессиональной подготовки практических психологов: первый - при переходе студентов с третьего курса на четвертый, когда происходит качественное изменение уровня профессионального самосознания, второй - на пятом курсе, он характеризуется снижением уровня личностного компонента в структуре профессионального самосознания.
Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что изучена динамика когнитивных компонентов профессионального самосознания студентов-психологов в процессе всего периода обучения. Проанализированы личностный и профессиональный компоненты в общей структуре профессионального самосознания и выявлены особенности развития каждого из них. Проанализированы основные ролевые диспозиции студентов в учебно-профессиональном пространстве, что позволило выявить общие тенденции, содержание и особенности развития образов "Я", "Личность", "Психолог", "Клиент" на разных этапах обучения. Образ "Я" рассмотрен в его временных структурных компонентах, проанализирована взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего в самосознаниии студентов, выделены тенденции развития и варианты деструктуризации образа "Я". Показано, что варианты структуры образа "Я" у студентов различных курсов имеют как различную природу, так и различную содержательную наполненность. Выделены этапы становления когнитивных компонентов профессионального самосознания студентовпсихологов.
Практическая значимость работы определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы для оптимизации процесса подготовки практических психологов, в плане реализации личностно-ориентированного подхода, направленного как на формирование индивидуального стиля деятельности, так и своевременную профилактику возможных деформаций личности. Модель исследования позволяет определить содержательные и структурные особенности профессионального самосознания, сформированность его на этапе обучения и может быть использована в диагностической и коррекционной работе со студентами.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на межвузовских научно-методических конференциях: "Проблемы гуманитаризации высшего образования" (г. Белгород, 1993); "Инновационные формы и методы в преподавании гуманитарных наук" (г. Белгород, 1995); "Формирование духовной культуры в преподавании гуманитарных наук" (г. Белгород, 1996); на первой Всероссийской конференции по психологии (г. Москва, 1996); на второй Всероссийской конференции по психологии (г. Ростов-на-Дону, 1997); на Российско-Украинской научно-практической конференции (г. Белгород, 1997); на Российской межвузовской научно-методической конференции профессорско-преподавательского состава и молодых ученых: "Социально-исторические и духовные основы российской культуры" (г. Белгород, 1998); на кафедре психологии, на лекционных и практических занятиях по курсам "Методология и методы исследования", "Психодиагностика и коррекция личности", "Социальная психология" Белгородского государственного университета (1994 - 1997г.г.).
Просмотров: 160 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031