Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Дидактические условия развития языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов. Чиликова, Наталья Александровна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:51
Скачать Дидактические условия развития языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов. Чиликова, Наталья Александровна бесплатно
Дидактические условия развития языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов

Диссертация

Автор: Чиликова, Наталья Александровна

Название: Дидактические условия развития языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов

Справка: Чиликова, Наталья Александровна. Дидактические условия развития языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов : диссертация кандидата педагогических наук : 13.00.01 Казань, 2004 228 c. : 61 04-13/1513

Объем: 228 стр.

Информация: Казань, 2004


Содержание:

Глава 1Развитие языковой культуры личности как педагогическая проблема
11 Вопросы языкового развития личности в истории педагогики
12 Сущность, структура и функции языковой культуры студента вуза
13 Критерии и уровни развития языковой культуры
Выводы по главе
Глава 2 Особенности процесса обучения языковой культуре студентов неязыковых факультетов
21 Диагностика исходного уровня развития языковой культуры студентов, постановка цели и задач языковых курсов, выбор приоритетных педагогических принципов
22 Выбор содержания обучения государственным языкам студентов неязыковых факультетов вузов и межпредметное интегрирование курсов «Русский язык и культура речи» и «Татарский язык»
23 Дидактические возможности форм, методов и средств обучения языкам и мониторинг качества языкового развития
24 Гуманитарная практика как оригинальная форма совершенствования и мониторинга языковой культуры студентов
Выводы по главе
Глава 3 Опытно-экспериментальное исследование условий развития языковой культуры студентов
31 Планирование и организация педагогического эксперимента Диагностирующе-констатирующий эксперимент
32 Формирующе-контролирующий эксперимент Системная диагностика уровней развития языковой культуры в процессе изучения государственных языков и в период прохождения и защиты гуманитарной практики
33 Итоговая диагностика уровней развития языковой культуры студентов Обобщение результатов
Выводы по главе

Введение:

Актуальность исследования.В условиях рыночной экономики и острой конкуренции к современному специалисту предъявляется ряд жестких требований: помимо профессиональных знаний, умений и навыков необходимо владение персональным компьютером, иностранными языками, а также лингвоэтическими нормами государственного языка и приемами успешной коммуникации. Речь — своего рода «одежка», по которой встречают потенциального работника, делового партнера, руководителя. Однако современное состояние языка и уровень развития языковой культуры разных слоев российского общества вызывают серьезную тревогу ученых. Очевидна необходимость совершенствования языковой культуры личности на всех ступенях образования. Это общедидактическая проблема. Сегодня срочно нужны учебные программы, учебники и учебные пособия, а также надежные педагогические технологии, позволяющие поднять уровень языковой культуры будущего специалиста. Еще более острой и актуальной данная проблема становится в условиях официального билингвизма.Степень разработанности проблемы.Проблеме обоснования языковой подготовки учащихся в дидактике уделяется постоянное внимание. Пользуются широкой известностью как теоретико-методологические, так и практико-методические исследования языковой подготовки.Теоретические аспекты развития языка и речевой культуры были изложены педагогами: Ушинским К.Д., Водовозовым В.И., Занковым Л.В., Вербицким А.А.; методистами: Буслаевым Ф.И., Шанским Н.М., Бабайцевой В.В., Барановым М.Т., Ладыженской Т.А., Литвиновым И.Л., Сафиуллиной Ф.С, Харисовым Ф.Ф., Бройде М.Г; психологами: Блонским П.П., Рубинштейном Л., Ананьевым Б.Г., Карнеги Д.; лингвистами: Щербой Л.В., Лариным Б.А., Виноградовым В.В., Винокуром Г.О., Ожеговым СИ., Розенталем Д.Э., Голуб И.Б., Введенской Л.А., Ахунзяновым Э.М., Хаковым В.Х., Ахатовым Г.Х., Закиевым М.З., Байрамовой Л.К., Юсуповым Р.А. Публикуются пособия по развитию речи нефилологов (преимущественно деловых людей): Губаевой Т.В., Ивакиной Н.Н., Мотиной Е.И., Темиз Я.В., Федосюк М.Ю. и др.Вопросы методики обучения русскому языку в национальной школе поднимаются в работах Газизова Р.С., Ждановой Г.А., Хасанова Н.М., Асадуллина А.Ш., Ахияровой М.З., Бакеевой Н.З. Интересны диссертационные исследования последних лет по проблеме языкового развития студентов училищ и колледжей (Аухадеевой Л.А., Кадыровой Ф.М., Султановой Г.М.), будущих юристов, социальных работников и т.п. (Гришиной И.А.), будущих педагогов (Еникеевой З., Колетвиновой Н.Д., Пушкиной А.Е., Янковской Т.Н.), в процессе обучения иностранному языку (Галимзяновой И.И., Пустоваловой Н.В.), в условиях аудиторного обучения разным предметам (Павицкой З.И.).Однако пока недостаточно работ, в которых решались бы проблемы обучения и самообучения государственным языкам студентов неязыковых факультетов в условиях билингвизма и проблемы мониторинга качества такого обучения.В результате анализа психолого-педагогической литературы по вопросам языковой подготовки студентов неязыковых специальностей и изучения опыта работы вузов были выявлены противоречия: между потребностью быстроразвивающегося общества в квалифицированных специалистах, владеющих государственными и иностранными языками, умеющих не только научно, но и грамотно обосновать свои оригинальные проекты, вести переговоры, составлять и редактировать деловые документы, давать интервью и пр., и реальным недостаточно высоким уровнем языковой культуры последних; между необходимостью теоретической разработки дидактических условий развития языковой культуры будущего специалиста и недостаточной разработанностью в педагогике данного вопроса.Названные противоречия обусловили выбор проблемы исследования: каковы дидактические условия развития языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов? Социальная, научно-практическая значимость, а также недостаточная разработанность проблемы определили ее актуальность. Это дало возможность выбрать тему исследования: «Дидактические условия развития языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов».Объектом исследования является процесс и результат развития языковой культуры студентов.Предмет исследования: дидактические условия, способствующие развитию языковой культуры студентов неязыковых факультетов.Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактические условия, способствующие развитию языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов.Гипотеза исследования заключается в следующем: обучение языкам студентов неязыковых факультетов станет более эффективным, если: - ориентироваться на теоретически обоснованные содержание, структуру и функции языковой культуры; - учитывать специальность студентов и билингвизм при индивидуализированном и дифференцированном подходах в обучении государственным языкам, в частности при коррекции и самокоррекции типичных языковых ошибок и затруднений учащихся в устной и письменной речи; - осуществлять на учебных занятиях мониторинг языковой подготовки студентов, адекватный диагностируемым модулям, на основе выявленных критериев и уровней.Задачи исследования: 1. Уточнить содержание понятия «языковая культура», ее структуру и функции, выделить критерии и уровни языковой культуры студентов вуза.2. Выделить и охарактеризовать этапы, определить приоритетные принципы и содержание обучения государственным языкам с учетом специальности и билингвизма в условиях индивидуализированного и дифференцированного подходов.3. Раскрыть дидактические возможности форм, методов и средств обучения государственным языкам и мониторинга языкового развития, в том числе возможности гуманитарной практики.4. Провести экспериментальную проверку разработанных дидактических условий развития языковой культуры студентов неязыковых факультетов вузов.Методологической базой исследования явились: концепции развития и саморазвития творческой личности в условиях образования и воспитания (Андреев В.И., Казанцева Л.А., Попов Л.М., Чинкина Н.Ш); психологопедагогические концепции гуманизации и гуманитаризации образования, воспитания и самовоспитания (Макаренко А.С., Сухомлинский В.А., Шацкий СТ., Маслоу А., Роджерс К., Петрова Г.А., Мухаметзянова Г.В.); концепции личностно-деятельностного подхода к образованию (Вербицкий А.А., Леонтьев А.А., Вилькеев Д.В., Кирсанов А.А.); концепции развивающего обучения (Выготский Л.С, Давыдов В.В., Занков Л.В., Эльконин Д.Б., Махмутов М.И., Ратнер Ф.Л. и др.).Для достижения цели исследования использовались следующие методы: - Теоретические: Изучение и анализ философской, психологопедагогической и лингвистической литературы по проблеме исследования; анализ учебных программ и учебников по предметам языкового цикла; - Эмпирические: Прямое включенное педагогическое наблюдение (лонгитюдный и сравнительный методы), интервьюирование преподавателей.Анкетирование и тестирование студентов, изучение их контрольных, творческих и научно-исследовательских работ. Рефлексия личного опыта учителя русского языка и литературы в школе (3 года), преподавателя русского языка и культуры речи в вузе (7 лет); - Экспериментальные: диагностирующе-констатирующий и формиру-ющеконтролирующий педагогический эксперимент.Опытно-экспериментальной базой исследования явилась Академия управления «ТИСБИ». Эксперимент проводился со студентами первых курсов разных специальностей (021100 - юриспруденция, 351200 - налоги и налогообложение, 060400 - финансы и кредит, 061100 - менеджмент организации, 351400 - прикладная информатика в экономике) для исследования проблемы развития языковой культуры в условиях разной профессиональной ориентации. За семь лет в эксперименте приняло участие около тысячи студентов. Исследование проводилось в три этапа с 1997 — 2003 г.г.Этапы исследования.На первом этапе (1997 - 2000 г.г.) изучалась философская и психологопедагогическая литература по теме исследования; изучался опыт работы ведущих преподавателей Казанского государственного университета и Татарского института содействия бизнесу (ТИСБИ); ставилась цель, определялись гипотеза и задачи исследования, уточнялись сущность, структура и функции языковой культуры, разрабатывались ее критерии и уровни. Проводилось экспериментальное исследование проблемы. Собирался материал для издания учебно-методического пособия.На втором этапе (2000 - 2002 г.г.) продолжалось теоретическое и экспериментальное исследование дидактических условий, способствующих эффективному развитию языковой культуры, корректировался процесс обучения государственным языкам и совершенствовалось содержание учебно-воспитательного процесса с учетом специальности студентов в условиях билингвизма. Были опубликованы статьи и тезисы по теме диссертации, а также учебно-методическое пособие (в 2000г. - для дистанционного обучения и в 2001 году - для обучения студентов дневного отделения ТИСБИ).На третьем этапе (2002 - 2003 г.г.) подводились итоги исследования, осуществлялись количественная и качественная обработка и обобщение данных, полученных экспериментальным путем, а также письменное оформление материалов исследования. Были опубликованы статьи по теме диссертации, а также учебно-методический комплекс и методическое пособие по мониторингу языковой культуры.Теоретическая значимость исследования заключается: в уточнении содержания понятия «языковая культура личности»; в выделении и обосновании критериев и уровней развития языковой культуры студентов; - в разработке трехвекторной направленности обучения студентов государственным языкам в условиях официального билингвизма (общеязыковая, билингвальная и профессиональная); - в расширении представлений об использовании индивидуализированного и дифференцированного подходов на занятиях языкового цикла (обучение, мониторинг и оценивание на основе данных начальной диагностики с учетом национальности студентов и их индивидуальных особенностей; внешняя и внутренняя дифференциация обучения и мониторинга); в расширении представлений о мониторинге, определении специфики мониторинга языкового развития студентов неязыковых факультетов (диагностируются все модули языковой культуры: потребностномотивационный, эмоционально-ценностный, познавательный и деятельностныи; мониторинг носит перманентный характер; качество языкового развития диагностируется индивидуализированно и дифференцированно).Достоверность результатов обеспечивается адекватностью использованных методов научного исследования цели, задачам и предмету исследования, опорой на достижения педагогики и психологии, сочетанием теоретического анализа проблемы и эмпирических данных, длительностью экспериментальной работы и практическим подтверждением выдвигаемых теоретических положений, опорой на личный педагогический опыт автора.Практическая значимость исследования в том, что результатом научной работы явилось повышение уровня развития потребности и мотивации к изучению государственных языков, эмоционально-ценностной сферы, уровня языковых знаний, умений и навыков.Результаты исследования целесообразно использовать: - в практике языковой подготовки студентов средних специальных и высших учебных заведений и слушателей факультетов повышения квалификации; - при создании программ и учебных пособий по языку для студентов неязыковых специальностей, обучающихся в условиях билингвизма (с корректировкой на специальность и государственные языки); - при исследовании проблем совершенствования языковой культуры студентов.Апробация и внедрение результатов исследования.В ходе исследования автор докладьшал о результатах работы на заседаниях кафедры педагогики Казанского государственного университета, на заседаниях секции отечественных и классических языков кафедры филологии гуманитарного факультета Татарского института содействия бизнесу (ТИСБИ), на III Межвузовской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Наука, культура и право в России на рубеже столетий» (Казань, 2001), IX Всероссийской научно-практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества образования» (Яльчик, 2001), Международной научно-практической конференции «Этические аспекты образования XXI века» (Казань, 2001), Международной научно-практической конференции «Интеграция отечественной Высшей школы в мировое образовательное пространство» (Казань, 2003). Опубликованы две статьи в научно-информационном журнале «Вестник ТИСБИ» (Казань, 2001 и 2003). Всего по материалам исследования опубликовано девять работ.Составленные нами учебно-методические пособия и учебнометодический комплекс успешно внедрены в учебный процесс Татарского института содействия бизнесу, а также эффективно используются преподавателями школ и вузов при языковой подготовке абитуриентов.Положения, выносимые на защиту.1. Языковую культуру студентов целесообразно понимать как сложное интегративное качество личности, предполагающее высокий уровень владения языковыми знаниями, умениями, навыками, творческими способностями и высокий уровень развития потребностно-мотивационной и эмоционально-ценностной сфер. Языковая культура полифункциональна (выполняет коммуникативную, аксиологическую, гносеологическую, воспитывающую, развивающую, нормативно-регулятивную, рефлексирующе-коррекционную, оценочно-диагностирующую и прогностическую функции) и имеет четырехмодульную структуру (потребностномотивационный, эмоционально-ценностный, познавательный и деятельностный модули).2. При совершенствовании языковой культуры студентов неязыковых факультетов целесообразно выделять и обеспечивать следующие дидактические условия: ориентация на содержание, структуру и функции языковой культуры; осуществление индивидуализированного и дифференцированного подходов в контексте трехвекторного обучения государственным языкам; осуществление мониторинга языкового развития на основе выделенных критериев и уровней.3. В вузе в условиях двуязычия наиболее эффективен индивидуализированный и дифференцированный подходы в процессе обучения государственным языкам, ориентированного на специальность студентов и учитывающего билингвизм. Поэтому: а) необходим показ личной, профессиональной и общественной значимости владения обоими И государственными языками; б) содержание языковых курсов должно подразумевать обучение языкам в общеязыковом, билингвальном и профессиональном направлениях; в) должны быть выделены приоритетные принципы, определены и использованы возможности межпредметного интегрирования языковых и специальных курсов, а также дидактические возможности форм, методов и средств обучения языкам и мониторинга; г) при выборе уровня сложности содержания, методов обучения, форм самостоятельной работы, темпа обучения нужно учитывать исходный уровень языковой подготовки студентов, их индивидуальные особенности (социальные, психологические, физиологические), условия потенциального языкового саморазвития; д) нужно обеспечивать внешнюю и внутреннюю дифференциацию обучения, индивидуализацию и дифференциацию системной диагностики и оценивания.4, Мониторинг качества языкового развития студентов должен осуществляться: а) на разных этапах обучения (диагностика начальная текущая, тематическая и периодическая - итоговая); б) в разных аспектах (диагностика знаний, умений, навыков, творческих способностей, ценностной ориентации, потребности и мотивации); в) на разном уровне проблемности (репродукция, творчество); г) в разных формах (индивидуальная - парная — групповая - фронтальная; игра — практикум — мини-конференция - конкурс - самостоятельная работа - НИРС); д) разными методами (контроль устный - письменный, тестовый - графический программированный (компьютерный и безмашинный), а также наблюдение, беседа, дискуссия, обсуждение, «мозговой штурм», упражнение).5. Системная диагностика уровней языкового развития будущих специалистов (высокий уровень (3 ступени), средний (3 ступени) и удовлетворительный (3 ступени)) должна осуществляться на основе потребностно-мотивационного, эмоционально-ценностного познаватель-ного и деятельностного критериев.Структура диссертации состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложений.Во введении обоснована актуальность проблемы и тема исследования, дан краткий обзор литературы по теме, определены объект, предмет, цель и задачи работы, выдвинута гипотеза, выделены методологические основы, перечислены методы исследования, раскрыта научная новизна, а также теоретическая и практическая значимость проблемы, сформулированы положения, выносимые на защиту.В первой главе - «Развитие языковой культуры личности как педагогическая проблема» приведен краткий исторический очерк о проблеме языкового развития личности, к которой человечество обращалось от Античности до наших дней (начиная с обучения письму и основам ораторского искусства в древнем мире и заканчивая современными научными теориями межличностных коммуникаций). Уточнены сущность, структура и функции языковой культуры, а также критерии и уровни ее развития.Во второй главе - «Особенности процесса обучения языковой культуре студентов неязыковых факультетов» теоретически обосновывается важное дидактическое условие — осуществление индивидуализированного и дифференцированного подходов в контексте трехвекторного обучения государственным языкам студентов неязыковых факультетов вузов в течение первого года обучения.Формулируются цели и задачи курсов «Русский язык и культура речи» и «Татарский язык», определяются приоритетные педагогические принципы, трехвекторное содержание (с общеязыковой, билингвальной и профессиональной направленностью), возможности межпредметного интегрирования языковых курсов, выявляются и обосновываются дидактические возможности форм, методов и средств обучения, воспитания и мониторинга. В качестве оригинальной формы совершенствования и мониторинга языковой культуры студентов рассматривается гуманитарная практика.В третьей главе - «Опытно-экспериментальное исследование условий развития языковой культуры студентов» описан процесс и результаты экспериментального применения теоретически разработанных дидактических условий языкового развития студентов в процессе обучения государственным языкам, прохождения студентами гуманитарной практики и мониторинга качества языкового развития.В заключении формулируются выводы исследования.
Просмотров: 162 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031