Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 21 » Скачать Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара. Рашидова, Гюльнара Рашидовна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:05
Скачать Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара. Рашидова, Гюльнара Рашидовна бесплатно

Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара

Диссертация

Автор: Рашидова, Гюльнара Рашидовна

Название: Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара

Справка: Рашидова, Гюльнара Рашидовна. Дагестан в художественной публицистике П.К. Услара : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.01 Махачкала, 2007 157 c. : 61 07-10/1352

Объем: 157 стр.

Информация: Махачкала, 2007


Содержание:

Введение
Глава первая Дагестан в историко-этнографической и просветительской публицистике ПК Услара
11 Деятельность П К Услара в Дагестане
12 ПК Услар о распространении грамотности между горцами
13 П К Услар - просветитель
Глава вторая Дагестан в лингвистических исследованиях и письмах
ПК Услара
21 ПК Услар о горских языках
22 ПК Услар о фольклоре горцев
23 Письма ПК Услара

Введение:

Актуальность темы данного исследования заключается в необходимости изучения, научного анализа и осмысления публицистики крупного русского ученого-лингвиста Петра Карловича Услара (18161875) и определения в ней места Дагестана.
Научная и просвятительская деятельность П. К. Услара на Кавказе связана с тем периодом, когда на основании Гюлистанского договора России с Персией в 1813 году Дагестан вошел в состав Российской империи. В то время Дагестан был отсталой страной, раздробленной на ряд феодальных политических образований, которые управлялись независимо друг от друга и постоянно находились в междуусобных войнах.
Присоединение Дагестана к России имело прогрессивное значение для дальнейшего политического, культурного и экономического развития страны гор. В результате народы Дагестана избавились от разорительных набегов персидских, турецких и других захватчиков, прекратились междуусобные войны, ликвидировали работорговлю, экономическую отсталость и политическую раздробленность1.
Положительным явлением была также ликвидация ханской власти в 60-х годах. Деспотизм ханов и тяжелый феодальный гнет в Дагестане, как отмечают историки, сочетался с колониальной политикой царизма. Подати и натуральные повинности местным феодалам, и казне царя, обеспечение военных частей и крепостей продовольствием, а их коней кормом легли на плечи бедных крестьян-горцев. Доведенные до отчаяния люди восставали то в одном, то в другом селе или ханстве, участке или округе. Так возникли восстания 1837-1838 годов на юге Дагестана, народно-освободительная война во главе с имамом Шамилем и восстание 1877 года.
1 Хашаев Х.-М. Прогрессивное значение присоединения Дагестана к России. -Махачкала,1958.- с. 9-10.
Жестокие методы ведения войны на Кавказе, казни свободолюбивых горцев вызвали возмущение у прогрессивной части интеллигенции России, у революционных демократов, поэтов, писателей и ученых, таких как Н.Добролюбов, А.Чернышевский, Л.Толстой, П.К. Услар и др. Демократы признавались в том, что в основе движения горцев Дагестана и Чечни против царизма и местных ханов, беков и феодалов лежали антиколониальные и антифеодальные мотивы. Н. Добролюбов указывал, что «борьба велась со стороны горцев за независимость их страны, за неприкосновенность их быта»1. Русские демократы предлагали свои пути решения проблемы.
П.К. Услар с 1837 года служил на Кавказе, пристально следил за военными и другими событиями, читал периодическую печать, переписывался с учеными, поэтами и общественными деятелями, разделял взгляды демократов. Он предлагал приобщить горцев Кавказа к русскому народу и русской культуре через их просвещение на родных языках. С этой целью П.К. Услар и исследовал языки местных народов.
Петр Карлович Услар был не только крупным ученым-лингвистом, исследователем кавказских, в том числе и дагестанских, языков, но и историком и этнографом, просветителем и талантливым публицистом.
Его статьи, путевые заметки, доклады и другие произведения публицистического характера опубликованы при жизни автора в газете «Кавказ», «Сборниках сведений о кавказских горцах» и в других изданиях на русском и немецком языке.
Только в одном номере ССКГ опубликованы 6 статей и монография «Абхазский язык». Наиболее значительными, проблемными и злободневными являются известные статьи: «Развитие грамотности среди горцев», «Распространение грамотности между горцами», «Предложение
1 Добролюбов Н. А. Полное собрание сочинений. Т. IV. - М. ,1937. - С.155 об устройстве горских школ», «О составлении азбук кавказских языков» и др'.
Петр Карлович всю жизнь занимался просветительской деятельностью на Кавказе: выступал за светское образование, составление и издание азбук, букварей, учебников на родных языках, за воспитание горцев в духе дружбе с русским народом и другими народами края, за изучение и сохранение языков, фольклора, культуры и истории аборигенных народов, за перевод русских книг на горские языки, за решение других общественно-политических, социально-экономических и морально-этнических проблем. Ученый не только выступал на крупных собраниях и в печати, но и один из первых организовывал их, активно участвовал в них и впервые претворял свои идеи в жизнь.
Выбор темы диссертации обусловлен осознанием значимости публицистического творчества П.К. Услара в контексте развития русско-дагестанских общественно-политических, социально-экономических, культурных и литературных связей.
Публицистика - газетные и журнальные статьи, отдельные издания по общественно-политическим и социально-экономическим вопросам - имеет свою тематику и проблематику, систему жанров и закономерности развития.
К публицистике - публичному обсуждению важнейших проблем жизни и быта, науки, литературы и искусства - с древнейших времен обращались общественные деятели, писатели, ученые, преподаватели, а специалисты других отраслей. Блестящими публицистами в XIX веке были русские писатели и критики В.Белинский, А Герцен, Н Чернышевский, Н. Добролюбов, Ф. Достоевский, Л.Толстой и др., в XX веке - советские писатели А.Горький, И Эренбург, А.Фадеев и др.
Публицистика взаимосвязана с художественной литературы: В.Г. Белинский отмечал «пограничность» литературы и публицистики, писал: пограничные линии существуют более предположительно, нежели действительно. Искусство по мере приближения к той или другой своей границе, постепенно теряет от своей сущности и принимает в себя от сущности того, с чем граничит»1.
В трудах критиков XIX века Н.Чернышевского и Г.Успенского отмечена тесная взаимосвязь художественной литературы и публицистики, необходимость осмысления писателем реального факта сквозь собственную призму. В XX веке теория публицистики получила дальнейшее развитие. Так, по высказыванию Плеханова, «публицистика» -это синоним «рассуждения», «толкования», «социологии»2.
Исследуя творчество П.К. Услара, мы исходили из определения публицистики, данного в Литературном энциклопедическом словаре: «Предмет публицистики — вся жизнь, в ее прошлом и настоящем, частная и общественная, реальная и отраженная в прессе, искусстве, документе. Картины действительности, человеческие характеры и судьбы возникают в публицистических произведениях как аргументы, почерпнутые из самой жизни, как система доказательств, как предмет анализа или служат эмоциональной почвой, раздражителем, поводом для произнесения «приговоров», для обличения или «запроса» в инстанции для утверждения идеала. Публицистика - всегда политическая, религиозная и философская борьба; она всегда партийна, идеологична, целеустремленна»3.
Публицистика П.К. Услара - многоликая область творчества ученого. Она включает в себя различные по жанровым особенностям произведения: газетные статьи, журнальные статьи, предисловия к книгам, доклады, отчеты и письма. Личные письма ученого тесно связаны с его деятельностью, изданы в составе отдельных изданий и сборников, давно стали фактами истории науки, воспринимаются как произведения публицистики.
1 Белинский В. Собр. соч.: В 3-х т.- М.,1948. - С.805.
2 Плеханов В. Искусство и литература.-М.,1948.-С.ЗОЗ.
3 Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.-С.313.
Публицистика П.К. Услара носит преимущественно просветительский характер содержит и элементы таких областях, как история этнография; фольклор, экология быт.
В начале своей деятельности П.К. Услар занимался историей Кавказа. В дальнейшем интенсивно заниматься лингвистическими исследованиями, но не отошел от истории, культуры, этнографии и других аспектов жизни горских народов, т.к. без их знания учета невозможно исследовать язык, тем более добиться научно достоверных результатов.
По тематике публицистические произведения П.К. Услара охватывает кавказские проблемы: в них автором ставятся такие важные и актуальные вопросы, как просвещение народов Кавказа, создание школ на родном языке и др.
В своих статьях и докладах П.К.Услар настойчиво обращается к чиновникам, ученым, писателям и общественности по одному и тому же кругу вопросов, касающихся одной, важной, на его взгляд, проблемы просвещения народов Кавказа: создание азбук на тех языках, на которых нет письменности; обучение детей на родном языке, затем тем на русском языке; исследование языков местных народов на научном уровне.
В публицистических произведениях ученого ясно проявляются просветительские, педагогические, лингвистические и философские взгляды ученого.
В публицистике П.К. Услара выражена человеческая боль за угнетенных, бесправных и забытых богом людей-горцев, лишенных грамоты на родном языке, выявлена их перспектива, если примут предлагаемую им систему обучения и воспитания.
Статьям и докладам П.К. Услара характерны аргументированность, научность, убедительность и настойчивость. Эти и другие особенности публицистики, не трудно предполагать, воздействовали на царских чиновников, от которых зависело положительное решение проблемы просвещения горцев.
Здесь уместно напомнить о функциональной роли публицистики в определенном социуме, выявленной В. Ученовой: «Смыслом публицистики было и остается воздействие в первую очередь на социальную практику, на действие людей и общественных институтов. Путь к этому нередко лежит через формирование мнений»1. Функциональную роль публицистики так понимал и П.К. Услар. Он старался создавать общественное мнение обращаясь к ученым, педагогам, религиозным деятелям и др.
Исследователь Е.Прохоров определяет публицистическую литературу как одну из форм синкретической литературы. Он пишет: «Синкретизм живет в исторической науке, научно-художественной прозе, публицистических произведениях науки и искусства, а прежде всего - в публицистике. собственно публицистика - это уже развитой синкретизм, обогащающийся на каждом этапе истории общества.»2. То, что синкретизм живет в публицистике, в произведениях науки, видно из статей и докладов, отчетов и писем П.К. Услара.
Развивая теорию публицистики, Ю.Лотман указывает на ее полифункциональность: «Для того, чтобы понять сложное взаимодействие различных функций одного и того же текста, необходимо рассмотреть каждую из них в отдельности, исследовать те объективные признаки, которые позволяют данному тексту быть произведением искусства, памятником философии, юридической и иной формы мысли»3.
Дагестанский исследователь З.К. Магомедова отмечает, что именно полифункциональность публицистических текстов, взаимосвязанность художественности и фактографии с попеременным преобладанием их элементов в тексте и дают нам возможность выделить публицистику в особый вид творчества со всеми присущими ему художественными, эстетическими особенностями. Одной из главных характеристик
1 Ученова В. Публицистика и политика.- М., 1979.-С. 13.
2 Прохоров Е. Искусство публицистики.-М.,1984.-С35.
3 Лотман Ю.М.Анализ поэтического текття - Л.,1979.-С.35. публицистического текста является наличие в них двух составных: понятийности и образности. В зависимости от преобладания одного из них формируются разные типы текстов. Понятийность предполагает опору на документ, факт и научное сообщение, а образность составляет эмоционально-художественную форму подачи информационного материала1.
Публицистическое произведение заключает в себя мировоззренческую концепцию, в которой проявляется личность публициста, находящегося в центре информации, вырисовывается образ автора.
Публицистика П.К. Услара прежде всего аналитическая, в ней много ценной информации о Дагестане: о его языках, людях, о состоянии их просвещенности и т.д.
Одной из важнейших черт публицистики, по мнению З.К. Магомедо-вой, является полнота суждений о явлениях окружающей жизни. Фактическая информация - основа для этого. Но факт сам по себе не срабатывает, если нет должного оформления. Как известно, главная задача публицистики заключается в выработке общественного мнения. Если в публикации содержится вся полнота информации и все это подается на определенном фоне, тогда можно говорить о достижении автором заданной цели.
Под влиянием русской публицистики, в том, числе и статей П.К. Услара, во второй половине XIX века зародилась дагестанская публицистика, основы которого заложили А.Омаров, А.Чиркеевский , К. Зульфукаров и др. В начале XX века на страницах газет «Заря Дагестана» и «Мусульманская газета», издаваемые Саидом Габибовым в Петербурге на руссом языке, дагестанская публицистика проявила свою высокую граж-данственность и художественность, овладела различными формами
1 Магомедова З.К. Дагестанская публицистика XX века формирование, развитие, тенденции.- Махачкала,2005.-С.9-10. и стала самостоятельным типом общественно-политической, духовно-культурной и социально-экономической литературы.
Степень разработанности проблемы не отвечает глубине и масштабности публицистики П.К. Услара.
Жизнь и научную деятельность Петра Карловича Услара исследовали
1 л языковеды, историки и публицисты: Л.П. Загурский , А.С. Чикобава , Д.И. Трунов3, А.С.Гаджиев4, А.А. Магометов5, Б.И. Гаджиев6 и др.
Много ценных сведений о жизни и исследовательской деятельности Петра Карловича содержится в статьях русского историка Л.П. Загурского, у которого хранился архив ученого. Так, в «Записке об очерке табасаранского языка, посмертном труде Услара» он сообщает, что наиболее интенсивную работу над табасаранским языком П. Услар вел в 1873 году, а также в 1874 году. В 1872 и в начале 1873 года П. Услар работал над хрестоматией, в 1873 и 1874 годах он параллельно работал над грамматическим очерком и словарем. Поэтому грамматический очерк, хрестоматия и словарь представлены в рукописи как три отдельно пронумерованные самостоятельные части. Фонетическая часть и исторические сведения даны после завершения морфологии. Ученый приступал к литографированию очерка табасаранского языка, но успел только отлитографировать заглавный лист и алфавит, - сильно развивающаяся болезнь сделала невозможным продолжение занятий.
Просветительскую и научную деятельность П.К. Услара высоко оценил академик А.С. Чикобава. В предисловии к «Табасаранскому языку», который издали спустя 103 года после смерти автора, грузинский ученый отметил, что данная работа осталась «неоконченной, оказалась,
1 Загурский Л.П., Петр Карлович Услар и его деятельность на Кавказе. // ССКГ, вып. Х.-Тифлис,1881.
2 Чикобава А.С. Услар и вопросы научного изучения горских иберийско-кавказских языков. // Иберийско-кавказское языкознание, УИ.- Тбилиси, 1955.
3 Трунов Д.И. Свет из России.- Махачкала, 1956.
4 Гаджиев А. Г. С. Петр Карлович Услар - выдающийся кавказовед. - Махачкала, 1966.
5 Магометов А.А., П.К. Услар - исследователь дагестанских языков.- Махачкала, 1979.
6 Гаджиев Б. И. Они были в Дагестане, Махачкала, 1990. однако, и в неоконченном виде достаточно ценный для того, чтобы пользоваться ею»1. Далее он пишет: «Меньше чем за 10 лет (1861-1870 г.г.) П. Услар разработал и издал литографическим способом ценные по сей день труды: «Абхазский язык», «Чеченский язык», «Аварский язык», «Лакский язык», «Хюркилинский язык» (т.е. даргинский) язык», «Кюринский (т.е лезгинский) язык», а «Табасаранский язык» остался неоконченным»2.
Свой очерк об П.К. Усларе дагестанский писатель и публицист Дмитрий Трунов назвал «Пионер кавказского языкознания». Очерк занимает целую I главу книги « Дорога к свету». Он печатался в «Дагестанской правде» и вошел в сборник «Свет из России» (1954) Очерк «Пионер Кавказского языкознания» - документальный, опирается на события и факты, взятые из жизни ученого. Писатель воссоздает портрет ученого, влюбленного в Дагестан и дагестанцев: «Страна гор.Она влекла его к себе неодолимо влекла много лет с нею связаны радости познания и радости стремительного полета научной мысли. Именно в этой стране он возмужал как ученый.Он часто впадал в беспамятство.
Когда больной приходил в сознание руки беспокойно начинали шарить. Начинал быстро-быстро говорить, звать к себе Абдуллу, Айдемира, Казанфара. Это были его друзья и помощники. Но они не л могли откликнуться. Они были далеко, в горах Дагестана.» .
Интересные мысли о творчестве П.К. Услара имеются в брошюре А.С.Гаджиева и статье Б. И. Гаджиева. Однако в публикациях Л. Загурского, А. Чикобавы и других авторов ничего не сказано о публицистике П.К. Услара.
Объект исследования - публицистика (очерки, статьи, доклады, отчеты и др.) П. К. Учлара.
1 Услар П. К. Табасаранский язык. - Тибилиси, 1979.-С.5.
2 Услар П. К. Табасаранский язык. - Тибилиси, 1979.-С.5.
3 Трунов Дм. Указ. работа, с. 151-152.
Предмет исследования - тема Дагестана в публицистике П.К Услара. Публицистика П.К. Услара нами впервые рассматривается с ее идейно-художественной стороны, чтобы проследить зарождение формирование в ней культурно-исторического образа Дагестана. Цель и задачи исследования. Цель диссертации - исследование публицистики П.К. Услара и процессов формирования в ней образа Дагестана. Задачами исследовании являются:
•изучение публицистики и личных писем П. К. Услара;
• изучение темы Дагестана в его публицистике;
• анализ крупных публицистических произведений ученого; -выявление идейно-тематической и художественной специфики публицистики П.К.Услара.
• выявление роли П.К. Услара в развитии просвещения науки, публицистики и двуязычия в Дагестане.
Научная новизна диссертации заключается в том, что в ней впервые исследуется исследуются публицистика и письма русского ученого-лингвиста XIX века П.К. Усшра и определяется место Дагестана в его творчестве.
Теоретическая и методологическая основа исследования базируется на фундаментальных для нас трудах А. Веселовского, В. Жирмунского, Г. JIo-мидзе, Н. Конрада, Г.Гамзатова, Ш. Мазанаева, С.Ахмедова, А.Магометова и др1. Мы, опирались на положение, выдвинутое Н.И. Конрадом, о литературной ценности каждого письменного памятника и о необходимости его включения в литературоведческий контекст.
Методы исследования. В диссертации использованы аналитический, сопоставительный, историко-литературный и комплексный методы исследования.
Практическое значение работы заключается в том, что она может быть использована при составлении учебников и пособий для школ, пед
1 См. список используемой литературы колледжей и университетов по истории русской и дагестанской публицистики, литературы и лингвистики. По материалам диссертации можно подготовить спецкурс для студентов вузов республики Дагестан.
Апробация диссертации. Диссертация обсуждена на заседании кафедры русской литературы Дагестанского государственного университета, а основные ее положения опубликованы в научных статьях.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Объем работы 156 страниц машинописи.
Просмотров: 176 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031