Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 7 » Скачать Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации. Рыбин, Денис Николаевич бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
17:07
Скачать Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации. Рыбин, Денис Николаевич бесплатно

Скачать Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации. Рыбин, Денис Николаевич бесплатно

Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации

Диссертация

Автор: Рыбин, Денис Николаевич

Название: Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации

Справка: Рыбин, Денис Николаевич. Ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 Барнаул, 2005 156 c. : 61 05-19/364

Объем: 156 стр.

Информация: Барнаул, 2005


Содержание:

Введение
Глава
I Понятие дереализации и проблема реальности в психологии
11 Феномен дереализации как психопатологический синдром
12 Место категории «реальность» в понятийном строе психологии
13 Общепсихологическое понимание дереализации
Глава
II Эмпирическое исследование проявлений дереализации у психически здоровых людей
21 Структура, организация и методико-диагностическое обеспечение исследования
22 Дереализация как проявление динамики становления многомерного мира человека
23 Обусловленность формы проявления дереализации степенью открытости закрытости психологической системы
Заключение
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Введение:

Актуальность исследования. Феноменология дереализации представлена такими нарушениями «чувства реальности», которые известны как эффекты deja vu («уже виденное»), jamais vu («никогда не виденное»), «предвосхищение» и др. В специальной литературе дереализация определяется как расстройство, нарушение восприятия объективной действительности или отдельных образов, предметов, явлений окружающего мира во времени, пространстве, по форме, величине, окраске, взаимному расположению и т.п. [61]. Исследователями приводятся и другие определения дереализации, основной акцент в которых делается на ощущение отчуждения мира [120], чувство призрачности окружающего [58], утрату чувства действительности [59], В рамках «клинико-анатомического» подхода причинами дереализации считаются поражения различных зон и отделов головного мозга (поражение теменно-затылочной области, височной доли, стволовой части мозга, лобно-мозжечковые опухоли и т. д.) [68], [70], [146]; поражения правого или левого полушарий мозга [42], [43]. Подчеркнем тот факт, что феномены дереализации известны не просто узкому кругу врачей-психиатров и клинических психологов, но легко опознаются очень многими людьми, которые никогда не были пациентами лечебных учреждений или клиентами, когда-либо обращавшимися за психологической помощью. Доказательством этому может служить тот факт, что язык бытового общения людей практически принял в себя эти достаточно специфичные понятия, которые все чаще используются без предварительных пояснений именно в силу узнаваемости стоящих за ними феноменов. Заметим, что их распространенность в обе стороны от весьма условной границы под названием «психическая норма» и превращает изучение феноменов дереализации в весьма перспективную и актуальную общепсихологическую проблему.Перспективность ее можно усмотреть в том, что до сих пор нарушения «чувства реальности» рассматривались в отрыве от вопроса о том, что представляет собой это «чувство»: какова его природа, механизмы становления и функционирования, миссия. Но как только поднимается этот вопрос, вслед за ним поднимается и целый пласт методологических и теоретических проблем, корни которого можно обнаружить в истории развития философской и собственно психологической мысли. При этом сами проблемы продолжают оставаться далекими от своего решения, впрочем, как и от своей адекватной постановки. Еще Гегель заметил, что понятие «реальность» включает в себя отношение. Реальность это не только «вещь в себе», но и обязательно вещь «для другого». Л. Рубинштейн определял «объективную реальность» как «вещь в себе, становящуюся вещью для нас» [115]. Сам процесс такого становления остается закрытым для классиче ской психологии, сводящей психику к отражению объективной реальности. Поэтому и проблема «чувства реальности» оказалась в классицизме не более чем психосенсорной проблемой. В логике «психосенсорного» подхода дереализация рассматривалась как расстройство познавательных психических процессов [7], [48], [54], [60], [73], [74], [119], [151], [160], [163], [170]. По мере обогащения клинической фактологии, все большее количество ученых указывали на возможность дереализации и у психически здоровых людей, в условиях отсутствия собственно сенсорных и иных психических нарушений. Среди возможных факторов, обуславливающих появление феномена дереализации в норме, авторами отмечаются следующие: переутомление [107], стресс, снижение психического тонуса [41], ассоциации [69], вре/ijlll менные децентрации [34], кризис идентификации в подростковом возрасте [ПО] и др. Признание более сложной, нежели психосенсорная, детерминации дереализации повлекло за собой смену фокуса исследовательского внимания в сторону целостной личности. В контексте «личностного» подхода изменение «чувства реальности» изучается в рамках синдрома дереализации-деперсонализации, причиной которого считаются патологические нарушения таких сфер личности, как сознание и самосознание [47], [96], [100], [118], [120]. Неклассическая психология сдвинула проблему «чувства реальности» в область отношений между субъективной и объективной реальностями. В частности, в экзистенциальной психологии отношение между «вещью в себе» и человеком оказалось завязанным на ценности и смыслы, а через них с эмоциями. В экзистенциально-аналитической теории эмоций уже явственно звучит аспект реальности как становящегося явления. Ценности и смыслы рассматриваются здесь как то, что вызывает в человеке изменения. Вместе с ними в жизнь человека приходит «частичка» внешнего мира, становящаяся реальностью мира внутреннего. Необходимо отметить и появление такой связки, как «реальность и время» без переживания ценностей нет переживания времени, «без переживания времени нет биографии» [90]. Можно полагать, что постнеклассическое мышление, получающее все большее распространение в современной психологии [3], [23], [39], [40], [51], [52], [62], [101], [129], позволит выявить новые ракурсы в решении проблемы «реальность мира чувство реальности феномены дереализации». Сформулированный в начале 90-х гг. прошлого века принцип, в соответствии с которым психика понимается не как отражение объективной реальности, а как активное звено в порождении новой реальности (O.K. Тихомиров), позволяет существенно трансформировать саму про/Ак блему «чувства реальности» и его деформаций. В рамках теории психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева и др.), опирающейся на этот принцип, смыслы и ценности рассматриваются как порождаемые человеком «параметры порядка», обеспечивающие устойчивость многомерного бытия человека в создаваемом им самим многомерном мире. В таком контексте феномены дереализации можно понять в их связи с процессом становления «человеческого в человеке», последовательного усложнения мира человека, с обретением им новых психологических измерений и, соответственно, новых уровней сознания (предметного, смыслового, ценностного). Целью диссертационного исследования является изучение ценностно-смысловой детерминации феномена дереализации. Объект исследования: феномен дереализации. Предмет исследования: ценностно-смысловая детерминация феномена дереализации. Гипотеза. В феноменах дереализации проявляется неравномерность процесса становления ценностно-смысловых измерений мира человека. Подтверждением адекватности такой гипотезы может стать обнаружение факта концентрации феноменов дереализации в тех временных интервалах, которые соответствуют прохождению критических фаз в становлении человека как закономерно усложняющейся пространственно-временной организации. Существенной детерминантой процесса становления человека является мера закрытости открытости его как сложной самоорганизующейся системы, соотносимая с показателями континуума ригидность флексибильность. Задачи исследования: 1. В теоретической части исследования раскрыть сущность понятия «дереализация», описать различные формы дереализации, а также проанализировать подходы, в рамках которых шло их изучение. 2. Показать динамику изменения содержательных характеристик понятий «реальность» и «действительность» в философии и психологии. 3. Используя методологию теории психологических систем, раскрыть общепсихологический механизм появления эффектов дереализации.4. Эмпирически исследовать общую распространенность отдельных эффектов дереализации среди (условно) психически здоровой части населения, выявить и соотнести возрастные «пики» проявления дереализации и ее симптоматику с имеющимися клиническими данными. 5. Показать обусловленность феномена дереализации динамическими и содержательными особенностями становления ценностносмысловых измерений многомерного мира человека. Методологической основой исследования является культурноисторическая концепция Л.С. Выготского и ее конкретизация в теории психологических систем (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева, Э.В. Галажинский и др.), а также общая теория ригидности, развиваемая в работах Г.В. Залевского. Значительное влияние на теоретико-методологическую базу исследования оказали также труды Б.С. Братуся, Л.И. Воробьевой, И.С. Кона, А.А. Меграбяна, В.Ю. Воробьева, А.Б. Смулевича. Методы исследования. Теоретический анализ литературных источников по теме исследования, методы сбора эмпирических данных: вопросник САМОАЛ (А. Маслоу), направленный на выявление стремления человека к самоактуализации; Томский опросник ригидности (Г.В. Залевский); тест смысложизненпых ориентации (Д.А. Леонтьев); методика изучения рефлексии (А.В. Карпов); методика «Характеристики эмоциональности» (Е.П. Ильин), авторские анкеты, метод статистической обработки данных (использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена), качественный анализ самоотчетов респондентов. Научная новизна исследования заключается в разведении понятий «реальность» и «действительность», уточнении их психологического смысла. Под «реальностью» понимается качество, которое приобретает многомерный мир человека в процессе привнесения в него смыслового измерения, а под «действительностью» мир человека, каковым он становится по мере обретения ценностных измерений. Новые содержательные характеристики введены в понятие «чувство реальности», которое можно понять как интегральный показатель единства человека с его миром в трансспективе его жизненного самоосуществления. Вводится понятие «трансреалистичности», обозначающее противоположный отчуждению вариант деформации «чувства реальности» бытия. Подтверждена связь «трансреалистичности», к которой можно отнести и эффект deja VU, с уровнем потребности в бытийном познании. Выявлено, что некоторые эффекты дереализации, в частности, «уже виденное», «предвосхищение», «никогда не виденное», «ложное узнавание людей» и «видение себя со стороны» являются достаточно распространенными, но проявляются чаще всего в периоды, соответствующие этапам становления или выраженных деформаций смысловых и ценностных координат жизненного мира человека. Выявлены значимые корреляционные связи между частотой проявления дереализации и степенью ригидности (открытости закрытости) человека. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что эффекты дереализации показаны как явления общесистемного уровня, что позволило объяснить «главный парадокс» психотерапевтической практики, а именно: почему при искажении «чувства реальности» не происходит существенных изменений в акте восприятия больного [96], [118], [126] и др. В работе утверждается, что дереализация имеет ценностно-смысловую природу и может быть понята как проявление динамики становления психологической системы «человек и его мир». Выявлено, что главным фактором, обуславливающим появление дереализации, является сам процесс становления психологической системы, усложнения ее системной организации, вызывающий противоречия между темпом становления многомерно мира человека (особенно в кризисных его фаjik зах) и образом мира, представленным в сознании. Практическая значимость исследования определяется новыми возможностями, которые открываются в клинической и психотерапевтической практике в связи с пониманием феноменов дереализации как проявления динамики (перестройки) ценностно-смысловых координат жизненного мира человека. Выявленные механизмы эффектов дереализации могут послужить основанием для разработки специальных методик, необходимых для оказания профессиональной помощи людям, испытывающим страдания в связи с переживанием феноменов дереализации. Основные положения, выносимые на защиту: 1. Дереализация является системным феноменом, сопровождающим процесс становления человека в качестве открытой самоорганизующейся психологической системы. Переживаемые человеком как «неестественные», эффекты дереализации являются достаточно естественным проявлением противоречия между становящимся все более многомерным миром человека и тем образом мира, который представлен в его сознании, 2. Общепсихологический механизм появления феноменов дереализации заключается в перестройке ценностно-смысловых координат многомерного мира человека. Поэтому эффекты дереализации наиболее интенсивно проявляются в критические периоды становления смысловых и ценностных координат многомерного мира человека. 3. Конкретные формы дереализации связаны с такой динамической характеристикой психологической системы «человек и его мир», как степень ее открытости закрытости. Частота появления эффекта «уже виденного» коррелирует с высокой потребностью в самоактуализации, а эффекты «предвосхищения», «никогда не виденного», «ложного узнавания людей» и «видения себя со стороны» с высокими показателями ригидности личности. Этапы исследования: Первый этап (2000-2001 гг.) анализ научной литературы и основных концепций по теме исследования, работа над понятийным аппаратом; проведение пилотажного исследования.Второй этап (2001-2002 гг.) определение гипотезы и цели исследования с опорой на результаты теоретического анализа и пилотажа, формулировка задач, подбор соответствующих им методов исследования. Третий этап (2002-2003 гг.) проведение основного этапа эмпирического исследования, количественная обработка полученных результатов с использованием статистических методов вычисления корреляций, качественная обработка результатов, их систематизация и обобщенный анализ. Четвертый этап (2003-2004 гг.) окончательная интерпретация данных исследования, подведение итогов, формулировка выводов и литературное оформление диссертации. Достоверность и обоснованность результатов обеспечены исходной методологической обоснованностью исследования, рядом апробированных методик, адекватных цели, задачам, предмету и логике исследования, использованием качественных и количественных методов анализа результатов, репрезентативностью объема выборки участников исследования и статистической значимостью экспериментальных данных. Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертационного исследования обсуждены на региональных научнопрактических конференциях: «Человек как самоорганизующаяся психологическая система» (Барнаул, 2000), «Психологическое сопровождение становления личности в образовательном процессе» (Барнаул, 2002); на Сибирском психологическом форуме «Методологические проблемы современной психологии: иллюзии и реальность» (Томск, 2004); на региональных школах молодых ученых-психологов: «Психологическое исследование: методология, теория, методы» (Бийск, 2000), «Многомерный мир человека как предмет психологического исследования» (Бийск, 2002).
Просмотров: 182 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930