Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 28 » Скачать Аварская баллада : общее и локально-особенное. Магомедова, Разият Мусашейховна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
11:55
Скачать Аварская баллада : общее и локально-особенное. Магомедова, Разият Мусашейховна бесплатно
Аварская баллада : общее и локально-особенное

Диссертация

Автор: Магомедова, Разият Мусашейховна

Название: Аварская баллада : общее и локально-особенное

Справка: Магомедова, Разият Мусашейховна. Аварская баллада : общее и локально-особенное : диссертация кандидата филологических наук : 10.01.09 / Магомедова Разият Мусашейховна; [Место защиты: Ин-т яз., лит. и искусства им. Г. Цадасы] Махачкала, 2008 174 c. : 61 08-10/485

Объем: 174 стр.

Информация: Махачкала, 2008


Содержание:

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕМАТИКА, ПРОБЛЕМАТИКА И ОБРАЗНАЯ
СИСТЕМА АВАРСКИХ БАЛЛАД В СРАВНЕНИИ С ДАРГИНСКИМИ И ЛАКСКИМИ
11 Идеи и проблемы баллад
12 Образная система баллад
ГЛАВА II КОМПОЗИЦИЯ БАЛЛАД
21 Сюжет как главный компонент композиции баллады
22 Мотивы сна, дороги, трапезы и тд, а также зачины, повторы, изобразительно-выразительные средства как элементы композиции

Введение:

Актуальность исследования. В кругу вопросов, стоящих перед современной фольклористикой, проблема жанровой классификации баллады является одной из самых сложных и спорных. Баллада - постоянно движущийся и- эволюционирующий жанр, что, естественно, приводит исследователей к существенным противоречиям при попытках определения ее жанрообразующих принципов. В результате на сегодняшний день фольклористы еще не пришли к единому мнению, какие признаки -содержательные или формальные - доминируют в балладе, какие же из них организуют жанр.
Даже сам термин «баллада» лишь недавно укрепился в фольклористике. Ученые этот термин считают не вполне удачным, так как он имеет несколько значений. Например, это наименование носят провансальские плясовые песни, англо-шотландские повествовательные песни на темы средневековой истории и т.д. Баллада - литературный' термин, восходящий к латинскому слову «плясать». Поэтому балладные песни исполнялись в сопровождении танцев1 и хороводов. На протяжении своей многовековой истории этот лирический жанр претерпел большие изменения как в содержании, так и в форме. Постепенно отделившись от пляски и утратив рефрен, баллада стала сюжетной песней драматического содержания.
В русской дореволюционной фольклористике произведения' этого жанра определялись, как «низшие эпические песни», просто бытовые песни1, но эти названия не отражают специфики баллады как жанра.
Терминологическая неопределенность соответствовала теоретической неразработанности проблем, связанных с этим жанром. В первом исследовании баллад - в предисловии Н.П. Андреева к сборнику «Русская баллада» - этот жанр получает свое ориентировочное определение: песни с четко выраженным повествовательным фактором, достигшим драматической
1 Линтур Г. Народные песни-баллады Закарпатья.- «Вопросы литературы», № 5, 1958, с. 129. напряженности2.
В.Я. Пропп и Б.Н. Путилов выделили в качестве признаков баллады как семейно-бытовую тематику и трагическое разрешение конфликтов3.
Дальнейшую; разработку этой проблемы мы находим в исследованиях Д.М. Балашова, который более четко по сравнению с предыдущими учеными: определил круг входящих в жанр баллады произведений; установил основные жанровые признаки и поэтические особенности баллады.
Обратившись к жанру баллад славянских народов, Н.И. Кравцов подробно рассмотрел тематические группы славянских баллад, их жанровую специфику, особенности сюжета. Автор особое внимание уделил эпическому характеру баллад4.
Б.Н. Путилов проблему, связанную со спецификой; славянских исторических баллад, проанализировал на широком общеславянском фоне. Своеобразие жанра исследователь видит в особом угле зрения на явления действительности и отбор этих ?явлений, специфическом^ ряде героев,, комплексе существенных народных идей и представлений целой исторической" эпохи.
Говоря об отличиях баллады и исторической, песни, Б.Н. Путилов обращает внимание на основное содержание баллад - повествование о драматических индивидуальных судьбах, о семейных коллизиях, обусловленных общественно-бытовыми обстоятельствами; когда такие повествования- вырастают на почве политической; истории, тогда и возникает историческая баллада.
Баллада1 принадлежит к наиболее сложным жанрам народной- поэзии. Трудность изучения баллады как жанра заключается в том, что во многих;: текстах мы имеем дело с переходными случаями: В последнее время учеными«
2 Андреев Н.П. Вступ. ст. к сб. «Русская баллада». Библиотека поэта. Большая серия. М.-Л.,
3 См. Вступ. Ст. к сб.: Былины. М., 1958.
4 Кравцов Н.И. Славянская народная баллада./ Проблемы славянского фольклора.-М;:Наука, 1972. С.167-199.
V 5 сделано многое, чтобы раскрыть сущность баллады, определить ее жанровые особенности, охарактеризовать основные этапы ее исторического развития. Некоторые исследователи предлагают определение баллады как песни с повествовательным содержанием, в которой отсутствуют специфические особенности, присущие былине, исторической песне и духовному стиху .Разнобой во мнениях наблюдается не только в определении баллады как жанра, но и в классификации балладных песен.
H. Андреев, придерживаясь тематического принципа, различает три
•V группы баллад:
I. баллады сказочного, новеллистического и анекдотического характера;
2. баллады, которые примыкают к историческим песням;
3. баллады, более четко связанные с определенными социальными группами (солдатские, разбойничьи и т.д.).
Фольклористы наиболее правильной считают классификацию баллад, в основу которой положен' исторический принцип. Баллады передавались от ' поколения к поколению, и, естественно, изменялась как внешняя форма, так и их содержание. Так образовались различные пласты, из которых самым древним был мифологический. Так, например, мифологические мотивы сохранились в балладах «Камалил Башир», «Али, оставленный ущелье», «Сестра Сулеймана» и другие. Кроме баллад с мифологической основой встречаются баллады с отзвуком борьбы одного рода с другим. Брат не соглашается отдать сестру ее любимому, потому что тот из низов.
Баллады историчны в силу своей приуроченности к определенным эпохам народной жизни, по содержанию, глубине преломления трагических обстоятельств общественной, семейной, бытовой жизни народа, по силе выражения народных представлений. Историзм обнаруживается также в сюжете баллад, который является результатом столкновения новой действительности, осмысляемой народным сознанием, с предшествующей художественной традицией.
Прослеживая эволюцию жанра баллады, Д.М. Балашов считает, что старинная баллада представляет србой эпическую песню драматического характера. Эпичность баллады сказывается в том, что в ней, как и в эпосе, рассказ ведется от автора, он последовательно повествует о событиях. Здесь нет лирических отступлений, отвлеченных описаний, морализации. Авторское вмешательство объективно. События в балладах передаются в самых напряженных моментах. Диалог тоже подсвечен действием и усиливает драматизм.
Основным жанроопределяющим признаком баллады большинство исследователей считает сюжет. Присутствие сюжетного мотива в лирической песне не получает последовательного развития, а вызывает определенную эмоционально-психологическую реакцию. Здесь герой характеризуется его размышлениями, а не поступками, действиями, как это характерно для баллады. В последней непрерывность действия создается в^результате последовательности компонентов сюжета: завязки, развития действия, кульминации, совпадающей с концом, развязки. Содержание баллады сводится к действию, происшествию в его последовательных этапах.
Баллада - жанр, широко распространенный в аварском фольклоре, известный большим числом своеобразных сюжетов. Он весьма значителен по жизненному содержанию и идейной сущности. Балладе характерно высокое художественное совершенство. Хотя в аварском фольклоре баллада занимает весьма значительное место, она специальному изучению до> сих пор не подвергалась. Поэтому исследование аварской баллады, ее природы, идейно-тематических особенностей и поэтики имеет определенной значение для. осмысления всего народно-поэтического творчества этноса.
Степень изученности проблемы. Впервые к исследованию дагестанских баллад, в частности лакских, обратился Х.М. Халилов в работе «Лакский песенный фольклор», изданной в 1959 году. В ней изучены баллады «Давди из Балхар», «Амирдул Заза», «Юноша из Кумуха и девушка из
Азайни», «Батир Хучулав», «Султан из Хуна», «Кумухский Саэд». Но исследователь не называет их балладами. Анализ песен дается во второй части книги «Этические песни лаков» в разделе «Антифеодальные песни». В разделе «Песни о набегах» подверглись анализу также песни «Казимил Али», «Маллачил Иса». Впоследствии в сборнике «Лакские народные песни» Х.М. Халилов называет эти песни балладами и дает определение балладам: «Небольшую группу лакских эпических песен представляют лиро-эпические песни (баллады) - памятники большой культурной и эстетической ценности и вместе с тем наиболее сложный род литературы. Действительно некоторые тексты с одинаковым правом можно отнести к новеллистическому эпосу, и к историческим песням. . Становление эпоса и лирики составляет особенность баллады. Баллада - вершина реализма народной эпической поэзии. Она в художественном отношении жизненно правдива.
В отличие от героического-1 и исторического эпоса, отражающего общенародные, общеплеменные интересы, баллада повествует о мрачных, трагических случаях, которые притягивают внимание, действуют на воображение, рисуют преимущественно картины из частной жизни, отображают домашний быт, где персонажи, герои, как правило, простые. Обыкновенные люди, которые жили среди народа, были близки и понятны ему. Изложение в них ведется в диалогах, с драматическим напряжением, отрывисто. Баллада повествует о» чрезвычайных происшествиях. Сюжет строится на эпизодических событиях»5.
В дальнейшем Х.М. ХалилоЬ классифицирует баллады по идейно-тематическим группам: героические, социально-исторические, семейно-бытовые, любовные баллады6. Этой классификации исследователь придерживается и в последующих работах .
5 Лакские эпические песни.Сост. Х.М.Халилов. Махачкала, 1969.С. 16-17.
6 Халилов Х.М. Дагестанская народная баллада. Рук.фонд КЯЛИ, ф.2.оп.1.д.146.
7 Халилов Х.М. Песенные жанры фольклора народов Дагестана // Жанры фольклора народов Дагестана. Махачкала, 1970; Его же. Жанровый состав дагестанского песенного фольклора // Изучение фольклора, литературы и языков народов Дагестана. Вып. II. Махачкала, 2006. Его же.
Исследуя фольклор и литературу народов Дагестана, У.Б. Далгат в 1962 г. отмечала, что «в дагестанском песенном творчестве значительное место занимает сюжетная лирика. Это, прежде всего, лиро-эпические песни, представляющие собой горские баллады, своеобразные народные поэмы. Сюжет в них подчинен главному — раскрытию психологического состояния героя, его переживаний. Такие баллады почти всегда элегичны, овеяны тихой грустью. Для них характерна медитация. Раздумья^ размышления часто прибивают развитие сюжета,, выступают на первый план, и все произведения приобретают ярко выраженную лирико-эмоциональную окраску.
Идейной основе лиро-эпических баллад почти всегда присуща социальная устремленность. Среди дагестанских лиро-эпических песен балладного типа есть песни семейно-бытовые, любовные, лиро-эпико-героические. В-них-звучат темы о любви, дружбы, верности, измены, ревности и т.д.» .
Характеризуя аварские баллады, A.A. Ахлаков в работе «Еероические песни и баллады аварцев» (1971; 2003) дает определение балладам, ссылаясь на Б.Н. Путилова, издавшего в 1965 г. книгу «Славянская историческая баллада» - главное содержание в народных балладах - это «повествование о драматических индивидуальных судьбах, о семейных коллизиях, обусловленных общественно-бытовыми обстоятельствами. Когда такие повествования вырастают на почве политической истории, возникает историческая* баллада» (Путилов Б.Н. Указ.раб.С. 28). А в предисловии к сборнику текстов.А.А. Ахлаков пишет: «Баллады в отличие от исторических песен, - лиро-эпические песни, близкие по своему характеру к легендам, о необычных, трагических событиях, преимущественно из семейной жизни, а. также из» общественной жизни и , быта народа. Они отличаются особым драматизмом, их персонажи - не исторические лица и не легендарные
Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004. с. 115; Его же. Лакские народные песни / Антология лакской поэзии в 5 томах. Т.1. Сост. Х.М. Халилов. Раздел «Баллады», с. 86-168.
8 Далгат У.Б. Фольклор и литература народов Дагестана. М., Изд.вост.лит., 1962. С. 23. народные герои, а простые люди»9. \
Исследуя аварский фольклор, в книге «Устное народное творчество аварцев»10 М.Р. Халидова посвящает балладам отдельный раздел. В основном, анализ баллад дается через призму отражения в них мифологических воззрений аварского народа. В' работе отсутствует классификация и определение народной баллады.
Ныне общеизвестны достижения дагестанской фольклористики. Издан большой, коллективный обобщающий труд «Традиционный фольклор народов1 Дагестана»11. Читатели и исследователи получили научные работы по аварскому, даргинскому, кумыкскому, лакскому, лезгинскому, табасаранскому фольклору12, в которых осуществлено изучение всех жанров народного творчества дагестанцев, в том числе и баллад. В результате проведенных исследований установлено, что баллада является специфическим жанром народного творчества дагестанцев, как и других народов мира, включающим в себя признаки как эпоса, так и лирики. Признано то^ что баллада возникла в результате трансформации эпоса (героических и исторических песен). Обозначен период развития жанра баллады - Х1У-ХУШ вв." В балладе отражены события, имевшие место не только в жизни средневекового Дагестана, но и более ранних периодов его истории. Основным предметом изображения является семейный и общественный быт, а также частная жизнь отдельного ^ человека. В основе некоторых баллад нередко оказываются исторические события, но идентифицировать героев, как правило, не удается.
Собиранием, изданием и исследованием аварских баллад занимался
9 Героические песни и баллады аварцев. Тексты, переводы, комментарии А.А. Ахлакова. Под ред. акад. Г.Г. Гамзатова. Махачкала, 2003. С. 9-10.
10 Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004. С. 217-237.
11 Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: «Наука», 1991.
12 Халидова М.Р. Устное народное творчество аварцев. Махачкала, 2004.; Курбанов М.М. Душа и память народа. Махачкала, 1996.; Абакарова Ф.О., Алиева Ф.А. Устное народное творчество даргинцев. Махачкала. 1999.; Аджиев A.M., Устное народное творчество кумыков. Махачкала, 2005; Алибеков Б.О. Устное народное творчество даргинцев. Махачкала, 2005. (дарг. яз.); Халилов Х.М. Устное народное творчество лакцев. Махачкала, 2004; Ганиева A.M. Очерки устно-поэтического творчества лезгин. М., 2004. известный фольклорист A.A. Ахлаков13. Сборник «Героические песни и баллады аварцев», подготовленный и прокомментированный им, был издан в 1971 году. Однако по политическим мотивам сборник был изъят и унижтожен. Только в 2003 г. Институт ЯЛИ ДНЦ РАН осуществил выпуск сборника. Исследователь понимал трудность классификации произведений историко-песенного фольклора, в число которых «входит обширное число произведений от «классических» исторических песен до лиро-эпических произведений типа законченной баллады»14. Важно признание большого знатока аварского эпоса: «Между ними находится целый ряд произведений промежуточного типа: они совмещают в себе признаки исторической песни и балладные особенности. По этой причине разместить материал строго по разделам представляется^ затруднительным, и последовательность
1 15 расположения текстов, и их классификация имеют некоторую условность» .
Современный уровень развития науки о народном словесном искусстве позволяет обратиться к материалу, собранному A.A. Ахлаковым, с тем, чтобы попытаться провести классификацию произведений героического эпоса, выделить из них баллады, расположить их по хронологии возникновения и функционирования. Заявленный тезис может быть реализован на основе изучения идейно-тематического и художественного своеобразия «героического эпоса» (A.A. Ахлаков) аварцев. Аварская баллада в работе М.Р. Халидовой «Устное народное творчество аварцев» предстает как явление позднего, фольклора, поскольку «в ней нашли отражение идейно-эстетические взгляды, обычаи, мораль, характерные для эпохи феодализма»16. Методологическое значение для. нас имеет продолжение цитаты: «Между тем углубленный анализ аварских баллад свидетельствует, что сюжеты отдельных
13 Героические песни и баллады аварцев: Тексты, переводы комментарии. Сост. A.A. Ахлаков. -Махачкала, 2003. 380 с.
14 Ахлаков A.A. Предис. к кн. Героические песни и баллады аварцев. Махачкала. 2003. С. 9.
15 Ахлаков A.A. Там же. С. 9.
16 Халидова P.M. Указ. соч. С. 216. балладных песен восходят к древнейшим представлениям»17. В качестве примера известный исследователь аварского фольклора называет балладу «Камалил Башир».
О возникновении баллады в даргинском фольклоре более определенно высказался A.M. Вагидов. Анализируя героическую песню «Арслана сын
Каплан», он обнаружил в ней признаки баллады . И вполне естественно то, что исследователь даргинского фольклора Ф.О. Абакарова включила это произведение в сборник «Эпические песни даргинцев»19 как балладу. О наличии архаических мотивов в балладах народов Дагестана убедительно пишет и известный дагестанский фольклорист A.M. Аджиев .
Объектом исследования являются баллады аварцев, даргинцев и лакцев, их тематика, проблематика, образная система, композиция?
Предмет исследования - традиционные балладные песни аварцев, даргинцев, лакцев, опубликованные в сборниках «Героические песни и
У 1 баллады аварцев» , «Эпические песни даргинцев» «Лакские эпические песни»23.
Цели и задачи исследования.
Основная цель работы - изучение специфики и поэтики аварских баллад в сопоставлении с даргинскими и лакскими. Она предполагает решение следующих задач:
1. Изучение проблематики и идейно-тематической специфики аварских,
17 Там же.
18 Вагидов A.M. Становление и развитие даргинской поэзии. Махачкала. Дагкнигоиздат, 1979.С. 56-66.
19 Эпические песни даргинцев. (Предисловие, подготовка текстов, переводы, комментарии Ф.О. Абакаровой). Махачкала, ИПЦ, ДГУ, 2004. С. 77-81.
20 Аджиев A.M. Сюжет о гибели охотника (О ритуально-мифологических истоках баллады) // Мифология народов Дагестана. Махачкала. 1984. С. 61.
21 Героические песни и баллады аварцев: Тексты, переводы, комментарии. Сост. А.А. Ахлаков. - Махачкала, 2003. Далее ссылки на это издание даются в тексте: римская цифра 1 обозначает это издание, арабская - страницу (I, с. 225).
22 Эпические песни даргинцев /Предисловие, подготовка текстов, переводы, комментарии Ф.О. Абакаровой. Махачкала ИПЦ ДГУ, 2004. Далее ссылки на это издание даются в тексте: римская цифра II обозначает это издание, арабская - страницу.
23 Лакские эпические песни («Из серии песни народов Дагестана») / Подготовка текста, перевод, предисловие и комментарии Халила Халилова. Махачкала, 1969. Далее ссылки на это издание даются в тексте: римская цифра Ш обозначает это издание, арабская - страницу. даргинских и лакских баллад;
2. выявление общего и локально-особенного в содержании и образах;
3.Описание особенностей сюжетостроения, выразительных средств поэтики аварских баллад в сравнении с даргинскими и лакскими;
4. Исследовать генетическую, типологическую общность и контактные связи баллад народов Центрального Дагестана;
5. Воздать целостную картину бытования и эволюции жанра баллады в фольклоре аварцев, даргинцев и лакцев.
Научная новизна исследования заключается в изучении специфики, поэтики, типологии баллад аварцев, даргинцев и лакцев и проведении сравнительно-исторического анализа текстов жанра. В диссертации впервые в дагестанской фольклористике осуществляется монографическое исследование жанра баллады трех этносов.
Теоретической и методологической основой исследования являются научные работы по фольклористике и литературоведению А.Н. Веселовского, В.Я. Проппа, В.П. Аникина, С.Г. Лазутина, Б.Н. Путилова, У.Б. Далгат, A.M. Аджиева, С.М. Хайбуллаева, Х.М. Халилова, М.Р. Халидовой, Ф.О. Абакаровой, М.М. Курбанова и др.
Методологическая основа диссертации строится на принципах сравнительно-исторического и типологического изучения аварских баллад. Методы и приемы исследования опираются на принципы научной объективности. В работе реализован системный подход, который позволил выявить самобытность аварских баллад, их историзм, а также динамику развития жанра:
Теоретическая и практическая значимость диссертации состоит в том, что ее выводы и основные положения могут быть использованы при научном изучении вопросов жанровой эволюции фольклора аварцев; написании обобщающих трудов по дагестанской фольклористике, преподавании ряда вузовских дисциплин - фольклористики, культурологии, этнографии, дагестанских литератур, разработке спецкурсов по аварскому, даргинскому и лакскому фольклору.
Апробация и публикации. Основные положения диссертации апробированы на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава ДГУ в 2006-07 гг. По теме диссертации опубликованы следующие статьи: Историко-художественная основа баллады «Камалил Башир»// Вестник кафедры литератур народов России и Кавказа. № 1, Махачкала, 2004; Мотивы обманутого доверия, дороги и др. как структурообразующие компоненты баллад // Вестник кафедры литератур народов России и Кавказа. № 2, Махачкала, 2006; Сюжет как главный компонент композиции аварских баллад // Вестник кафедры литератур народов России и Кавказа. № 2, Махачкала, 2006; Имущественный; антагонизм и специфика его художественного отображения в балладах народов Дагестана // Вестник ДНЦ РАН. №28, Махачкала: ДНЦ РАН, 2006.
Просмотров: 229 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031