Форма входа

Главная » 2013 » Ноябрь » 19 » Скачать Аутокоммуникация человека: функциональный аспект. Мацута, Валерия Владимировна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
00:22
Скачать Аутокоммуникация человека: функциональный аспект. Мацута, Валерия Владимировна бесплатно

Аутокоммуникация человека: функциональный аспект

Диссертация

Автор: Мацута, Валерия Владимировна

Название: Аутокоммуникация человека: функциональный аспект

Справка: Мацута, Валерия Владимировна. Аутокоммуникация человека: функциональный аспект : диссертация кандидата психологических наук : 19.00.01 / Мацута Валерия Владимировна; [Место защиты: Том. гос. ун-т] - Томск, 2010 - Количество страниц: 181 с. ил. Томск, 2010 181 c. :

Объем: 181 стр.

Информация: Томск, 2010


Содержание:

Введение
1 Историко-психологический анализ развития научных представлений об аутокоммуникации
11 Представления об аутокоммуникации в зарубежных и отечественных подходах
12 Методологические основы исследования аутокоммуникации
2 Организация и описание результатов эмпирического исследования
21 Методы и методики исследования
22 Описание этапов эмпирического исследования
23 Описание результатов эмпирического исследования
231 Функциональные особенности аутокоммуникации
232 Содержательные характеристики аутокоммуникации
233 Описание результатов статистических видов анализа
234 Тендерные особенности аутокоммуникации 117 Заключение 123 Литература 125 Приложение А Категории контент-анализа и их индикаторы в тексте 147 Приложение Б Бланки используемых в исследовании методик 148 Приложение В Отрывки из ответов респондентов на вопросы Метода моделирования коммуникативного мира, содержащие основные характеристики аутокоммуникации 158 Приложение Г Примеры текстов, характеризующие содержательные и функциональные особенности аутокоммуникации 160 Приложение Д Основные интерпретируемые признаки теста «Автопортрет» 162 Приложение Е Примеры автопортретов 163 Приложение Ж Кластерная структура аутокоммуникации респондентов общей выборки 164 Приложение И Кластерная структура аутокоммуникации респондентов женской выборки

Введение:

Актуальность исследования. Под аутокоммуникацией далее будет пониматься свойственный человеку, как представителю высшей формы жизни, процесс коммуникации, представляющий особую форму взаимодействия человека с самим собой. Для обозначения и исследования эмпирически самоочевидных реалий, а именно коммуникативных актов, осуществляющихся в таком специфическом коммуникативном пространстве, сегодня используется целый ряд понятий. Наиболее употребимыми среди них являются «автокоммуникация» [Лотман, 2000], «внутриличностная («интраперсональная») коммуникация» [Roberts, 1987; Aitken, 2002; Пивоваров, 2006], «внутренний диалог» [Бахтин, 1994; Кучинский, 1988, 1990], «интрасубъектная коммуникация» [Петровский, 1981; Петренко, 1988], «интрапсихическая коммуникация» [Фрейд, 1997; Перлз, 1993,2001].
Каждое из используемых понятий конституирует адекватное для него представление о коммуникативном пространстве, которое располагается «внутри личности», «внутри субъекта», «внутри психики» и т. д. В связи с этим возникают разночтения в толковании аутокоммуникации, которые оборачиваются расхождениями в понимании выполняемых ею функций. Причем, указанные понятия часто используются как синонимы, что вносит дополнительную путаницу в решение и без того сложной проблемы.
Таким образом, существует проблема понятийного закрепления того, что объективируется на эмпирическом уровне, приводя исследователей к признанию: «существование особого канала автокоммуникации можно считать установленным» [Лотман, 2000]. Что касается определения качественной специфики и функций референтов, стоящих за этими понятиями, то эта задача только сейчас становится по-настоящему актуальной.
Сложность изучения аутокоммуникации, с которой сталкиваются представители разных наук, имеющих отношение к человеку, связана с тем, что любое определение коммуникации предполагает наличие двух взаимодействующих сторон (коммуникатор и реципиент, адресат и адресант), но в нашем случае эти стороны совмещаются в одном лице, которое, к тому же, в разных концепциях выступает по-разному (индивид, личность субъект и т. д.), что и подтверждает указанная выше многозначность используемых понятий. Это совпадение деформирует исходное определение коммуникации, порождая неопределенность по отношению к требованию обязательного выделения коммуницирующих сторон. Становится непонятно, кто к кому обращается, кто с кем общается и, как следствие, какую функцию выполняет аутокоммуникация.
Психологи сравнительно давно заметили, что если при распаде личности человек «перестает речевым способом общаться с самим собой», то при этом распадаются и внешние отношения [Выготский, 1981]. В связи с этим возникает вопрос, актуальный для современных социокультурных условий: становление информационного общества сопровождается интенсификацией интеркоммуникации, но что при этом происходит с интракоммуникацией? Ведь кроме имеющихся фактов, указывающих на их связь, мало что известно о том, как она реализуется и для чего она нужна, т. е. какова ее функция.
Культурологический анализ показывает, что коммуникация, в которой «принимающий и передающий совмещаются в одном лице», образует процесс, в котором «происходит переформирование самой личности, с чем связан весьма широкий круг культурных функций: от необходимого человеку в определенных типах культуры ощущения своего отдельного бытия до самопознания и аутоп-сихотерапии» [Лотман, 2000].
Изучение «интраперсональной коммуникации» в качестве предмета теоретико-социологического анализа показывает, что на современного человека «падает» особая нагрузка в плане осуществления им самоидентификации, в силу чего он вынужден «более активно включать свои внутренние коммуникативные ресурсы». При этом механизмы внутриличностной коммуникации понимаются в качестве «уникального способа самоконтроля и самоопределения», а «развитие навыков общения «с самим собой», а точнее «внутри самого себя»», рассматривается в числе приоритетных проблем современного человека [Пивоваров, 2006].
Таким образом, проблема аутокоммуникации обретает особую актуальность и значимость, поскольку имеет непосредственное отношение к раскрытию способов сохранения устойчивости человека в меняющемся мире. Сегодня темп этих изменений значительно возрос — человеческое сообщество входит в новую фазу развития, и уже возникают вопросы о том, что происходит с идентичностью человека в период перехода общества на инновационный путь развития [Лукьянов, 2008; Лукьянов, Клочко, 2009], в период становления «виртуальной идентичности» [Асмолов, 2009]. Процессы, происходящие в обществе, трансформируют не только внешнюю по отношению к человеку реальность, но и его внутренний мир. Поэтому процессы самоопределения в настоящее время приобретают все большую актуальность. Актуальность исследования связана и с существующим противоречием «между пониманием значимости аутокоммуникации и степенью ее изученности» [Пивоваров, 2006].
Сегодня перед психологами открывается еще более развернутый образ субъективной реальности: жизненный мир [Василюк, 1984, 1995], конструирование миров [Асмолов, 1996], коммуникативный мир личности [Кабрин, 2002, 2005]. В связи с этим возникает возможность выявления того, каким образом развитие представлений о пространстве аутокоммуникации меняет представление о ее роли и функции.
Наше исследование выполнено в логике системной антропологической психологии [Клочко, 2005] - одного из вариантов современного развития культурно-исторической теории [Выготский, 1982]. В данном подходе реализуется идея многомерного пространства жизни человека, обладающего ценностно-смысловыми измерениями, динамика которых отражает текущие состояния человека как саморазвивающегося явления. В соответствие с логикой многомерности, человек встречается с собой не просто в актах самосознания или рефлексии. Он приходит к этим актам в связи с тем, что через ценностно-смысловые измерения предметов и явлений постоянно встречается с самим собой [Клочко, 2005].
Поэтому мы используем категорию «аутокоммуникация человека», имея в виду не собирательное понятие, обобщающее вышеприведенные определения. Аутокоммуникация человека действительно является обобщающим понятием, но оно однозначно указывает на конкретное коммуникативное пространство, в котором человек может реально встречаться и взаимодействовать (коммуници-ровать) с самим собой. Формируя замысел исследования, мы полагали, что совмещение системной антропологической психологии с другим антропоцентри-рованным подходом, представленным теорией транскоммуникации В. И. Каб-рина, позволит выйти к новому представлению о пространстве аутокоммуника-ции - многоуровневом коммуникативном мире, и определить другой ракурс рассмотрения ее функции.
Цель исследования заключается в получении научно достоверных сведений о функциях аутокоммуникации в становлении осмысленного сознания.
Объект исследования: аутокоммуникация человека как психологический феномен.
Предмет исследования: функции аутокоммуникации.
Гипотеза исследования. Можно полагать, что функциональная роль аутокоммуникации заключается в ее участии в обеспечении осмысленности сознания как его важнейшего свойства. В виде частного допущения, вытекающего из теории уровневой организации коммуникативного мира человека (В. И. Кабрин), можно предполагать, что эмпирическое исследование позволит выделить несколько взаимосвязанных уровней аутокоммуникации, отличающихся между собой по тем задачам, которые они выполняют в становлении осмысленного поведения и деятельности человека.
Исходя из поставленной цели и сформулированной гипотезы, были выдвинуты следующие задачи:
1. Исследовать тенденции антропологизации психологии и ее проявления в особенностях постановки и решения проблемы аутокоммуникации в подходах, сформированных в рамках классической и неклассической рациональности.
2. Выявить теоретико-методологические основания для совмещения положений теории транскоммуникации и системной антропологической психологии применительно к проблеме аутокоммуникации.
3. Разработать программу эмпирического исследования, адекватную методологии, конкретным целям и задачам исследования.
4. В конкретном эмпирическом исследовании выявить функциональные особенности аутокоммуникации.
Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы и положения общей теории коммуникации (Г. Г. Почепцов, Ф. И. Шарков, А. В. Соколов, И. П. Яковлев), аптропоцентрированных подходов, представленных в трудах отечественных психологов, развивающих идеи культурно-исторической психологии (А. Г. Асмолов, Ю. П. Зинченко и др.). Конкретным основанием для разработки теоретико-методологических построений стали системная антропологическая психология (В. Е. Клочко), теория транскоммуникации (В. И. Кабрин).
Методы и материал исследования. На различных этапах исследования и при решении отдельных задач применялся широкий спектр методов сбора фактического материала и его обработки, включающий метод анализа документов, тестирование методом опроса, использование проективного метода. Применялись количественные методы (кластерный анализ по Евклидовой метрике и методу Уорда, корреляционный анализ по критерию Пирсона, дисперсионный анализ по критерию Фишера, анализ достоверности различий по t-критерию Стьюдента) и качественные методы анализа (контент-анализ и метод интерпретации проективных тестов). Обработка и анализ материалов исследования производились с помощью компьютерной статистической программы Statistica.
В качестве методик были определены: метод моделирования коммуникативного мира (автор: В. И. Кабрин); методика диагностики коммуникативно-характерологических особенностей личности (авторы: JI. И. Уманский, И. А. Френкель, А. Н. Лутошкин, А. С. Чернышев); методика личностного дифференциала (вариант, адаптированный в НИИ им. В. М. Бехтерева); самоактуализационный тест личности (автор: Э. Шостром, авторы адаптации: Ю. Е. Алешина, JI. Я. Гозман); методика определения типа тендерной идентичности личности (автор: С. Бем, авторы адаптации: В. А. Лабунская, М. В. Буракова); проективный графический тест «Автопортрет» (автор: Р. Берне, авторы адаптации: Е. С. Романова, С. Ф. Потемкина). В качестве предмета контент-анализа использовались рефлексивные самоотчеты и спонтанные дневниковые записи респондентов.
Эмпирическую базу исследования составили 475 человек (256 женщин и 219 мужчин) - представители сферы услуг, психологи и государственные служащие г. Томска в возрасте от 27 до 42 лет. Продолжительность исследования — 2005-2008 гг. Выбор данного возрастного диапазона определен тем фактом, что респонденты находятся в возрастном периоде «зрелости» (в некоторых теориях развития - «ранней зрелости», «взрослости»), т. е. характеризуются сформированной рефлексией, интеллектуальной активностью и продуктивностью, ориентацией на самореализацию и активное жизнеосуществление [Schaie, 1986].
Научная новизна:
1. Выявлены методологические основания для интеграции системной антропологической психологии и теории транскоммуникации с целью решения проблемы аутокоммуникации.
2. Обнаружены уровни аутокоммуникации со специфическими для них функциями, которые ранее «выпадали» из психологического анализа (смысло-постигающая, санкционирующая, ноэтическая).
3. Установлено существование определенных типов связи аутокоммуникации с межличностным общением. Показано, что аутокоммуникация интенсифицируется при наличии проблем в общении. На начальном этапе аутокоммуникация необходима для снятия эмоционального напряжения и самоподдержки, затем — для анализа и разрешения проблемной ситуации.
4. Выявлен феномен интенсификации интеркоммуникации в случаях подавления аутокоммуникации, обусловленного наличием психологических барьеров, препятствующих осознанию и решению проблем (типичный пример: «общаюсь с другими, чтобы избежать разговоров с совестью»).
5. Обнаружено, что содержательные аспекты аутокоммуникации имеют тендерную специфику, проявляющуюся в конкретных «темах» аутокоммуникации.
Теоретическая значимость:
1. Расширено представление об аутокоммуникации как о психологическом феномене, выполняющем разнообразные функции, выделение которых зависит от использования различных теоретико-методологических средств, соответствующих определенным парадигмальным установкам.
2. Теория транскоммуникации дополнена уровневой моделью аутокоммуникации, в которой каждому уровню соответствуют специфические функции.
3. В исследовании установлена связь между аутокоммуникацией и осмысленностью сознания. О том, насколько это важно, можно судить по оценке JI. С. Выготского, который считал задачу объяснения и возникновения осмысленности «труднейшей из всех, перед которыми когда-либо стояли психологи-исследователи» [Выготский, 1982].
4. Выделение взаимосвязанных уровней аутокоммуникации и способа выхода на ноэтический уровень позволяет приблизиться к объяснению того, каким образом человек прокладывает «путь к себе через мир» [Франкл, 1990] или «овладевает собой извне» [Выготский, 1982].
Практическая значимость:
1. Создана модификация метода моделирования коммуникативного мира, позволяющая определить темы, уровни, виды и типы аутокоммуникации, смыслы, ценности, личностные характеристики человека как ее «носителя».
2. Результаты диссертационного исследования используются в материалах лекций при изучении курсов «Основы теории коммуникации» и «Группа профессионально-личностного роста».
3. Выявленные особенности аутокоммуникации учитываются при осуществлении индивидуального и группового психологического консультирования.
В рамках курсов «Группа профессионально-личностного роста» и «Волонтерский практикум» используются техники психологического консультирования, направленные на предупреждение и снятие блокировок аутокоммуникации с целью развития самоидентичности и рефлексивных возможностей человека.
Обоснованность и достоверность результатов исследования подтверждены теоретическим анализом научных концепций, использованием надежных и апробированных методов, корректным применением методов математической статистики, содержательным анализом выявленного фактического материала.
Положения, выносимые на защиту:
1. Аутокоммуникация инициируется необходимостью осмысления предметов и явлений, имеющих субъективную значимость для человека. Эмоциональная форма, в которой существуют смыслы и ценности предметов и явлений, подталкивает человека к внутреннему диалогу, направленному на «осмысление смысла» - осмысленность человеческого сознания возникает «через слово и понятие» [Выготский, 1982]
2. Аутокоммуникация как особая форма взаимодействия человека с самим собой, является многоуровневым процессом, внутри которого выделяются три взаимосвязанных уровня, дифференцируемые по выполняемым функциям: смыслопостигающая аутокоммуникация», обеспечивающая осмысленность поведения и деятельности человека. Она направлена на раскрытие смысла предметов и явлений, например в форме «решения задачи на смысл», что само по себе предполагает активность мышления, т. е. внутренний диалог; санкционирующая аутокоммуникация», обеспечивающая процессы совершения выбора и принятия решений. С ее помощью человек осознает насколько раскрываемые им смыслы предметов и действий, направленных на эти предметы, соотносятся с более широким смысложизненным контекстом, включающим ценности и ориентиры, в том числе критерии свободы, совести, долга, ответственности и т. д.; ноэтическая аутокоммуникация» является формой духовной работы: в ней человек, основываясь на постигнутых смыслах и раскрытых связях этих смыслов с жизненным контекстом, оказывается способным осмыслить свои ценности и экзистенциалы, т. е. выйти к постижению истинных потребностей и возможностей, собственной сущности.
Апробация результатов. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались на заседании кафедры психологии личности, а также на методологических семинарах факультета психологии Томского государственного университета. Материал диссертационного исследования был представлен на Международном молодежном научном форуме «Ломоносов-2009» (г. Москва), Международной научно-практической конференции молодых ученых «Психология XXI века» в г. Санкт-Петербурге (2009), Международной научно-практической конференции студентов и аспирантов «Студент и научно-технический прогресс» в г. Новосибирске (2006, 2009). Основные идеи и научные результаты отражены в 8 авторских публикациях по теме исследования (из них 2 публикации в журналах, рекомендованных ВАК).
1 Историко-психологнческий анализ развития научных представлений об аутокоммуникации
В данной главе приводятся результаты историко-психологического анализа, демонстрирующие, каким образом в процессе развития психологического познания происходило становление, расширение, дифференциация и конкретизация представлений о пространстве реализации аутокоммуникации, и каким образом эти представления изменяли представление о роли и функции аутокоммуникации.
Просмотров: 152 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Ноябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930