Форма входа

Главная » 2013 » Октябрь » 24 » Скачать Анализ управления конкурентной средой на субфедеральном уровне в России. Коломак, Евгения Анатольевна бесплатно
Скачивание файла!Для скачивания файла вам нужно ввести
E-Mail: User2
Пароль: 888888
Скачать файл.
16:40
Скачать Анализ управления конкурентной средой на субфедеральном уровне в России. Коломак, Евгения Анатольевна бесплатно

Анализ управления конкурентной средой на субфедеральном уровне в России

Диссертация

Автор: Коломак, Евгения Анатольевна

Название: Анализ управления конкурентной средой на субфедеральном уровне в России

Справка: Коломак, Евгения Анатольевна. Анализ управления конкурентной средой на субфедеральном уровне в России : диссертация доктора экономических наук : 08.00.13 Новосибирск, 2005 304 c. : 71 06-8/154

Объем: 304 стр.

Информация: Новосибирск, 2005


Содержание:

Введение
Глава 1 Масштабы субфедерального управления конкурентной средой и подходы к анализу
11 Принципы управления конкурентной средой на субфедеральном уровне
111 Государственное регулирование и конкуренция: принципы взаимодействия
112 Распределение полномочий по государственному регулированию между уровнями власти в федеративном государстве
113 Влияние особенностей переходной экономики на децентрализацию государственного регулирования
114 Распределение между уровнями власти мер воздействия на конкурентную среду в России
12 Обзор подходов к анализу государственных методов управления конкурентной средой
121 Защита производителей с использованием субсидий и налоговых льгот
122 Прямой государственный контроль над ценами
123 Рыночная инфраструктура: понятие и основы анализа
Глава 2 Субсидирование местных производителей
21 Масштабы и тенденции субсидирования местных производителей на субфедеральном уровне в России
22 Модель частного равновесия регионального субсидирования
23 Постановка и анализ решения модели общего равновесия регионального субсидирования
231 Постановка проблемы
232 Обзор результатов ГГроссмана и ЕХелпмана
233 Постановка и формальный анализ модели
234 Равновесная структура протекционистской политики
Глава 3 Налоговые льготы местным производителям субфедерального уровня
31 Масштабы и тенденции предоставления налоговых льгот местным производителям
32 Постановка модели и свойства ее решения
33 Равновесная структура политики налоговых льгот
Глава 4 Сочетание субсидий и налоговых льгот субфедерального уровня
41 Постановка задачи
42 Равновесная структура сочетания субсидирования и налоговых льгот
43 Эмпирическая верификация модели
431 Гипотезы анализа
432 Информация
433 Методы оценки
434 Результаты оценок
Глава 5 Прямое ценовое регулирование на субфедеральном уровне
51 Основные тенденции и подходы к объяснению
52 Теоретическая модель и свойства равновесия
53 Эмпирическая верификация свойств равновесия
Глава 6 Управление развитием рыночной инфраструктуры в регионах и ее влияние на конкурентную среду
61 Теоретическая модель влияния инфраструктуры на развитие конкурентной среды
62 Эмпирические оценки инфраструктурной обеспеченности регионов и тестирование гипотез
621 Сравнительная характеристика инфраструктурной обеспеченности регионов России
622 Оценка связи уровня и эффективности экономического развития регионов России и характеристик их инфраструктурной обеспеченности
Глава 7 Предоставление субфедеральных налоговых льгот инвесторам и другие общие меры, стимулирующие деловую активность
71 Подходы к анализу и основные положения
72 Гипотезы эмпирического анализа
73 Тенденции в предоставлении налоговых льгот инвесторам и в общих мерах стимулирования деловой активности
74 Методы эмпирических оценок
75 Результаты расчетов и их анализ
Глава 8 Влияние субфедеральной политики на экономическое развитие территорий
81 Обзор основных подходов и результатов
82 Гипотезы анализа и постановка оцениваемой системы
83 Результаты эмпирических оценок

Введение:

Актуальность темы исследования
Проблема развития конкурентной среды и поддерживающей ее институциональной и физической инфраструктуры является одной из самых важных для стран переходного типа, к которым относится Россия. Создание полноценного рынка предполагает высокую степень развития конкуренции, выступающей важнейшим рыночным институтом.
В России, отличающейся высокой степенью монополизации рынка, что явилось следствием целенаправленной политики в советский период, конкуренция между производителями внутри страны развита еще недостаточно высоко. В связи с этим проблема развития и поддержания конкуренции является одной из самых серьезных текущих задач, причем неустойчивость конкуренции как института требует решения этой задачи на основе активного участия государства. Государственное регулирование должно включать сочетание открытости экономики с антимонопольной политикой, устранение разного рода административных барьеров с эффективным контролем для обеспечения добросовестной конкуренцией.
Россия является федеративным государством, поэтому существенное влияние на характеристики экономической и институциональной среды оказывает региональный уровень власти. Субфедеральные органы власти в настоящее время обладают широкими законодательными и исполнительными полномочиями в регулировании многих сфер жизни, и в том числе экономической. Активность субфедерального уровня власти в области экономической политики за годы реформ значительно выросла, о чем свидетельствует принятие субъектами федерации десятков тысяч решений, затрагивающих различные стороны экономического развития. Наряду с общими для многих регионов решениями, наблюдается большое разнообразие моделей экономической и конкурентной политики на региональном уровне, которые эволюционируют во времени, но не имеют тенденции к унификации.
К настоящему времени для России характерна сильная неоднородность регионов по отношению к политике развития конкуренции и обеспечения ее инфраструктуры. Это относится как к физическим элементам инфраструктуры, таким как банки, биржи, транспортные сети, связь и телекоммуникации, так и к институциональным, охватывающим защиту прав собственности, гарантии и льготы инвесторам, регулирование предпринимательской деятельности, ценовой контроль, налоговое законодательство, субсидирование и кредитование бизнеса и др.
Актуальность данной работы связана не только с масштабами и активным характером воздействия методов субфедерального регулирования на конкурентную среду, но и тем, что в условиях экономического роста, который наблюдается в последние годы, политика сдерживания конкуренции оказывается особенно неэффективной как для региона, так и для России в целом, сдерживая рыночную интегрированность страны. Обоснование и реализация эффективных ограничений на региональные инициативы требует изучения механизмов формирования субфедеральной политики и оценки положительных и отрицательных результатов ее воздействия на конкурентную среду и результаты экономического и социального развития регионов и страны в целом.
Степень разработанности проблемы
Несмотря на широкое обсуждение проблем формирования и развития конкурентной среды в России, данная проблематика остается слабо разработанной в отечественной литературе. Еще менее представлены в публикациях российских ученых исследования по вопросам управления конкурентной средой на субфедеральном уровне в стране. Значительная часть исследований, принадлежащих данному направлению, имеет общетеоретический и описательный характер. В ряде работ дается макроэкономический анализ отдельных характеристик конкурентной среды в
России. В нескольких публикациях представлен эмпирический анализ элементов субфедерального регулирования, влияющих на конкурентную среду.
Общие принципы, направления и формы поддержки института конкуренции достаточно хорошо разработаны в зарубежной литературе. Наряду с общими положениями, в публикациях зарубежных авторов представлено достаточно много теоретических моделей, ориентированных на изучение свойств равновесий экономической системы, зависящих от инструментов воздействия на конкурентную среду, при этом используются различные теоретические платформы и рамки анализа, а также исходные предположения относительно свойств экономической системы. Ряд работ этого направления исследований посвящен проблемам переходного периода в российской экономике и роли субфедерального уровня управления в формировании рыночных институтов. Однако в них рассматриваются лишь отдельные элементы конкурентной среды с использованием достаточно узкой эмпирической базы.
Цель и задачи исследования
Целью данной диссертационной работы является разработка математического аппарата анализа основных элементов управления конкурентной средой в России, осуществляемых инструментами субфедерального уровня, позволяющего дать объяснение сложившимся тенденциям, выявить факторы и внутренние механизмы их использования, а также оценить их влияние на характеристики экономического развития территорий.
Для реализации данной цели в работе были поставлены и решены следующие задачи:
1. На основе анализа сложившихся тенденций разработана модель субсидирования производителей региональным правительством, учитывающая процесс политического лоббирования интересов местного бизнеса с выделением двух типов субсидий: на факторы производства и конечную продукцию. Для данной модели получены качественные и аналитические характеристики равновесия, на основе которых сформулированы гипотезы для эмпирической верификации свойств равновесия.
2. Сделан эмпирический анализ и предложена политэкономическая модель предоставления налоговых льгот местным производителям, для которой получена равновесная структура политики налоговой защиты. На основе теоретического анализа равновесия модели получены корреляционные характеристики свойств равновесия.
3. Разработана постановка модели общего равновесия, рассматривающая сочетание субсидирования и налоговых льгот регионального уровня, и получена оценка свойств равновесия этой модели, анализ которых позволил сформулировать гипотезы их эмпирической верификации. На основе данных гипотез сформирована система регрессионных уравнений и выполнена их оценка методами эконометрического панельного анализа.
4. Сформулирована политэкономическая модель регионального ценового контроля и проведен анализ структуры ее равновесия. Свойства равновесия получили проверку на основе эмпирических данных для регионов России, отражающих методы и масштабы прямого ценового регулирования на субфедеральном уровне в России.
5. Предложена постановка теоретической модели влияния рыночной инфрастуктуры на развитие конкурентной среды с учетом политических ограничений. Для данной модели выполнен анализ структуры равновесия для различных ситуаций. В целях верификации выводов модели для Российской экономики дана сравнительная оценка тенденций в развитии и неоднородности в обеспеченности по различным элементам рыночной и институциональной инфраструктуры рынка регионов России, оценено их влияние на уровень и темпы экономического развития территорий страны.
6. Сформулирована постановка эконометрической модели предоставления налоговых льгот инвесторам. На основе данной модели с использованием панельных данных проведен эконометрический анализ, который включал описание тенденций, факторов и межрегиональной неоднородности в данной инициативе субъектов российской федерации.
7. Специфицирована эконометрическая модель и дана оценка влияния субфедеральных рычагов управления конкурентной средой на показатели экономического развития регионов России в долгосрочной и краткосрочной перспективе. Оценка опиралась на эконометрический панельный анализ.
Объектом исследования диссертации выступали субъекты Российской Федерации.
Предметом исследования являются методы управления конкурентной средой субфедерального уровня, механизмы их использования и эффекты на динамику экономического развития регионов России.
Теоретическая и методологическая основа исследования
Теоретической основой диссертационной работы являются следующие разделы современной экономической науки: экономика общественного сектора (Мюсгрейв Р., Стиглиц Д., Якобсон Л.И.), теория общественного выбора (Мюллер Д., Хилман А.), институциональная экономика (Нестеренко А.Н., Норт Д., Уильямсон О., Ходжсон Д., Шаститко А.Е., Эггерсон Т.), теория экономического регулирования (Шпульберг, Лаффонт Ж., Тироль Ж., Стиглер Г.), микроэкономика (Мае - Колелл А., Нуреев P.M.) и политическая экономия (Алесина А., Перотти Р., Дразен А., Персон Т., Роланд Г., Табеллини Г.).
Работа также опирается на работы, посвященные проблемам переходной экономики (Агийон Ф., Бланшар О., Кастаньера М., Попов В.В., Деватрипонт М., Шляйфер А., Липтон Д., Сакс Д., Маскин Е., Маккинон Р., Роланд Г., Свейнар Я.) и разделам экономики федерализма (Байли С.,
Вейнгаст Б., Лавров А., , Мартинес - Вазкуез Ж., Оатс В., Петерсон Т., Полищук Л.И., Трайзман Д.).
Методологической основой выработки основных подходов и формулировке исходных гипотез анализа являются работы, посвященные различным аспектам опыта субфедерального регулирования в мире и в России (Авдашева С., Аренд Р., Аузан А.А., Крючкова П.В., Берковиц Д., Вижина И.А., Глущенко К.П., Кузнецова О.В., Лавров А., Минакир П.Н., Полищук Л.И., Попов В.В., Симачев Ю., Суспицын С.А., Шаффер М., Шляйфер А., Чен И.).
Представление об особенностях отдельных аспектов субфедерального управления и их влияния на конкурентную среду регионов получено из работ, посвященных отдельным характеристикам регионального развития (Кругель Г., Циолко М., Муханова Е.Б., Новоселов С.А., Новиков В., Кравченко Н.А., Оатс В., Шваб М., Петро Н., Попов В.В., Суспицын С.А., Хенсон Ф.).
Математический аппарат исследования включает оптимизационные задачи (Мае - Колелл А.), теорию игр (Лаффонт Ж., Тироль Ж.) и эконометрический анализ (Балтаги Б., Грин В., Доугерти К., Интрилигатор М., Матиаш Л., Севестре Р., Улдбридж Ж., Хайяши Ф.). Предложенные математические модели являются развитием и адаптацией конкретных постановок задач, предложенных Гроссманом Г. и Хелпманом Е., Агийоном Ф. и Шанкерманом М.
Основная научная идея диссертации состоит в том, чтобы предложить математический аналитический аппарат, позволяющий дать анализ методов управления конкурентной средой на региональном уровне в России, выявить и объяснить существующие тенденции, показать механизмы формирования субфедеральной версии конкурентной политики, а также оценить, на сколько значительно их влияние на экономическое развитие территорий.
Обоснованность и достоверность результатов, выносимых на защиту, обеспечены применением научной методологии, использованием достижений классической экономической теории, математической экономики и эконометрии, подробным обсуждением адекватности исходных предположений и гипотез, строгим математическим обоснованием и эмпирической верификацией утверждений и выводов.
Научная новизна диссертации заключается в разработке математического аппарата, расширяющего возможности анализа инструментов воздействия субфедерального уровня власти на конкурентную среду в регионах, а также выделения факторов формирования конкурентной политики. В частности:
• адаптирована игровая модель политического лоббирования и протекционизма местных производителей Гроссмана Г. - Хелпмана Е. [139] к условиям использования инструментов субфедерального регулирования (различного типа субсидирования, предоставления налоговых льгот и ценового регулирования) с учетом особенностей и ограничений регионального рынка и политического процесса регионального уровня;
• рассмотрены несколько вариантов постановок модели регионального протекционизма, для которых получены аналитические выводы равновесий и описаны условия сочетания нескольких инструментов защиты местных производителей;
• на основе широкого эмпирического материала и эконометрического анализа выявлены тенденции и верифицированы свойства структуры равновесий теоретических моделей в отношении субсидирования, предоставления налоговых льгот и ценового регулирования на субфедеральном уровне;
• модель влияния рыночной инфрастуктуры на развитие конкурентной среды Агийона Ф. и Шанкермана М. [96] дополнена учетом политических ограничений, равновесия данной модели описаны для различного сочетания исходных свойств региональной системы; верификация модели проведена на основе эмпирического анализа межрегиональных различий в развитии рыночной физической и институциональной инфраструктуры регионов и оценок влияния элементов инфраструктуры на уровень и динамику развития t регионов России;
• специфицирована эконометрическая модель, с ее использованием представлен анализ тенденций и факторов привлечения инвестиций с помощью налоговых льгот субфедерального уровня инвесторам;
• сформулирована постановка эконометрической модели и дана на ее основе эмпирическая оценка влияния мер воздействия на конкурентную среду субфедерального уровня на характеристики экономического развития регионов России.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
Теоретическое значение выполненной диссертационной работы заключается в развитии аналитического аппарата исследования сочетания политических и экономических факторов субфедеральной экономической политики. Результаты данной работы использованы в учебных и методических целях на экономическом факультете НГУ. Материалы диссертации нашли применение на практических занятиях курса «Модели и методы прикладного экономического анализа», который является частью обязательной программы экономического факультета НГУ. Ряд результатов эмпирической части исследования демонстрируется в спецкурсе «Эконометрический анализ панельных данных» ЭФ НГУ.
Практическое значение работы состоит в оценках эффективности регионального регулирования в России за годы реформ и в рекомендациях в отношении компетенции и ограничений субфедерального уровня власти в сфере экономического управления и промышленной политики. Результаты данного исследования послужили теоретической основой для следующих прикладных работ, в которых автор принимал участие: «Диагностика финансового состояния и качества управления региональными финансами в Новосибирской области» и «Экспертиза исполнения бюджета г. Новосибирска».
Апробация работы
Исследования, лежащие в основе диссертационной работы были поддержаны грантами Российской программы экономических исследований «Межрегиональная налоговая конкуренция за инвестиции в России» и «Барьеры регионального ценового регулирования в России»; грантом Research Support Scheme Института "Открытое Общество" «Межрегиональная налоговая конкуренция и перспективы регионального развития в России»; грантом Центра политических исследований Центрального Европейского Университета «Региональный протекционизм в России: преимущества и недостатки»; грантами Российского гуманитарного научного фонда «Субфедеральная экономическая политика в России: эмпирический анализ», «Управление конкурентной средой на субфедеральном уровне в России: тенденции, результаты, эффективность», грантом Российского фонда фундаментальных исследований «Экономическое развитие регионов в условиях мягких бюджетных ограничений», грантом Московского научного фонда «Рыночная инфраструктура и развитие конкурентной среды: межрегиональный аспект».
Результаты, включенные в диссертацию, были доложены, обсуждены и одобрены на следующих встречах, семинарах и конференциях: I ежегодная международная конференция Мирового банка «Global Development Network» (Германия, Бонн, декабрь, 1999), II ежегодная международная конференция Мирового банка «Global Development Network» (Япония, Токио, декабрь, 2000), III международная конференция "Реформирование общественного сектора" (Санкт-Петербург, июнь, 2000 г.), круглый стол Московского общественного научного фонда «Налоговая и бюджетная политика в России» (Москва, октябрь, 2000), конференция молодых ученых СО РАН (Новосибирск, декабрь, 2001 г.), конференция Ассоциации исследователей экономики общественного сектора (ASPE) "Реформирование общественного сектора" (Санкт-Петербург, май, 2002 г.), семинар для руководителей и специалистов органов власти субъектов Российской Федерации
Диагностика системы управления региональными финансами: опыт и методология проведения» (Москва, март, 2003 г.), V ежегодная международная конференция Мирового банка «Global Development Network» (Дели, Индия, января, 2004 г.), публичная лекция «Региональный протекционизм в России: преимущества и недостатки» в Центральном Европейском Университете (Будапешт, Венгрия, март 2004 г.), методологические семинары Российской программы экономических исследований (зимние 1998, 1999, 2002, 2003 гг., летние 1999, 2002, 2003 гг.) общеинститутский методологический семинар ИЭОПП СО РАН (июль, 2001 г.) и несколько методологических семинаров отдела территориальных систем.
Публикации
По теме диссертации опубликовано 28 работ общим объемом 45 п.л. Среди них монография «Рыночная инфраструктура и развитие конкурентной среды: межрегиональный аспект» (в соавторстве с Веселой JI.C., Ендовицким Д.Н. и Зверевым Д.В.), статьи в рецензируемых журналах «Quantitative analysis of the regional protection in Russia» (Croatian International Relations Review, 10(34/35), pp. 41-57), «Региональный протекционизм: позитивный анализ» (Вестник НГУ. Серия социально-экономические науки, 2002, том 3, выпуск 1, с.146 -171), «Субфедеральная экономическая политика в России: закономерности и эффективность» (Вестник НГУ. Серия социально-экономические науки, 2001, том 1, выпуск 2, с. 102 -117), «Конкурентоспособность регионов сосредоточения предприятий ВПК России» (Регион: экономика и социология», 2001, № 4, с. 163 - 175, в соавторстве с Казанцевым С.В.), Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на распределение инвестиций по регионам: эмпирический анализ (Регион: экономика и социология, 2000, №2, с. 118-131), «Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на привлечение инвестиций в регионы России» (Инвестиции в России, 2000, №2, с. 118 - 131), «Бюджетная региональная политика и стимулы экономического развития регионов»
Регион: экономика и социология, 2000, № 3, с. 133-143, в соавторстве с Сумской Т.В.).
Структура работы
Диссертация объемом 304 страницы состоит из введения, восьми глав, заключения, списка использованной литературы из 213 источников и шести приложений.
Просмотров: 171 | Добавил: Борис81 | Рейтинг: 0.0/0
Календарь
«  Октябрь 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031